Сегодня мы говорим о критичном духе. Мы получили вопрос от нашего слушателя, которого зовут Алан. Вот его письмо. «Пастор Джон, благодарю Вас за Ваши объяснения по различным темам на данном подкасте. У меня к Вам вот какой вопрос: что Библия говорит о критичном духе? Что такое критичный дух? Я полагаю, что когда у человека есть высокие ожидания к другим, это не значит, что у него обязательно есть «критичный дух». Когда такие высокие ожидания превращаются в греховное осуждение? И как я могу бороться с такой склонностью сосредотачиваться в большинстве случаев на ошибках других людей?»
Устроены таким образом, чтобы быть критичными
Последний вопрос — это очень правильный вопрос, который все мы должны задавать себе, и я в том числе. Я, Джон Пайпер, устроен так, чтобы быть критичным. Я помню, что я проходил тест на тип личности, кажется, это был тест Майерс-Бриггс, это было очень давно. И я получил результат в виде четырёх букв. Я сейчас точно не помню, но думаю, что это были буквы INTJ (соответствует типам «интроверт, интуит, логик, рационал» – прим.пер.) или что-то похожее. С человеком такого типа не очень хочется жить вместе. Я помню, как они сказали: «Хорошо, Пайпер, вот Ваши результаты и краткое описание того, как такой тип личности выглядит». И, знаете, каким был один из моих девизов? Девиз был: «Всегда есть место для улучшения».
Хорошо, когда вы знаете это о самом себе, потому что это значит, что вы — жёсткий человек, с которым тяжело жить. Никому не нравится постоянно находиться под пристальным, постоянно ищущим недостатки взглядом, который, по сути, говорит: «Как бы сильно ты ни старался и как бы хорошо ты ни выполнял свою работу, всё это можно сделать лучше». Я имею в виду, такой человек будет довольно сильно доминировать или давить на свой брак или на Воскресную школу, или на церковь. Так что мне действительно нужно было держать под контролем греховные побуждения моего характера, с которым я родился. Никаких оправданий здесь нет. Я не пытаюсь найти лёгкий выход.
Именно по этой причине я сказал, что последний вопрос очень правильный. Что мы можем делать или как мы можем думать, или какие шаги мы можем предпринимать, чтобы не стать сверхкритичными людьми? И если мы устроены таким образом, можем ли мы измениться или тренироваться в сдержанности или в самоконтроле, чтобы направлять всё это в правильные аналитические усилия, а не в усилия, которые ранят или разрушают людей?
Сражаясь с критичным духом
Какие стратегии я обнаружил в Библии и в моей собственной жизни, которые могли бы быть полезны здесь, чтобы не стать сверхкритичным или осуждающим человеком? Вы можете уточнить у моей жены, насколько успешно у меня получается это делать, но я очень решительно настроен становиться лучше.
1. Признавайте ваши собственные ошибки
Давайте сосредоточимся на слове осуждение, так как Алан упомянул это слово, а Иисус непосредственно говорил об этом.
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно?» (Матфея 7:3–4)
Другими словами: «Я — суперкритичный, сверхкритичный человек, я вижу сучки повсюду». Но как вы можете говорить о том, чтобы вынуть сучок из глаза другого человека, когда из вашего глаза торчит целое бревно? Иисус говорит:
«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матфея 7:5)
Итак, Иисус отвечает на вопрос о том, как не быть сверхкритичными из-за сучка в глазу брата: у вас должно быть глубокое понимание того, что в вашем собственном глазу есть бревно. Я не думаю, что здесь есть следующий смысл: то, что вы воспринимаете как соринку в другом человеке, в вас самих ещё хуже, чем в нём. Я не думаю, что смысл таков, так это не работает. Но это означает, что во мне есть много чего, перед Богом и людьми, что должно отбить у меня всякую охоту быть скорым на суд над другими за их сучки и соринки. Потому что если я получу тот суд, которого заслуживаю, он будет разрушительным.
