Как возлюбить тех, кто нам не нравится

Как возлюбить тех, кто нам не нравится

«Нет ни одно человека, с которым я был настолько не уверен, что смогу выдержать его присутствие до конца разговора». Прошли месяцы, разговоров таких было уже насчитано целое множество, и добрых намерений моего друга уже было недостаточно, чтобы сохранять терпение.

По его словам, этот конкретный джентльмен был из тех, кто постоянно жаловался, плохо слушал, воинственно задирался, всё принимал без благодарности, редко улыбался и был склонен посплетничать (причем с набитым едой ртом). Как и мой друг до своего обращения, который получал удовольствие, бессмысленно оскорбляя окружающих, его знакомый был велосипедистом – не удовольствия ради, а чтобы позлить сигналящих водителей, неспешно перемещаясь по середине улицы и замедляя общее движение. Он был из тех, кто под столами приклеивал пережеванную «жвачку».

Мой друг неуспешно старался наслаждаться его обществом. Но даже спустя год благочестиво вопрошал: «Сколько мне вас еще терпеть?» (Мк. 9:19) Он даже начал молиться: «Господь, пусть он тихо слушается Твоего Слова, живет тихо и сам по себе» (1 Фес. 4:11). Он оплакивал крохотность своей любви, способной покрыть лишь очень ограниченный перечень проступков.

Хотя мой друг и не хотел признаваться в этом, ему казалось, что есть в этом что-то нехристианское, а он ведь знал, что этот человек в его жизни не случайно поставлен Богом: он ему не нравился. Лучше занозу в палец или мокрые носки! Ему было не понятно, как можно следовать Божьему призыву любить человека, рядом с которым уж очень не хотелось находиться.

Неприятная заповедь

Несомненно, Иисус призывает Свой народ любить тех, кто нам не нравится: в церкви и вне её. Любовь, которой Он учит нас, не основана на личных предпочтениях и общих интересах. Мы не смотрим на окружающих, как некоторые щурясь смотрят на бесформенные облака, стараясь разглядеть в них причудливые фигурки, что-нибудь милое, прежде чем действовать. Все, что требуется для заботы о ком-нибудь на этой планете, это заповедь нашего Учителя: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Конечно, досадно, что мы не можем выбрать, кто поселится в соседнем доме или окажется лежащим на краю дороги (Лк. 10:25-37). Бог ожидает от нас любви, и в этом и кроется смысл этой заповеди, что мы будем любить тех, кого нам любить противоестественно. Иисус требует от нас даже больше, призывая любить тех, кого мы имеем все причины ненавидеть – наших врагов (Лк. 6:35).

Даже неверующие любят тех, кто любит их в ответ: им нравятся смешные, богатые и красивые. А Бог призывает Свой народ любить тех, кого любить трудно, не требуя при этом взаимности. И тут все мы, как и мой друг, задаемся вопросом: «Как?» Иисус и апостол Павел раскрывают нам секрет.

апостол Павел

Упражняйтесь в нашей надежде

Павел передает нам божественный рецепт, который обнаружили колоссяне:

Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах (Кол. 1:3-5)

Колоссяне любили «всех святых» не потому, что это было легко. Позже Павел призовет колоссян «снисходить друг ко другу и прощать взаимно» (Кол. 3:13). Павел не жил иллюзиями. Он знал, что придется «снисходить» к некоторым людям, а еще большее количество – прощать.

Но заметьте, что они не ждали, что все подготовятся, остепенятся и станут достойными любви, и их станет легко любить. Нет, их мотивация была неприкосновенна. Они любили, потому что у них была надежда на «уготованное на небесах».

Служите незаслужившим

Иисус тоже этому учил. Расширяя наш призыв любить за пределами «своего народа», Он говорит:

«Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:11-12).

Отец раздаёт Свои дары детям. Убежденные в этом, уверенные в вечном обеспечении и непрестанной заботе, надежде на уготованное на небесах – любите других и творите им добро. Золотое правило выковано в огне доверия Богу, который заботится и о нашей нынешней жизни, и о жизни вечной.

А Иисус поступал так, как проповедовал. Смотрите, как наш Господь служит тем, кто через несколько часов предаст, бросит и откажется от Него:

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Иоанна 13:2-5).

Иисус делал всё это не усилием воли. Он не был движим их доброжелательностью. Мы читаем, что Иисус кое-что знал, Он понимал, помнил, что пока Он омывает ноги Своим ученикам, грядет действие, приближающее Его крест (Иоанна 13:6-11). Он знал, что всё принадлежит Ему. Он знал, что Он любим Отцом. Он упражнялся в надежде, которая ждала Его на небесах. И Его надежда на вечное завтра придавала Ему силы любить уже сегодня.

Иисус умывает ноги ученикам

James Tissot (French, 1836—1902). The Washing of the Feet (Le lavement des pieds), 1886—1894. Brooklyn Museum

Бог приблизился к тем, кого трудно любить

Иисус не просто проповедовал и жил в согласии со Своей проповедью. Он ещё и умер таким образом.

Он решил умереть за нас не потому, что мы такие привлекательные. Он не стал «прищуриваться, чтобы найти в нас милые черты», за которые имеет смысл умереть. Он покинул рай и сошёл на землю, чтобы принять смерть позорную, кровавую, жестокую, неся на Себе всю тяжесть наказания за наши грехи перед Всевышним, а мы в это время пренебрегали им. Когда нас было труднее всего любить, «когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8), Христос умер за нас. Мы совсем не ценили Его, а Он нас ценит. Его персты были пронзены нелюбовью, но Его любовь осталась неизменной: «Отец, прости им», – кричал Он.

А Исайя предсказал то, что произошло: посреди душераздирающей тоски Он будет смотреть с довольством и пронесет Свою любовь до конца (Ис. 53:11). На что же Он смотрит?

Сама любовь смотрела дальше кнутов, гвоздей и креста. Он услышал кое-что отличное от оскорблений, насмешек и криков «распни Его!». Увидел кое-что большее, чем предательство, отлучение и гнев. Он увидел вечное сияние улыбки Отца, и вечную судьбу Своего народа, прислоненную к противоположной стороне Его Креста.

И ради радости, награды, которая ожидала Его, Он взял на Себя Свой Крест (Евр. 12:2), не стыдясь позора, и победил смерть, чтобы спасти Своих людей. Он не смотрел на то, нравятся они Ему или нет, и возлюбил их.

Беремся за наши полотенца

Наша любовь, глядя на окружающих, видит небесные обещания, размягчающие наши сердца и помогающие нам набраться решимости заботиться о ближних. Мы не пытаемся любить их «сквозь пальцы» или вопреки; мы любим их, даже если они странные, неприятные, несовершенные и неблагодарные. Мы дарим им любовь не по их заслугам, а потому что и сами ничего не заслужили, но названы наследниками мира.

Доброта, жертвенность и забота о тех, кто не может (или по какой-то причине не хочет) отплатить нам той же монетой, не обанкротит нас. Наша «нетленная, чистая, неувядаемая» награда ждёт нас на небесах (1 Петра 1:4). С карманами наших мыслей, набитыми небесным золотом и сундуками нетленных сокровищ, мы достаточно богаты, чтобы потратить время на тех, кто нас раздражает, утомляет и даже вызывает отвращение.

Зная, что мы рождены от Бога и идём к Нему, мы можем встать, обернуть вокруг талии полотенце и склониться пониже, чтобы служить тем, кого иначе мы никогда не смогли бы возлюбить.

Автор — Грег Морзе / desiringgod.org / перевод — hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!