«Бог дал нам многообразие, потому что Он большой поклонник смирения». Меня поразило, как часто Дэйв Харви упоминает о смирении в своей новой книге «Принцип множественности», посвященной созданию и сохранению команд церковных лидеров.
Это не новая мысль, что совместное лидерство — команда пасторов-старейшин, в отличие от единственного пастора, — требует и поощряет смирение. Но чего я не ожидал, так это того, как часто Харви будет повторять рефрен о разрушающей гордыню и способствующей смирению силе командного лидерства.
Харви, как и многие из нас, видел за последние годы множество пасторских кораблекрушений. Некоторые из этих лидеров формально были единоличными лидерами в своих церквях и служениях, но у многих других были коллеги-пасторы-старейшины в организационной структуре, но функционально — эти пасторы были почти неподотчетны, работали с особыми привилегиями и на «длинном поводке». В итоге, слишком часто у руля оказывался один человек, тогда как это могла быть команда, и со временем церковь, ее свидетельство и сам пастор страдали от этого.
«Любое христианское сообщество проверяет наше смирение, — пишет Харви, — но быть частью команды лидеров — это как сдавать экзамен на адвоката». Затем он замечает: «Смирению необходимо учиться в течение долгого времени, одновременно предъявляя претензии прежде всего к себе, а не другим, и служа в первую очередь другим, а не себе». Предъявлять претензии прежде всего к себе. Служить другим. Это глубокая мысль и водораздел хорошего руководства в церкви: Когда возникают трудности, обвиняют ли старейшины в первую очередь себя, а не других, и служат ли они в первую очередь другим, а не себе? И что будет определять, по какому пути пойдут пасторы?
«Смирение — это масло, смазывающее двигатель командного лидерства», — пишет Харви. «Хотите узнать основополагающий секрет, который лежит в фундаменте великих команд, собраний, отмеченных единством, личной заботой старших и подотчетными, с любовью, отношениями, — вот он: смирение».
Как совместное лидерство смиряет
В отличие от мирского представления о лидерстве как о самореализации и накоплении привилегий, христианское видение лидерства ставит во главу угла Бога, а не себя. Пасторы-старейшины занимаются служением не для того, чтобы укрепить собственную уверенность и самоуважение. Скорее, их призвание — приносить дополнительные жертвы, нести дополнительные бремена и расходы, чтобы направлять членов церкви к Богу во Христе.
Наша потребность в смирении возрастает тем больше, чем больше мы окружены другими людьми, особенно когда мы связаны призванием руководить вместе. Хотя смирение — это прежде всего добродетель творения по отношению к нашему Создателю, многие великие тексты о смирении написаны в контексте общины (Филиппийцам 1:27-2:5; Ефесянам 4:1-3; 1 Петра 5:5-7).
Рассмотрим четыре способа, среди многих других, с помощью которых лидерство в команде смиряет нас.
1. Команды разоблачают эгоистичные желания и нечестивые амбиции
Апостолы предупреждают нас об опасности «корыстолюбия» (греч. Eritheia). Иаков пишет: «Где зависть и корыстолюбие, там беспорядок и всякое гнусное дело» (Иак. 3:16; также Иак. 3:14). Павел относит корыстолюбие к «делам плоти» наряду с «половой распущенностью, нечистотой, сладострастием, идолопоклонством, чародейством, враждой, ссорами, ревностью, гневом, распрями, разделениями, завистью, пьянством, оргиями и тому подобными вещами» (Галатам 5:19-21; также 2 Коринфянам 12:20; Филиппийцам 1:17, 2:3).
«Корыстолюбие», или «поиски своего» (Римлянам 2:8), трагично в любом человеке, в любом христианине, а тем более в христианских лидерах. И это особая угроза для одиноких рейнджеров. Кто учует его и сможет противостоять ему, даже в его тонких формах? Товарищи по команде. Люди, которые являются ровесниками, имеют одинаковое положение и схожие перспективы, и могут определить, когда направления и решения направлены на себя, а не на церковь.
