Бог призвал меня к пасторскому служению, когда я находился под влиянием учения телепроповедника Крефло А. Доллара.
Я вырос в харизматической семье. Христос призвал меня к Себе в церкви «Слово веры» в захолустном городке штата Алабама. Именно там я узнал об Иисусе через служения Госпел Билла, Донни МакКларкина и под саундтрек песни известного тогда певца Кармэна «Чемпионы», часто исполнявшейся с кафедры. Моя любовь к Писанию родилась в харизматической церкви. Моя любовь к церкви тоже там родилась. И тем не менее, моя жизнь изменилась в харизматической церкви прежде всего благодаря проповеди Евангелия.
Критиков харизматической традиции – легион. Обычно это люди, которые провели в ее рамках некоторое время. Вместо понимания, что это самое быстрорастущее крыло современного христианства принадлежит пятидесятнической традиции, мы слышим лишь упрямую демонизацию харизматов. Мне кажется, что не стоит критиковать то, что вы не смогли понять с первого взгляда.
Пробуждение на улице Азуза
Харизматическое движение началось с пробуждения на улице Азуза в 1906—1915 годах. Пробуждение это было возглавлено Уильямом Сеймуром. Во времена расцвета расовой сегрегации на улице Азуза происходило немыслимое: толпы людей разных национальностей и рас стали свидетелями объединяющей всех власти Божьей. Зародившееся в апостольской миссии в Лос Анджелесе, пятидесятничество непрерывно росло на протяжении всего двадцатого века.
Ранние харизматы ценили святость, любовь к Писанию, выразительное поклонение, присущее в основном афро-американским деноминациям. Сразу несколько деноминаций берут свое начало на улице Азуза: Церковь Божья (Кливленд, Теннесси), Ассамблеи Бога, Церковь Божья во Христе. Традиция росла, росли и ее дети. К сожалению, с распространением евангелия процветания многие сегменты современного пятидесятнического/харизматического движения деформировались в гротескную стилизацию своего первоисточника. В 20 веке отпочковавшиеся клетки пятидесятничества, включая «Слово веры», укоренились по всему земному шару. Каждое новое течение старалось отыскать наиболее значимое общение с Богом.
Стремительный подъем некоторых харизматических церквей, подобных Хиллсонг и Вефиль (Реддинг, Калифорния), привлек значительное количество христиан, ищущих эмоционального поклонения. Хиллсонг, Вефиль и им подобные предложили прихожанам настоящее переживание Бога, а не просто дидактические знания о Нем. Наши братья и сестры из харизматических церквей сумели найти опыт, подпитывающий любовь к Богу, и нам стоит обратить на это внимание.
Влияние пиетизма
Харизматическое поклонение корнями своими уходит в радикальный пиетизм 17 века, когда Якоб Спенсер (1635—1705) и Август Герман Франк (1663—1727) попытались возродить конфессиональное лютеранство. Их целью было духовное обновление, характеризующееся эмоциональной реакцией на Евангелие, приводящей христианина к живой вере, концентрирующейся на любви к ближнему. Именно там зародились пиетические корни современного древа пятидесятничества.
Современные харизматы своим существованием обязаны влиянию моравийской ветви пиетизма, возглавляемой Джоном Уэсли (1703—1791). Его обращение произошло 24 мая 1738 года в Альдерсгейте, когда он ощутил связь между верой и чувствами. Сам Уэсли об этом рассказал так: «Я почувствовал странную теплоту в сердце».
Обращение Уэсли было, определённо, пиетическим: духовное обновление, характеризуемое эмоциональной реакцией. Современные харизматы не единственные среди христиан, кто ищет способ выразить свои чувства в поклонении. Мои чувства к Иисусу были сформированы в харизматическом окружении, а миллионы христиан были научены через проповеди и устремления харизматических церквей.
Личная реформация
На втором курсе университета у меня был наставник, представитель реформированного богословия, афро-американец, призывавший изучать Писание не по сформировавшимся клише. Он терпеливо и верно оспаривал мое небиблейское мышление. В нашей церкви было много молодых афро-американцев реформистских взглядов. Они гостеприимно приняли меня в свою общину.
После длительного периода молитвенных рассуждений для меня открылся новый мир свободы и надежды. На стыке двух абсолютно разных миров я задался вопросом: а могут вместе сосуществовать доктрина и таинство?
Смесь мяса и костей
Да, в харизматическом движении есть моменты, достойные похвалы, но есть и поводы для опасений. Когда мне не удалось найти подходящую церковь на время учебы в университете, мой отец сказал мне, что выбор церкви сродни поеданию жареного сома. Мясо нужно съесть, а вот кости выплюнуть.
В харизматических кругах есть и мясо, и кости. Я готов предложить по три категории в каждой группе.
Мясо
1. Радость.
