Когда я был маленьким мальчиком, вероятно, 80% мужчин в нашей церкви надевали пиджак и галстук, идя на служение, а 90% женщин надевали платья. К тому времени, когда я был в старший классах, 40% надевали пиджак и галстук, и 50% женщин надевали платья в церковь — большая часть людей обоих полов были среднего возраста или пожилые. Все остальные одевались неформально. Джинсы были редкостью. Футболки ещё реже. Шорты никогда не появлялись за пределами детской, даже в середине июля.
Сегодня в церкви, в которую я хожу, ни один мужчина не надевает костюм или пиджак, кроме особых случаев. А галстуки можно увидеть ещё реже, чем пиджаки. Я бы сказал, что менее 5% женщин надевают платья по воскресеньям. Шорты, футболки и сандалии — обычное дело в тёплую погоду. Мой младший сын удивляется, почему он должен “наряжаться” в церковь, когда я говорю ему надеть джинсы получше и футболку покрасивее.
В небольшой протестантской деноминации, к которой я принадлежу, ни один из известных мне пастырей не проповедует в пиджаке или галстуке в обычное воскресенье. Пастыря, члены группы прославления и другие стоящие на сцене одеваются практически так же, как и все остальные, исключая шорты, футболки и сандалии.
Изменения в том, что люди надевают в церковь, отражают культурные изменения в одежде за последние пятьдесят лет. Всё американское общество переоделось. Это породило большие дебаты поколений о том, какая одежда уместна в церкви. Те, кто предпочитает более формальную одежду, считают, что простая повседневная одежда свидетельствует о неуважительном, непочтительном отношении к Богу. А предпочитающие повседневную одежду, считают, что она отражает более искреннее отношение к Богу. Имеет ли какое-то из этих мнений библейские основания?
Говорит ли нам Бог, что мы должны надевать в церковь?
Более почтительно?
Спор между формальной и повседневной одеждой в церкви утихает, по крайней мере, по двум причинам: 1) партия поддерживающих формальную форму одежды уменьшается, и 2) оставшиеся представители этой партии так малочисленны, что вряд ли стоит спорить вообще.
Большинство людей, жалующихся на повседневную одежду, достигли совершеннолетия в эпоху, когда публичная одежда была более формальной. Они, подобно большинству других людей в каждой эпохе, просто придерживаются своих собственных культурных норм. Просто было “неправильно” носить повседневную одежду в определённых местах, особенно в церкви.
Но так ли это? Конечно же, на микроуровне грешной личности было много бунта против старших, и против Бога, в каждом поколении. У людей, поддерживающих формальную форму одежды, своё представление о выражении бунтарства. Но с библейской точки зрения, нет такого экзегетического примера, который бы свидетельствовал о том, что более формальная одежда де факто является более почтительной по отношению к Богу, чем обычная повседневная. Церковное одеяние — это предпочтение, сформированное культурой и традициям.
Более искреннее?
С другой стороны, многие из тех, кто склоняется к более повседневной одежде, выросли во времена “переодевания,” и они точно так же чувствительны к тем культурным нормам, в которых сформировались. Для них кажется “нормальным” носить джинсы и футболку в церковь, — возможно, те же самые, что и накануне. Но почему это кажется приемлемым?
Как говорилось выше, наиболее популярный ответ — “искренность.” Мы приходим к Богу такими, как мы есть, не кривляясь и не надевая никаких масок.
Звучит хорошо, но я не очень в это верю. Ношение повседневной одежды не является де факто более духовно искренним, чем формальная одежда де факто более духовно почтительной. Мы можем быть совершенно неискренними, стоя перед Богом в своих джинсах. Мы можем выбирать повседневную одежду, в первую очередь, чтобы вписаться в общество, или чтобы привлечь к себе внимание, или для создания “крутого” образа. Другими словами, мы можем носить повседневную одежду в церковь и славить Бога своими устами, но наши сердца могут быть далеко от Него (Ис. 29:13).
Возможно, повседневная одежда может помочь нам приближаться к Богу более искренне и открыто, — так, как формальная не в силах. Возможно, формальная одежда может помочь нам выразить уважение и почтение к Богу способом, не доступным обычной одежде. У меня есть серьёзные сомнение относительно обоих утверждений.
Что же желает Бог, чтобы мы надевали
Бог явным образом не выражает Своей поддержки ни официальной, ни повседневной одежде при совместном поклонении. Об этом даже не идёт речи. Фактически, за пределами ритуального левитского закона, который более не действует в Новом Завете, Бог практически ничего не говорит о том, что нам надевать, когда мы собираемся вместе для поклонения Ему.
Это не значит, что одежда не заботит Бога. Одежда очень заботит Бога — просто не так и не по тем же причинам, по которым она заботит нас. Бог отказывается принимать участие в споре между формальной и повседневной одеждой, но Он прямо говорит нам, во что мы должны быть одеты в церкви:
“...Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.” (1 Пет. 5:5)
Во что мы должны одеваться? В смирение.
Вся одежда — формальная, повседневная, рабочая, спортивная, пляжная одежда, пижама, нижнее белье, головные уборы, любой другой вид одежды — может быть предметом гордости. Нет такого предмета одежды или стиля, который бы мы не могли превратить в выражение эгоцентричного и самолюбивого поклонения самим себе.
Но если мы одеваемся в смирение, если мы “почитаем один другого высшим себя” и “не о себе только каждый заботимся, но каждый и о других,” тогда, как бы мы не одевались, мы будем прославлять и отражать Христа (Флп. 2:3-4).
Одежда внутри нас
Бог не уточняет, какая внешняя одежда наилучшим образом показывает наше уважение к Нему, потому что Его заботит то, во что одеваются наши сердца. То, что внутри нас, прославляет или бесславит Его, вне зависимости от того, приближаемся ли мы к Нему искренне или неискренне. Если наши сердца облечены в смирение, не имеет значение, что мы надеваем, мы будем одеваться в любви. Если же наши сердца облечены в гордость, формальная одежда будет всегда непочтительной, а повседневная неискренней.
Если наши сердца облечены в смирение, нас будет заботить то, прославляется ли Бог и любимы ли другие люди. Но если наше сердце облечено в гордость, мы будем пренебрегать Божьей славой и духовным здоровьем других ради наших личных предпочтений и свобод.
И наконец, если наши сердца облечены в смирение, мы будем как можно меньше думать о своей одежде, когда вместе приближаемся к Богу в поклонении.
Автор — Джон Блум / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Чет -то немного в сторону ушел.