Как нам любить ближних, когда на самом деле они не нуждаются в нас? А что если они изо всех сил стараются нас игнорировать? Вот вопрос в рубрике «Задай вопрос пастору Джону Пайперу» на сегодня: «Здравствуйте, пастор Джон! Этот подкаст стал огромным благословением для моей жизни. Я – мужчина, и мне 25 лет. В прошлом году я переехал в новый дом и новый район. Как верующий человек я предпочитаю проявлять уважение и первым приветствовать соседей, потому что не хочу, чтобы они считали меня высокомерным или эгоистичным, или думали, что я лучше их. В Священном Писании Иисус говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Марка 12:31). Живя в этом районе уже почти год, я чувствую себя нежеланным. Я машу соседям, просто чтобы показать, что они мне небезразличны. Вместо того, чтобы быть признательными, они игнорируют меня, а пару раз в ответ они насмехались надо мной. Я начал игнорировать их, потому что не хочу, чтобы они украли мою радость. Пастор Джон, как мне повиноваться повелению Иисуса любить ближних, когда мои соседи в основном игнорируют меня?»
Позвольте мне сказать большое «да» и большое «нет» на цитату из этого вопроса. Его автор говорит: «Я машу соседям, просто чтобы показать, что они мне небезразличны. Вместо того, чтобы быть признательными, они игнорируют меня, а пару раз в ответ они насмехались надо мной. Я начал игнорировать их, потому что не хочу, чтобы они украли мою радость». Вот мои «да» и «нет». Я согласен со следующей мыслью: «Я не хочу, чтобы они украли мою радость». Аминь. Конечно, не позволяйте им украсть вашу радость. С чем я не согласен: «Я начал игнорировать их в ответ». Нет, нет, нет, нет, нет и еще раз нет. Это не та стратегия, которая поможет вам защитить, углубить и продлить вашу радость.
Позвольте мне сказать несколько слов о «да» и «нет» из Библии.
Радость, закрепленная во славе
Во-первых, вернемся к фразе: «Я не хочу, чтобы они украли мою радость». Я полностью согласен с вами, потому что в Евангелии от Иоанна 16:22 Иисус говорит ученикам, которые были расстроены тем, что Он собирается их оставить и скоро будет распят, и они не понимали, что происходит: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Поэтому, да, этого не должно происходить. Не позволяйте, чтобы это случилось. Это правильное желание, хорошая уверенность и верная цель.
Радость христианина коренится во Христе — в том, кто Он такой и что Он сделал. И эту радость нельзя отобрать. У неё более глубокий и сильный якорь, чем у любой другой радости. «Никто не отнимет у вас вашу радость», — сказал Иисус. Фактически, это глубокая, непоколебимая радость, которая не зависит от внешних обстоятельств (например, от того помахали вам в знак приветствия или оскорбили), но которая укоренена во всепоглощающем Христе, который «вчера, сегодня и вовеки тот же» (Евреям 13:8). Такая радость — именно то, что мы можем предложить нашим соседям. Их радость возрастает и падает в зависимости от обстоятельств. Наша радость не такая. Она основана на неизменной славе. «Мы хвалимся надеждою славы Божией» (Римлянам 5:2).
Поэтому, даже когда мы скорбим — что вполне реально для христиан — например, из-за того, что нас отвергают соседи, Павел говорит, что «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6:10). Эти необщительные, даже враждебные соседи могут показаться вам жалом во плоти. Но вот что Павел говорит о жале в своей плоти: когда он попросил Иисуса убрать его (и я уверен, что и вы просили об этом), Иисус ответил: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Тогда Павел говорит в ответ: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Затем он добавляет: «Итак, ради Христа я доволен». У него радость, у него довольство, даже посреди всех этих слабостей и оскорблений. «Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:9–10).
Вы видите, что Павел никаким образом не позволил жалу лишить его радости. «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами». «Я доволен оскорблениями, соседями, которые игнорируют или высмеивают меня». Это чудо. Мы должны молиться о таком чуде в нашей жизни. Да, да, да, не позволяйте никому лишать вас возвышающей Христа радости.
