Я обратился к Богу, когда мне было 22 года. Мой отец не разделял мою веру, поэтому мне было тяжело обращаться к нему за духовным советом. Он любил и воспитывал меня. За это я всегда буду ему благодарен. Теперь его уже нет в живых, и я по нему скучаю. Он был моим биологическим отцом, однако не был мне отцом духовным.
Мне на помощь пришел пастор местной церкви; он проводил со мной время и воспитывал меня в христианской жизни. Сегодня я вспоминаю о нем с любовью и благодарностью. Хотя он и не был моим биологическим отцом, он был для меня духовным отцом.
Для своих детей человек может быть биологическим отцом, но даже будучи при этом верующим человеком, он может не быть отцом духовным. Это не согласуется с библейским идеалом. Если мы рождены свыше, мы хотим быть для наших детей и биологическими, и духовными отцами. Я надеюсь, что, с Божьей милостью, мне удастся вооружить и мотивировать биологических отцов с радостью взять на себя ответственность и привилегию быть духовными отцами для своих детей.
Сначала сын, потом отец
Бог, в первую очередь, — это Отец. “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа” (Ефесянам 1:3). “Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое” (Матфея 6:9). Через чудо нового рождения Бог принимает нас в Свою семью. Мы становимся Его детьми, а Он — нашим Отцом.
Бог создал отцов и семьи, чтобы прославить эту вековечную реальность, и чтобы биологические отцы, зная Его и подражая Ему, могли стать отцами духовными. “Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала” (1-е Иоанна 2:13). Это «знание» превыше знания академического. Это знание, основанное на опыте. Но оно не дается легко. Это результат духовного труда на протяжении всей жизни.
Отцы, подражайте Отцу Небесному
Святой Дух — это уполномоченное лицо нашего Небесного Отца. Он открывает Отца нам. По мере того, как Он это делает, мы становимся духовными отцами. Например, как Илия, Елисей, Иоанн Креститель и Павел. Каждый из них был исполнен Святым Духом. Каждый был холост. Ни у кого не было биологических детей, и все же, по иронии судьбы, люди Божьи называли каждого из них «отцом».
Что сделало этих людей примерными духовными отцами? Они «знали» Бога Отца и подражали Ему. Вот три качества Божьего отцовства, которые эти люди видели и которые приняли.
Дисциплинируйте с любовью и милостью
Бог Отец – милостив и строг; такими же должны быть и духовные отцы, которые подражают Ему. Никогда не должно быть одного без другого. Они всегда сочетают в себе обе эти черты. Они поступают так, потому что так поступает наш Отец Небесный. Он наказывает детей, которых любит.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евреям 12:7–8).
Так же и Илия наказывал Израиль. Из-за того, что они поклонялись идолам, он призвал засуху на Израиль (1 Царств 17). Через Елисея, Своего ученика, Бог осудил жадность Гиезия. Иоанн Креститель проповедовал грядущий суд Божий (Матфея 3:8–12), а Павел неоднократно предупреждал своих духовных детей о том, что, в случае необходимости, он будет использовать свою власть для наказания тех, кто не раскаялся (1 Коринфянам 4:18; 5:5; 2 Коринфянам 1:23-24).
Но наш Отец Небесный также и милостив. Бог назвал Себя Отцом сирот (Псалом 67:6). Он «человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). Потому Илия и Елисей, будучи неженатыми и бездетными, воскресили детей из мертвых (1 Царств 17:17–24; 2 Царств 4).
Бог послал Иоанна Крестителя фактически «в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» (Луки 1:17). Дух и сила Илии заботится о вдовах, сиротах и детях. Точно так же Павел красноречиво говорил о своей привязанности к церквам, которые он же основал (Филиппийцам 1:8).
Дисциплина без любви может оказаться тиранией. Любовь без дисциплины навредит детям, испортит их. Но если эти два качества соединены в одном мужчине, то он движется целенаправленно по пути духовного отцовства.
