Недавно я посетил дискуссию по книге «Просто христианство» К. С. Льюиса в книжном клубе. Изучая книгу в течение нескольких недель, в остальном вполне кроткие фанаты Льюиса внезапно перешли от размахивания пальмовыми ветвями к воплю: «Распни его!»
Этот переворот был вызван следующим принципом, обнаруженном в главе о благотворительности (Христианская любовь):
Правило для всех нас совершенно простое. Не тратьте время на беспокойство о том, любите ли вы ближнего своего; действуйте так, словно любите.
«Богохульство!» – возопили несколько человек, а один даже попытался разорвать на груди футболку от Ральфа Лорена. «Это, – утверждал их неформальный лидер, – попахивает ментальностью в духе «притворяйся-пока-не-получится», которую нельзя терпеть в рамках христианской концепции любви».
«Неискренняя любовь – это не любовь!»
«Если вы ее не чувствуете, вы не сможете любить».
«Мое правило – искренность на все сто!»
Шекспировское сборище орало все громче и громче, одна жалоба подпитывала следующую.
Будь кем-то большим, чем ты есть на самом деле
И пока крестьяне-христиане хватались за вилы, все более очевидным становилось, что в их глазах Льюис нарушил закон самовыражения: закон быть воистину самим собой. Психология внушила нашему поколению мысль о том, что самовыражение является высшим благом. Если вы этого не чувствуете, это не аутентично и, следовательно, не реально. Это, в сочетании с определением, что любовь — почти исключительно теплое чувство, находящееся глубоко внутри нас, создает представление об осквернении идеи любви человеком, не испытывающим любви, но вынужденным вести себя как человек любящий.
Главная проблема с любовью, соответствующей правилу «подожди, пока не почувствуешь ее», заключается в том, что такая любовь — она скорее из Голливуда, чем из Библии. Она в корне подрывает две величайшие заповеди, данные Иисусом. Заповеди возлюбить Господа и ближнего часто атакуют эту любовь, подавляют наши естественные влечения и неудобства нашего самовыражения:
• Возлюби ближнего своего как самого себя, независимо от того, обидел ли он тебя.
• Возлюби ближнего своего как самого себя, независимо от того, насколько он непопулярен.
• Возлюби ближнего своего, как самого себя, несмотря на то, что он воплощает в себе все те неприятные черты, о наличии которых у себя ты даже не подозревал, пока не встретился с ним.
Или, что еще более важно:
• Люби Бога, независимо от того, насколько ты занят.
• Люби Бога, как бы ты на Него ни сердился.
• Люби Бога, независимо от того, насколько ты болен, устал или сбит с толку.
Никакие сноски, звездочки или оговорки не указывают на присутствие нюансов в этих двух заповедях. «Я этого не чувствую», — это проблема, которую нужно преодолеть, а не предлог для непослушания.
Притворяйся, пока не получится
Эти мужчины и женщины, которые почувствовали напряжение в принципе Льюиса, по праву раздражались, потому что наши чувства в идеале должны предшествовать нашим действиям, выражающим любовь к Богу и ближним. Но вы наверняка со мной согласитесь — часто так не получается. Наши чувства незрелы – они склонны дуться, визжать и обиженно молчать. И, к сожалению, они часто сердятся на тех, кого любят больше всего.
Итак, принимая во внимание, что наши падшие чувства не искуплены полностью, что мы должны делать в ситуациях, когда не чувствуем себя любящими? Я предлагаю следующее: имитировать это чувство, пока Он не сделает его настоящим.
Несогласные были правы в борьбе с любовью в стиле «притворяйся, пока не получится», потому что мы сами не делаем ничего, что пребывает долгое время. Мы можем изобразить временную симпатию и сострадание к людям, но глубокое сердечное изменение по отношению к другим (которое прославляет Господа и на самом деле их любит) проистекает от самого Бога (Галатам 5:22-23). Действительно, это возможно только после того, как Бог дает нам новое сердце.
Поступая честно
Итак, мы должны действовать.