Часто существует тонкая грань между продвижением себя и готовностью служить на заметных, почитаемых руководящих должностях. Хорошие команды (команды не только по названию, но и по функциям) склонны выявлять такие эгоистичные желания и нечестивые амбиции и бросать им вызов до того, как они укоренятся. Как пишет Харви:
«Если вы новичок в работе с командой, вы скоро увидите, как часто многообразие в команде выявляет и вынуждает вас разбираться с героическими мечтами и плотскими желаниями, которые у вас есть в служении... Чтобы служить в здоровой команде старейшин, пастор должен знать свою роль, быть готовым подчиняться, учиться смирению, вникать в нюансы, которые не являются ни черными, ни белыми, и быть готовым думать о своих дарах и положении через призму того, что служит церкви, а не его личным планам. Лидерство в общине ставит нас в центр внимания».
2. Команды стимулируют правильные разногласия
Разногласия неизбежны в церкви, да и в любой сфере жизни. Вопрос не в том, будут ли они, а в том, когда и как. Здоровые команды поощряют правильные разногласия, которые возникают рано и часто, в контексте доверительных, постоянных отношений. Лучше сначала услышать противоположную точку зрения наедине, от брата и сверстника, который явно любит вас, чем публично, в нервном звонке или письме, после принятия необдуманного решения.
Смиряет, когда брат, которым вы восхищаетесь и которого уважаете, не согласен с вами. И еще более смиряет осознание того, что ты был недальновиден или неправ, и необходимость признать это. Лидерское многообразие поощряет здоровые разногласия в нужное время и в нужном контексте.
3. Команды открывают нам радость от отказа делать все самому
Одно дело признать, как лидер, что вы человек и не можете сделать все (теоретически); другое дело — выполнять свою ежедневную и еженедельную работу так, словно вы действительно можете сделать все. Команды воспроизводят эту смиряющую истину на наших глазах, перенося ее из теории в реальность в нашей собственной голове и сердце.
Чтобы командное лидерство процветало в течение долгого времени, пишет Харви, «каждый человек должен верить, что он нуждается в других людях». А видение нашей потребности друг в друге, реализованной на наших глазах, помогает развеять в нас иллюзии, что мы заслуживаем похвалы за успехи в служении.
4. Команды проверяют наше терпение и дают лучшие результаты
Командное лидерство, как правило, не рационально, но оно эффективно — именно так Бог хочет, чтобы Его церковь была руководима.
Когда «старший пастор» по сути является генеральным директором церкви, решения и последующие действия могут происходить очень быстро. Работа в команде, с другой стороны, требует времени. Нам нужно согласовывать графики, проводить беседы, обосновывать, отвечать на возражения, писать проекты, добавлять необходимые нюансы. Руководство командой, как правило, не рационально.
Но, очевидно, Бог не так уж заинтересован в рациональности руководства поместной церкви. Об этом стоит хорошенько задуматься в наше время, когда другие организации в обществе подчеркивают рациональность, не без веских причин. Однако с церковью дело обстоит иначе. Четкое, единое свидетельство Нового Завета о множественном лидерстве в поместной церкви говорит о том, что Христос больше заинтересован в эффективности, чем в рациональности Своего тела. И снова Харви пишет,
«Бог любит единство, поэтому Он призывает нас в команду — место, где мы должны смиренно упорствовать друг с другом, чтобы функционировать эффективно. Богу нравится созидание святости в нас, поэтому Он соединяет нас с людьми, которые заставят нас расти. Бог любит терпение, поэтому Он навязывает нам способ управления, который требует смиренного слушания и доверия к тому, что Он действует в жизни других. Бог любит смирение, поэтому Он дал нам многообразие».
Труднее, но лучше
Командная работа в служении — это драгоценный дар. Несомненно, тысячи одиноких пасторов по всему миру жаждут иметь соратников-старейшин и пока не имеют их. Пусть Господь ответит на их молитвы и поддержит их руки. Есть благодать и для одиночного призвания.
Тем из нас, кто имеет бесценный дар соратников, бывает слишком легко принять их как данность. Руководить командой не всегда легко. Часто это кажется нерациональным. Лидеры могут чувствовать себя неудобно. Временами может показаться, что руководить в одиночку было бы лучше.
Но совместное лидерство бросает вызов и сдерживает нашу гордыню. Это оборачивается для нас неудобствами и дискомфортом, но выгода для церкви и для нашей собственной радости в долгосрочной перспективе намного превосходит все неудобства.
автор — Дэвид Мэтис / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!