Каждый писатель знает, что такое радость, когда держишь первый экземпляр своей новой книги. Это не совсем то же, когда держишь на руках своего первенца, но всё же это захватывающе. В 2011 году я как раз получил свою первую книгу «Смирение, движимое Евангелием». Была проделана большая работа. Я был в восторге, поэтому позвонил издателю, выразил свою радость и закончил наш разговор словами надежды на то, что эта книга будет хорошо продаваться.
«Билл, я не хочу, чтобы ты был в сильном предвкушении. Возможно, эту книгу будут продавать очень медленно.»
«Почему же?» — спросил я.
«Люди покупают книги исходя из насущной необходимости», — ответил он. — «Ты написал хорошую книгу, и мы издали её, потому что верим в неё, но ни у кого нет осознанной необходимости в смирении. Каждый и так уже думает, что он смирён».
Духовные повязки на глаза
Он был прав. Гордыня – это целый набор духовных повязок на глаза, с которыми мы рождаемся. Они ослепляют нас в нашем духовном мире и нашем отношении к нему. Гордыня не дает нам увидеть свой собственный грех – особенно саму гордыню. Вот почему возгордившийся человек может по-настоящему думать, что он смирён.
Что же тогда делает смирение? Оно постепенно удаляет эти шоры. Смирение – это всё большая и большая возможность увидеть Бога, каким Он в действительности есть, и самого себя, каким есть я. И первое, что человек, возрастающий в смирении, видит и ненавидит, это его собственная гордыня. Только такой человек мотивирован, чтобы обладать источником смирения.
Смиренный христианин осознает свою гордыню и ненавидит её, а возгордившийся верующий убежден, что он уже смирён. У такого человека нет особой необходимости в книгах или статьях о смирении.
Ключевая пасторская добродетель
Вот почему Писание так часто высоко оценивает смирение: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Петр. 5:5). И эта труднодостижимая добродетель особенно важна для пасторов. Почему? Потому что пасторы, стремящиеся к смирению, будут производить церкви, стремящиеся к смирению. Думать, что гордые старейшины произведут смиренную паству, значит противоречить самому себе. Так это не работает.
Достижение смирения важно, потому что это благоприятная почва для других плодов духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Представьте себе первые три: любовь, радость, мир. Члены церкви обращаются друг к другу с любовью. Они радостны. Вы чувствуете это, когда заходите в храм в воскресное утро. Прихожане в состоянии мира и покоя. Гордыня, разжигающая вражду разногласия, явно отсутствует.
Смиренные пасторы производят смиренную паству, а смиренные прихожане производят здоровые плоды. Таким образом, смирение – ключевая пасторская добродетель.
Возрастая в смирении
Поскольку гордыня – это духовная слепота, а мы все рождены в этом состоянии, как мы можем расти в смирении — особенно те из нас, кто несет служение пастора или старейшины?
В конце концов, смирение – это не плод, который мы можем повесить на наше духовное дерево. Оно растет и созревает медленно, намного медленнее, чем мы желали бы того. Это проект длинною в жизнь. Настоящее смирение – результат действия Святого Духа. Это дар. Мы получаем его, читая Писание, сознаваясь в своей гордыне (даже, когда мы не видим её) и прося Бога духовного озарения, которое делает Его большим, а нас маленькими.
Мы также достигаем смирения, проявляя упорство в неудачах. Пётр не был полезен, пока он не потерпел неудачу, трижды отказавшись от Иисуса (Ин. 21:15).
Кроме того, мы достигаем смирения, смотря на Христа: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Каков образ Христа? Олицетворение смирения. И Голгофа была кульминацией: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Смотрите на Христа. Пристально обратите свой взгляд на Него, и вы не сможете не расти в смирении.
11 диагностических вопросов
Если вы пастор или старейшина, вот еще один инструмент, который поможет вам приблизиться к смирению, но для этого необходима смелость. Для начала прочитайте эти вопросы своей супруге и попросите о критических замечаниях. Послушайте внимательно и не защищайте себя. Если она честна, вам может быть больно.
Потом задайте вашим друзьям-старейшинам те же вопросы. Запишите их анонимно. Попросите братьев дать оценку по каждому вопросу от 0 до 10, где 10 обозначает смирение, а 0 – гордыню. Не отвечайте на их критику. Просто послушайте и молитесь о Божьей милости, чтобы расти в смирении.
- Когда мы спорим, я сразу же предполагаю, что ты прав, или я отчаянно пытаюсь защитить себя?
- Ты свободно можешь поправить меня или, боясь моей реакции, ты не желаешь быть честным со мной?
- В споре мне лучше удается слушать или говорить?
- Во время общения со старейшинами я скорее уступаю или отстаиваю своё мнение?
- Когда я допускаю ошибку, умею ли я попросить прощения или изо всех сил стараюсь оправдаться?
- Мне легче говорить о своих слабых или сильных сторонах?
- Во время встреч со старейшинами я чаще отношусь критически к другим или говорю снисходительно?
- Считаю ли я (в основном) потребности других старейшин и церкви более важными, чем мои собственные?
- Спорю ли я о том, что не имеет особого значения?
- Наблюдая за мной и зная меня, как ты считаешь: я нахожу свою идентичность в моем знании и духовных дарах, или в том, что я член Божьей семьи?
- Мне легко или тяжело доверять другим людям в достаточной мере для того, чтобы делегировать им полномочия?
Жизненно необходимая добродетель
Если ты думаешь «мне хотелось бы, чтобы всё было вот так и потому я определенным образом читаю этот список», это может быть признаком того, что на глазах у тебя все ещё шоры гордости.
Еще раз, смиренные пасторы производят смиренных прихожан, а смиренные прихожане приносят плоды. Смирение, таким образом, является жизненно необходимой добродетелью для всех, призванных возглавлять тело Христа. Давайте стремиться к нему все вместе ради Его славы.
автор — Уильям Фарли / thegospelcoalition.org / перевод — helpforheart.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Чаще выходит, что смиренные прихожане садятся на шею смиренному пастору (((