Я считаю, что это суть значения сказанного здесь Иисусом, и это на самом деле работает. Это сильно влияет на вашу критику в отношении других людей и замедляет её или, по крайней мере, снижает её интенсивность, потому что вы знаете, что если бы Бог отнёсся к вам с такой же суровостью, с какой вы сейчас относитесь к другому человеку, от вас ничего бы не осталось.
2. Помните, от чего вы были спасены
На самом деле это продолжение первого пункта. Никогда не теряйте из виду то, от чего вы были спасены, или какова была цена этого, и как много испорченного по-прежнему остаётся в вас. И я основываю это на Ефесянам 4:32: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Прощать так, как вы были прощены, подразумевает под собой следующее: быть готовым относиться к людям лучше, чем они этого заслуживают, так как к нам отнеслись намного лучше, чем мы этого заслуживаем. Так что даже хотя мы не можем полностью назвать прощением то состояние, когда мы менее критичны с нашей стороны взаимоотношений, корень один и тот же. Мы относимся к людям лучше, чем они этого заслуживают, потому что Бог относится к нам лучше, чем мы этого заслуживаем. А за то, чтобы Бог относился к нам таким образом, Христос заплатил Своей жизнью.
3. Благодарите
Наполните ваше сердце и ваши уста благодарением за всё. Ефесянам 5:20: «Благодаря всегда за всё…». Просыпайтесь с благодарностью по утрам, проживайте ваш день с благодарностью, ложитесь спать с благодарностью, потому что благодарный дух вытесняет критичный дух.
4. Возрастайте в любви
Размышляйте над тем, чем является любовь, и насколько жизненно важна любовь для христианина. Что значит любить людей? Я думаю, что большинству из нас стоит заучить наизусть 13-ю главу 1-го Послания к Коринфянам. В этой главе всего 13 стихов. Это самая важная глава о любви в Библии. И вы сможете выучить её за неделю, если приложите к этому силы вашего ума. А затем повторяйте её себе снова и снова в течение года или около того, и вы увидите, что произойдёт.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1-е Коринфянам 13:4–7)
Замечательно! Выучите это, говорите это снова и снова, молитесь этим снова и снова, пока это не станет вами, и Бог исцелит большую часть вашего сверхкритичного духа.
5. Задайте вопрос: «Чем помогает критика?»
Это очень прагматично. Люди сомневаются в ценности этого пункта, и я объясню, почему им не нужно сомневаться. Задайте себе вопрос: «Какую пользу и кому принесёт моё постоянно критическое отношение к другим? Что хорошего это сделает для меня или для других?» Вы можете считать этот вопрос эмоционально бесполезным: «Ну и что? Меня это не изменит. То есть, если я буду задавать вопрос, это меня не изменит. Мне это не помогает».
Если бы это было так, если бы вопрос был бесполезным, зачем тогда Иисус сказал, когда пытался помочь нам побороть тревогу, от которой так же сложно избавиться, как и от критичного духа: «И кто из вас, будучи тревожным, сможет добавить один час к протяжённости своей жизни?» (Матфея 6:27, дословно с английского перевода English Standard Version). Вот как я бы это перефразировал: «Тревоги не приносят ничего хорошего. Они бесцельны. Ничего не происходит, верно? Зачем тогда тревожиться? Вы не достигаете этим ничего».
И я знаю, что многие люди на это скажут: «Ну, и чем это помогает?» Если говорить о сверхкритичности: она просто не делает ничего хорошего. Это не единственная стратегия, но добавьте её в свой арсенал, потому что Иисус сказал, что хорошо задавать себе вопрос, когда речь заходит о многих грехах: «Что хорошего они делают? Помогаете ли вы кому-то этим конкретным отклонением?»
