Как нам уважать других, не соглашаясь с их ложными верованиями?

Как нам уважать других, не соглашаясь с их ложными верованиями?

Как нам уважать людей, которые придерживаются ложных представлений о Боге? Этот вопрос довольно конкретный, но в то же время дает возможность для более детальной дискуссии. Сам вопрос был задан Джону Пайперу слушателем его подкаста из Шри-Ланки.

«Уважаемый пастор Джон, мы, христиане, составляем меньшинство в стране, где преимущественно живут буддисты. В нашей стране, буддийское духовенство, приветствуя буддийского священника, кланяется ему, сложив руки у груди, в то время как сами буддисты преклоняются пред ним лицом до земли. Мы, христианине, считаем такую практику неуместной. Поскольку нам не удалось найти четких наставлений по этому вопросу в Писании, не могли бы вы помочь нам разобраться в этом, для того, чтобы мы продолжали почитать Господа и Его Имя на нашей земле?»

Всемирная истина

Мне нравится получать вопросы, которые затрагивают ситуации, места и отношения между людьми, отличные от привычных мне. Это помогает мне понять насколько некомпетентным может быть мой подход к этим ситуациям, но в то же самое время насколько универсальным является Христос и Его Слово в любой части мира.

Меня завораживает мысль о том, что кто-то, находясь в Шри-Ланке, может полагать, что некий пастор, сидя у себя в комнате, где-то в Миннеаполисе, штат Миннесота, за десять тысяч миль, может поделиться чем-то из Слова Божьего, что будет полезным в его культуре. Это просто потрясающе.

Я надеюсь, что мои мысли будут полезными. Мне трудно даже пытаться здесь что-то советовать, но если я буду придерживаться Слова Божьего, возможно, Бог сделает из этого нечто полезное.

Я спрашиваю себя: «Как я могу почитать (в частности я говорю про себя и верующего из Шри-Ланки) два вида учения в Новом Завете, которые, несмотря на все трения между собой, формируют наши взаимоотношения с представителями других религий, будь то в Америке или Шри-Ланке, включая и лидеров этих религий?» В данном случае, мы говорим о буддийском священнике. Здесь я хочу поделиться с вами двумя видами учения.

how-do-we-respect-others2

Всех почитайте

С одной стороны, апостол Петр говорит нам: «Всех почитайте. Братство любите. Бога бойтесь. Царя чтите» (1 Петра 2:17).

В этом стихе упоминается о четырех видах проявления любви. Во-первых, христиане должны почитать всех на основании того, что все мы люди, созданы по образу Божьему и, возможно, однажды станем братьями и сестрами во Христе. По крайней мере, нам бы очень этого хотелось.

Во-вторых, существует другой вид любви — это любовь между братьями и сестрами во Христе.

В-третьих, наша безусловная любовь к Богу, почитание и покорность Ему, нашему Создателю и Искупителю.

В-четвертых, существует особый вид почтения — то же самое слово используется в конце этого стиха — почтение царя. Это особый вид почтения, который мы оказываем людям во власти.

Давайте теперь разбираться. Буддийские священники в Шри-Ланке не являются нашими братьями во Христе. Они не находятся в этой категории. Могу предположить, что они также не принадлежат к представителям местной власти. И я также допускаю, что они не являются представителями государственной власти: они не губернаторы, не цари и даже не принцы. Но все они люди.

И поэтому мы, христиане, должны их уважать. Я вернусь к этой теме немного позже. Это первое учение в Новом Завете, с которым мы встречаемся — всех почитайте.

Выйдите и отделитесь

Существует и другое учение, которое предостерегает нас от трех заблуждений.

how-do-we-respect-others3

Прежде всего, Новый Завет говорит о том, чтобы мы избегали всего, что заставило бы незрелого верующего усомниться и поколебаться в вере. На память приходит 1-ое Послание Коринфянам:

«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного [или, можно сказать, о преклонении перед буддийскими священниками] мы знаем, что идол [или буддийский священник и то, что он представляет] в мире ничто [то есть, ничто - это именно то, чего он придерживается] и нет иного Бога, Кроме Единого. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов [или буддийские храмы и священников], едят идоложертвенное [то есть, преклоняясь пред ними, действительно почитают их взгляды], и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1 Кор. 8;4,7).

Из этого стиха видно, что ради новообращенных и незрелых в вере верующих, нам лучше всего избегать любого рода публичных проявлений религиозного почтения буддийским священникам. Это первое предостережение.

Новый Завет также говорит о том, чтобы мы избегали всего, что могло бы затуманить представление о Христе и спасении с одной стороны, и учения о других религиях с другой. Это второе предостережение.

Обратимся ко 2-му Посланию Коринфянам 6:14-18:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверующими. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (или Буддой)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами?..И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель»

Смысл этих риторических вопросов заключается в том, чтобы показать нам, что у нас намного больше различий с другими религиями, чем нам может казаться, и поэтому наша задача продемонстрировать эту разницу, чтобы она была очевидна.

Новый Завет также дает нам и третье предостережение. Он учит нас говорить и делать то, что поможет людям понять уникальность и необходимость Евангелия благодати Божьей.

В Деяниях 20:24, апостол Павел говорит следующее: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей».

The apostle Paul, 1635, by Rembrandt (1606-1669), oil on canvas, 135x111 cm. (Photo by DeAgostini/Getty Images)

В этом и заключается наша цель — служить и проповедовать. Свидетельствовать другим людям о Евангелии благодати Божьей, даже если это будет стоить нам жизни.

Это два вида учения в Новом Завете, которым нам необходимо следовать. Первое говорит о необходимости почитать всех людей, включая буддийских священников, а второе призывает нас соблюдать четкое разграничение между нами и нашей прежней религией, из которой мы вышли.

Пути любви

Позвольте мне завершить свое послание, возвращаясь к тому, как может выглядеть выражение уважения буддийскому священнику. Я уверен, что в каждой культуре есть пути выражения уважения людям просто на основании того, что они люди, а не на основании того, во что они верят. Конечно же, это не всегда просто, но в этом и заключаются культурные различия не только в Шри-Ланке, но и здесь в Миннеаполисе.

Я не живу в Шри-Ланке, и поэтому не уверен как это будет выглядеть там. Но убежден, что нам нужно стремиться к следующему: вести себя порядочно, избегать проявления гордости и самовосхваления, стремиться строить отношения с людьми и не относиться к ним предвзято, всегда быть готовыми поделиться нашим свидетельством о благодати Божьей, жертвовать своей жизнью ради людей, даже если они принадлежат к иным религиозным конфессиям. Важно наше служение другим. Павел говорил о том, чтобы мы думали о других лучше, чем о себе. И полагаю, под этим он подразумевал готовность служить, смирять себя и делать им добро в любви.

Меньше всего мы хотим создать впечатление, что разница между нами несущественна или что верования буддийского священника достойны восхищения или истинны, или даже полезны, так как на самом деле это далеко не так. По факту, они разрушительны с точки зрения вечности.

И это вызов: найти способ выразить наше к нему уважение как к тому, кто сотворен по образу и подобию Божьему, — хотя бы так, — но в тоже время дать понять, что мы не разделяем его религиозные убеждения.

Автор — Джон Пайпер / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Юлия Попова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!