Учите, а затем показывайте на деле
Бог учил, а затем отразил Свое учение в Своем Сыне. Видев Иисуса, мы видим Бога-Отца (Ин. 14:9). Учение Сына было настолько обширным, что апостол Иоанн назвал Его Словом Божьим, а Иисус воплотил в крови и плоти все, чему учил. Илия, Елисей, Иоанн Креститель и апостол Павел делали то же самое.
Я не говорю, что духовные отцы всегда являются идеальным примером. Отнюдь. Я хочу сказать, что они максимально эффективно учат своих детей согласно Библии, а затем чистосердечно, на своем примере исполняют это учение. Для большинства отцов самое лучшее время для этого — вечер. Каждый вечер в присутствии вашей жены и детей вы можете открывать Библию на десять или пятнадцать минут, объяснять и применять прочитанное, а затем демонстрировать его на деле.
Подлинная вера и чистосердечность мужчины проявляются тогда, когда мужчина готов признать свою неправоту. Если вы неуважительно относились к своей жене, извинитесь перед ней в присутствии ваших детей. Если вы несправедливо наказали ребенка, попросите у него прощения. Ваши слова извинений сообщат им, что вы чрезвычайно серьезно относитесь к послушанию, что вас не устраивает жизнь во грехе и что вы стараетесь жить согласно тому, чему учите.
Объедините инициативу и смирение
Бог Отец сочетает в Себе смирение и инициативу. Смирение — это способность видеть себя таким, какой я есть на самом деле, вне благодати Евангелия. То есть, говоря словами Откровения 3:18, я «нищий, жалкий, бедный, слепой и нагой». У скромного мужчины нет иллюзий по этому поводу. Он знает, что он лишился славы Божьей, и не ждет, что своими делами он удостоится отношений с Богом. Он радостно живет по благодати, а не по делам. Он в мире со своим Богом и своими обстоятельствами. Несмотря на свои слабости, он радуется любви, которую он не заслужил, но которую подарил ему милостивый Отец.
Многие думают, что скромные люди слабы и пассивны. Истина с точностью до наоборот. Смирение — это результат великой веры, а вера всегда действует. То есть, она берет инициативу! К. С. Льюис когда-то говорил, что мужественность — это готовность брать на себя инициативу. Бог является великим инициатором. Он инициировал творение, искупление и наше спасение. Точно так же духовные отцы берут на себя инициативу. Это особенно важно в духовных вопросах, таких как семейная молитва, изучение Библии, посещение церкви и обсуждение духовных вопросов.
Притягивающее Отцовство
Все это необходимо выполнять с милосердием. Отец может делать все правильно, и все же, несмотря на это, один из его детей не будет относиться к нему как к духовному отцу. Здесь нам нужно опираться на тайну Божьего суверенитета. Также и матерям-одиночкам не следует отчаиваться. Бог — Отец сирот. Это значит, что Он компенсирует Собой отсутствие биологического отца. Вверьте себя Его бесконечной милости. Доверьтесь Ему и Он будет действовать.
Эффект данных трех качеств отцовства — дисциплина и любовь, учение и чистосердечность, смирение и инициатива — является притягивающим. Они делают из биологических отцов духовных — и это как магнитом притягивает детей.
Данный принцип также имеет крайне важное значение для пастырей поместных церквей. Все начинается дома, в семье. По мере того, как пасторы и старейшины становятся духовными отцами для своих биологических детей, их церкви, как и их биологические семьи, становятся духовными семьями. “Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?” (1 Тимофею 3:5). Способные старейшины сначала становятся духовными отцами для своих детей, затем — духовными отцами для поместной церкви.
Одним из влияний Евангелия на жизнь мужчины является то, что биологический отец становится духовным отцом для своих детей. Несмотря на то, что мы живем в падшем мире и часто не достигаем этого идеала, давайте будем чистосердечно трудиться для достижения этой цели.
Автор — Уильям Фарли / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!