Как христиане должны относиться к психически больным?

Как христиане должны относиться к психически больным?

Как верующие должны относиться к факту психической болезни в жизни других христиан или в своей собственной жизни?

Возможно, наиболее правильная реакция на психические болезни – это та реакция, которая имеет место в случае любой другой болезни. Как правило, причины других (обычных) болезней не кроются в самом человеке, и больной, таким образом, является невинной жертвой обстоятельств. Это справедливо и в отношении психических болезней. Человек, страдающий таким недугом, не виноват в этом. У психической болезни есть какая-то причина – психологическая причина. Это может быть элементарный химический дисбаланс или какая-то неизвестная причина – например, не поддающийся обнаружению аневризм. Это может быть повреждение мозга, деформация при родах. Поэтому нельзя относиться к психической болезни как к какому-то пороку в характере человека, как к моральному дефекту. И нельзя, таким образом, пренебрежительно относиться к тем, кто страдает психическими расстройствами, потому что они и так весьма переживают по этому поводу – больше всех нас!

Я когда-то работал в этой сфере и знаю, что к таким людям отношение часто бывает пренебрежительным, предубежденным. Психическое заболевание воспринимается многими как клеймо позора. Но психически больные – такие же люди, как мы. Мы все серьезно больны. Мы являемся падшими созданиями из-за своей греховной природы. Просто у некоторых людей последствия греховности проявляются несколько иным способом, чем у нас. В Австралии специальная правительственная комиссия по вопросам психических заболеваний указывает, что трое из четверых пациентов с психическими отклонениями сталкиваются с негативным, предубежденным отношением к себе со стороны других. Будем ли мы осуждать человека за то, что он сломал руку и решил воспользоваться медицинской помощью? Точно так же у нас нет права осуждать тех, кто страдает психическим расстройством. Мы можем только молиться о них и поддерживать их – можем относиться к ним с уважением, подчеркивая их человеческое достоинство.

Психически больной должен пользоваться всеми теми правами и возможностями, что и все другие больные. Если мы не дискриминируем больных раком, то не должны дискриминировать и страдающих психическими заболеваниями. Бывает, что психические расстройства вызывают и усугубляют некоторые дополнительные факторы. Кто знает, через что, например, прошел ребенок, которого родители запирали в подвале на протяжении 7 лет? Психические отклонения могут быть результатом серьезного вербального, эмоционального, физического и сексуального насилия – жизни в постоянном страхе. Многие душевнобольные, однако, выздоравливают. Всегда есть надежда. Факты показывают, что состояние многих из них улучшается. Некоторые возвращаются к нормальной жизни, и вы не определите их в толпе людей. Есть сотни тысяч свидетельств о выздоровлении таких людей – как и о тех, кто смогли победить рак. Но если даже состояние безнадежное, мы должны относиться с уважением к таким людям – как и к любым другим больным.

psych2

Возможно, лучшими экспертами в вопросах психических расстройств являются как раз те, для кого эта проблема стала каждодневной реальностью. Я говорю о самих душевнобольных и о членах  их семей. И тем, и другим очень непросто. Те, у кого в семье есть душевнобольные, страдают почти так же, как и сами больные. Душевнобольные часто прекрасно понимают, что их болезнь причиняет боль их родным – что лишь усугубляет страдания самих больных. Но, снова-таки, надежда есть. И один из аспектов этой надежды – получение необходимых знаний. Есть много практических знаний, которые помогают как самим психически больным, так и их близким. В настоящее время, благодаря новым технологиям, врачи могут предложить намного больше надежды на выздоровление, чем в прошлые времена.

В жизни христиан, страдающих психическими расстройствами, вера в Бога играет огромную роль. Все для них в этом мире кажется неустойчивым, нестабильным – кроме вечной Скалы, кроме Сына Божьего Иисуса Христа. Если кому-то нужен надежный якорь среди житейских штормов, им является Христос. Он прочнее Гибралтарской Скалы. Он – Скала Спасения, Хлеб Жизни, Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Он все во всем. Как писал Павел, “Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:17). Он может вновь восстановить наш внутренний мир, когда, кажется, он распадается на части.

Если Бог является той “третьей прядью”, благодаря которой “нитку тяжело порвать” (Екл. 4:12), нам легче в этой жизни преодолевать различные трудности. У нас есть надежда в этой жизни, потому мы верим в жизнь грядущую. Нам проще переносить нынешние страдания, когда мы знаем, что они “ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8:18). И какие бы ни возникли в жизни трудности, “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28). Вполне возможно, что некоторые психические расстройства связаны с духовными проблемами – ведь мы устроены в сложной взаимосвязи духа, души и тела. Однако если мы сразу же отвергаем возможность психического недуга, автоматически предполагая какой-то духовный порок в человеке, наши действия могут стать глубоко неправильными и разрушительными по отношению к этому человеку. Христианство может предложить кое-что лучше, чем огульные обвинения душевнобольных в грехе. Разумеется, у некоторых духовные проблемы выливаются в психические расстройства, но и в этом случае мы не должны занимать позицию судьи. Один Бог знает, через какие испытания приходится проходить этим людям.

Я писал эту статью с надеждой, что она поможет нам правильнее реагировать на психические расстройства – в нас самих, в членах наших семей, в наших церквях и в обществе в целом. Эти люди страдают из-за ненужного стыда и чувства вины. Давайте проявим к ним больше милости и позволим Богу использовать страдания этих людей для укрепления их веры. Нет абсолютно одинаковых ситуаций. Все мы – треснутые сосуды, и только Бог может восстановить нас. Поэтому, давайте молиться о душевнобольных. Давайте поддерживать их, ободрять. И давайте  не будем судить их и относиться к ним согласно установившимся стереотипам. Возможно, исцеление некоторых из них произойдет не в этой жизни, но в будущей. И это нормально. Мы живем в предвкушении жизни грядущей – того, что ожидает нас в будущем. Давайте “взирать на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евр. 12:2). Когда мы увидим, наконец, нашего Господа своими глазами, наступит конец всем страданиям, всякой боли и болезни. Смерти больше не будет. Нас ожидает величайшее блаженство быть в присутствии Господа и лицезреть Его (Отк. 21:3; 22:4).

Голос Истины по материалам Watch Christians

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!