Отдавать ради радости
Теперь пару слов о «нет». Стратегия платить той же монетой — игнорирование за игнорирование или оскорбление за оскорбление — не работает. Точка. Нет. У Иисуса для вас другой способ защитить радость. Мне знакомо это чувство: просто убежать от того, что забирает мою радость. Нет, это не выход, если на карту поставлена любовь. Как раз наоборот.
Если вы присоединитесь к ним в их стратегиях, то награда, которую вы получите, — это удовольствие, которое получают они. Вы услышите, как Иисус скажет: «Ты уже получил свою награду», и на этом всё. Конечно, есть своего рода удовольствие — оно действительно есть — в том, чтобы отвечать оскорблением за оскорбление и игнорировать в ответ на игнорирование. Это греховное удовольствие. И это такое удовольствие — чувствовать, что последнее слово осталось за вами, или чувствовать, что вы настолько выше критики других людей, что даже не чувствуете ее: «Вот и все. Вы оскорбляете меня, а я этого не чувствую. Ну и пожалуйста!» Это не христианская стратегия. Это стоическая стратегия поддержания радости.
А стратегия Павла записана в 1 Послании Коринфянам 4:12–13: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Другими словами, он мог бы сказать: «Когда нас игнорируют, мы улыбаемся и машем в ответ». Какая же это стратегия радости? Давайте вспомним, что Иисус сказал в Деяниях 20:35: «Блаженнее давать, нежели принимать». Приятно получать приветствия. Это хорошо. Здорово. Мы этого хотим. Но Иисус говорит, что приветствовать других — вот что доставляет большее удовольствие.
Что важно для Иисуса
Я помню, 48 лет назад, когда я работал над докторской диссертацией о заповеди Иисуса любить своих врагов, я читал статьи и книги о том, как любить врагов. Это было постоянное усилие противостоять желанию индивидуализировать любовь к врагам и превратить ее не в будничные, но жизненно необходимые, практические мелочи повседневной жизни, а в большие социальные проблемы или актуальные вопросы дня. «Вот где действительно имеет значение любовь к врагам».
Я помню, как во время одного из этих обменов мнениями я просто указал на Матфея 5:47. Я имею в виду, что тексты прекрасны в спорах с другими книгами. Я только что перешел к Евангелию от Матфея 5:47, где Иисус поясняет, что Он имеет в виду, говоря «любите врагов ваших», следующим предложением: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Что еще тут скажешь? Здороваться с врагом, когда вы проходите мимо него по улице, с улыбкой и приветствием — это не самый большой злободневный вопрос дня, верно? Но так случилось, что это чрезвычайно важно для Иисуса. Почему? Потому что это открывает наши сердца.
Продолжайте делать добро
Итак, я бы сказал нашему 25-летнему другу, переехавшему в новый район: «Делая добро, да не унывай» (см. Галатам 6:9). И чем больше ты чувствуешь, что соседи ведут себя как враги, тем больше люби их, как сказал Иисус, а один из способов проявлять любовь состоит в том, чтобы приветствовать их. Если ты приветствуешь только тех, кто приветствует тебя, ведешь ли ты себя как сын Божий, а не как все остальные люди?
Позвольте мне добавить еще одно практическое замечание. Такие приветствия и другие незначительные добрые дела, которые вы делаете, не ожидая благодарности в ответ, могут показаться вам чем-то неоправданным, как если бы вы бросали деньги на ветер. Однако, если вы со временем проявите сострадание Христа и постоянную доброжелательность Христа, может случиться так, что когда кризис или трагедия поразит одного из ваших соседей, они обратятся к вам.
Так что будьте внимательны к тому моменту, когда они не уже не будут такими самонадеянными и дерзкими, потому что все в их жизни идет хорошо; вместо этого они будут переживать боль, потому что произошло что-то ужасное. И тогда они могут обратиться к вам, потому что вы окажетесь тем человеком, кому небезразлично, что с ними происходит. Кто знает, сколько маленьких свидетельств благодати, таких как приветствия, станут той самой дверью, через которую они смогут принять вас в свою жизнь.
Автор — Джон Пайпер / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!