Вместо того, чтобы ждать, пока ваши внутренние чувства наберут соответствующее количество любви к кому-то, задайте себе вопрос в стиле Льюиса: Что бы я сделал, если бы у меня были соответствующие чувства к ним? Смогу ли я сойти с дивана и извиниться перед своей женой? Позвоню ли я родственнику, с которым не разговаривал годами? Приглашу ли своего соседа на ужин?
Используйте свое Богом данное воображение, чтобы представить, как выглядит любовь, и затем сделайте это.
И молитесь, пока действуете.
Мы не хотим вечно жить в расхождении между действиями и чувствами – и слава Богу, что и не будем. Но ожидая того, чтобы быть более похожим на Него (1-е Иоанна 3:2), мы молим Бога расширять наши искупленные, но еще слишком тесные сердца. С молитвой мы поступаем так, словно на самом деле это чувствуем. Мы ставим телегу перед лошадью и просим Бога сделать так, чтобы лошадь поскакала. Мы мягко реагируем на замечания коллег, будто любя их, при этом прося Бога дать нам настоящую любовь к ним.
Другое название для такого вида любви — просто вера. Мы не скрежещем зубами, «притворяясь» в традиционном смысле. Мы «притворяемся», глядя на Христа и ожидая, что Его Дух завершит начатое Им в нас (Филиппийцам 1:6). Без веры в своих действиях мы уподобляемся фарисеям и не угождаем Богу (Евреям 11:6).
Великий секрет
Удивительно, но Бог часто дает чувства, необходимые нам в те моменты, когда мы действуем до того, как почувствуем. Я испытал реальность того, что Льюис прекрасно описывает в следующем предложении:
Как только мы делаем это, мы обнаруживаем один из великих секретов. Когда вы ведете себя так, будто любите кого-то, вы вскоре полюбите его. Если вы причиняете вред кому-то, кто вам не нравится, вы обнаружите, что они не нравятся вам еще больше.
Это правда, что ваши действия часто проистекают из ваших чувств, но также верно, что и ваши чувства проистекают из ваших действий. Отсутствие действий во имя «подлинной любви» на самом деле преграждает путь потоку чувств, который мог бы проистекать, если бы вы действовали.
У меня есть хорошие друзья, которых я поначалу не выносил. Но по мере работы Господа надо мной, Он дал мне возможность действовать так, как будто я любил их, прежде чем я действительно полюбил их – и вскоре последовала настоящая любовь. Чем больше я вкладывал свои силы, время и мысли в этих людей, тем больше мое сердце убеждалось в том, что я действительно их люблю.
Любовь – это дар Божий, часто даваемый тогда, когда мы действуем до того, как почувствуем.
Он уже сделал это
Чем больше я стараюсь применить этот принцип в своей жизни, тем больше обнаруживаю возможностей для его применения.
- Вы искушаемы бояться человека? Как бы вы действовали, если бы у вас не было этого безбожного страха? Действуйте, прося Бога дать вам освобождающий страх пред Ним, а не перед человеком (Исаия 8:12-13).
- Вы искушаемы тревогой? Как бы выглядела надежда на Господа всем сердцем в этой ситуации (Притчи 3:5)? Действуйте, и просите Бога дать вам Его мир (Иоанна 14:27).
- Вы соблазняемы похотью? Как будет выглядеть почитание Бога по отношению к этой девушке, парню или экрану компьютера? Действуйте, и просите Бога убить похоти, все еще произрастающие в вашем сердце.
В итоге, мы «притворяемся до тех пор, пока не получится» потому что, на самом-то деле, у Него уже получилось — Он уже это совершил. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» (2 Коринфянам 5:17). Мы не изображаем тех, кем не являемся; мы «облекаемся» в то, кто мы уже есть на самом деле, хотя и не чувствуем себя соответствующими этому (Колоссянам 3:1-17).
Как христиане, мы имитируем любовь не для того, чтобы избежать реальности, но чтобы жить в ней более полно.
Автор — Грег Морзе / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталия Наказнюк для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!