6. Посмотрите на мир
Работайте над вашим взглядом на жизнь каждый час, чтобы расширять его — и одновременно расширять ваше сердце — чтобы ваш взгляд становился глобальным, вселенским, всеохватывающим, прикованным к Богу. Смотрите на всю жизнь. Смотрите на всю вселенную. Смотрите на всю природу. Посмотрите, насколько она велика, и посмотрите на её ослепительные чудеса. Пусть вас потрясёт тот мир, по которому вы ходите.
Мой любимый преподаватель литературы в колледже, Клайд Килби, сказал это следующим образом (это один из его девизов для психического здоровья):
«Я открою мои глаза и уши. Один раз в день я просто буду пристально смотреть на дерево, на цветок, на облако, на человека. И я не буду заботиться о том, чтобы узнать, что это или кто это. Я буду с радостью позволять им быть тайной того, что Клайв С. Льюис называет «божественным, волшебным, пугающим и приводящим в экстаз» существованием».
Сегодня после обеда я возвращался после служения в капелле. Я шёл по моему мостику откровения и слушал на телефоне историю христиан-баптистов, и до меня дошло: «Выключи это. Ты можешь слушать это, пока чистишь зубы. Сейчас ты идёшь под голубым Божьим небом. Посмотри вверх. Посмотри на облака, Джон. Просто посмотрит на них. Позволь им послужить тебе. Ты находишься в помещении целый день. Тебе достаётся провести десять минут под Божьей славой, и ты в это время будешь слушать аудиокнигу?»
Большей частью нашей склонности к излишней критичности мы обязаны тому факту, что наш мир сжался до крохотной ситуации, в которой эта малюсенькая соринка в глазу человека, совсем незначительная проблема, выглядит во сто раз больше, чем она есть на самом деле. Это потому, что мы сделали свой мир настолько маленьким, что все мелочи в нём ощущаются большими. Мы сфокусировали свой объектив так узко, что мы не можем видеть всю славу вокруг нас. Так что это — пункт номер шесть.
7. Всегда прославляйте
Наполните ваш разум, ваше сердце и ваши уста хвалой. Это очень похоже на благодарение, но это не одно и то же. Десятилетия тому назад я прочёл следующую цитату Клайва С. Льюиса. Многие из слушающих нас, вероятно, уже слышали эту цитату. Позвольте, я скажу её ещё раз, она приносит столько исцеления. Мой Бог! Когда я её впервые прочёл, это просто коснулось и прошлось по мне как очищающий поток, чтобы я не был таким ворчливым человеком. Вот что Льюис сказал о хвале:
«Странным образом, самый очевидный факт о хвале ускользнул от меня. Я думал о ней как о комплименте, одобрении или выражении почтения. Я никогда не замечал, что всякое наслаждение спонтанно перетекает в хвалу…
Мир звенит хвалой — любовники прославляют своих любовниц, читатели – своего любимого поэта, прогуливающиеся прославляют сельскую местность, игроки хвалят свою любимую игру. Звучит хвала погоде, винам, блюдам, актёрам, двигателям, лошадям, колледжам, странам, историческим персонажам, детям, цветам, горам, редким маркам, редким насекомым, даже иногда политикам или учёным…
Я не замечал, как самые скромные и, в то же самое время, самые сбалансированные и способные разумы прославляются больше всего, в то время как ворчливые, негодные и недовольные [и, могу добавить, сверхкритичные типы, типы INTJ] прославляются меньше всего». (Размышление о Псалмах, 109–10)
Вот оно. Лекарство от того, чтобы быть ворчливым, сверхкритичным негодным человеком – это быть полным хвалы. Поэтому сосредоточьте ваш взгляд на Боге и чудесах Его творения и искупления, и будьте наполнены хвалой.
Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель сайта desiringGod.org и учитель, ректор Колледжа и Семинарии Вифлеем (Bethlehem College & Seminary). 33 года он служил пастором в Баптистской Церкви Вифлеем (Bethlehem) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг.
Автор — Джон Пайпер / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!