В то время, как существует множество ситуаций «тихого поклонения», харизматические церкви предлагают прихожанам поклонение «радостное и полное энтузиазма». Собрания харизматов встречают пришедших поклоняться пламенными приветствиями, многонациональными толпами и атмосферой свободы и радости.
Несмотря на то, что духовная жизнь верующего сопровождается трудностями и страданиями, радость дана нам в качестве заповеди (Мф. 5:12, Фил. 4:4). Верующим предписано радоваться всегда (1 Фес. 5:16), радость указана отличительной особенностью верующего во Христа (Иакова 1:2). Дающий такое указание дает и силы для наслаждения и радости в общении с Создателем в любое время и любой ситуации.
2. Особое значение Святого Духа.
Современные евангельские верующие зачастую говорят о Святом Духе практически шепотом из страха «переборщить» со значимостью личности и труда Святого Духа.
Да, были перегибы в интерпретациях работы Святого Духа. Но эти перегибы не дают нам права игнорировать библейское учение о Духе. В истории сотворения, искупления и библейского вдохновения преизобилует триединство. Более того, «прогрессивное освящение», «каждодневное вдохновение на веру» и «прерогатива Духа вмешиваться в течение жизни по своему разумению» – это те темы, которые реформированные христиане должны оценить и принять на вооружение от своих харизматических друзей.
3. Благоговение.
Харизматы попытались вернуть таинство в христианство. Когда реформаторы увлеклись чрезмерной систематикой, а пиетисты добавили строгости в следовании духовной дисциплине, наши харизматические друзья предложили церкви безопасную гавань таинства, возродив тягу к чудесам среди верных Богу.
Христиане в харизматических церквях верят, что Богу под силу все, и ожидают, что Бог именно это все и сделает. Каждое Божье деяние приносит осознание, что Его труд нельзя назвать обычным. И в этой необычности, неординарности Бога мы находим любовь, красоту и благоговение перед Его Божеством.
Кости
1. Первенство Святого Духа.
Когда Иисус готовил учеников к расставанию, Он пообещал послать помощника, который будет давать им сил и наставления в Его отсутствие. Иисус описывает Своего Помощника довольно просто и кратко: «Он прославит Меня» (Иоанна 16:14).
Превозношение Духа в ущерб христологии приводит к дисбалансу: слишком много Духа, слишком мало Христа. Это смещение акцентов толкает харизматическую традицию на опасную дорожку нео-монтанизма, на которой ее адепты восхищаются работой Святого Духа, но недостаточно впечатлены подвигом Христа.
Там, где присутствует Дух, Иисус Христос превознесен.
2. Невнятное богословие о страданиях.
Когда я был маленьким, чувство вины стало моим верным спутником. Я молился, чтоб выздоровела сестра моей бабушки, но та умерла. Однажды я молился, чтобы меня больше не дразнили из-за избыточного веса, но нападки не прекратились. По воскресеньям я внимательно слушал слова нашего пастора о дерзновенной молитве, а затем молился о прощении грехов, поскольку именно свою недостаточную веру я считал причиной смерти старой женщины и моего лишнего веса. Я внимал каждому слову пастора, но способен был услышать лишь, что мне не достает веры, а в моих молитвах есть изъян.
Наши харизматические друзья призывают восхищаться Богом и ожидать чудес, но многим из них не хватает понимания богословия по части страданий, когда Бог, кажется, молчит и не отвечает на отчаянные просьбы о помощи. По эту сторону рая нам гарантированы страдания. А изъяны в харизматическом богословии на эту тему вызваны превратной эсхатологией, полагающей, что рай может быть создан здесь на земле. Такое богословие пренебрегает ежедневной борьбой, которая необходима для познания Иисуса и для разделения с Ним Его страданий (Фил. 3:10). Укоры верующих за «неудавшиеся» молитвы толкает к вере, что человек – в центре всего.
Вместо убеждения, что Бог дает и Бог берет (Иов 1:21), что все содействует ко благу для тех, кто верит в Бога (Рим. 8:28), некоторые приходят к уверенности, что их молитвы малоэффективны, потому что с ними самими что-то не так. Библейская реакция на страдания признает власть Бога, который дает веру посреди плача. Такая реакция прославляет Отца, а не нас. Более того, страдания помогают нам отрешиться от земных удовольствий и преображают нас в образ Христов. И эта трансформация будет полностью нами понята лишь когда Он вернется (1 Иоанна 3:2).
3. Перегиб в сторону опыта и недостаточное внимание к доктрине.
Некоторые харизматы видят избавление от болезней или бедности как норму для каждого верующего. Все, что от тебя требуется, это следовать формуле, правильно веровать, а Бог все остальное сделает. Но такой подход не выдерживает критики библейского взгляда.
Наиболее распространенное заблуждение в харизматических кругах связано с переоцененной важностью субъективного опыта в христианской жизни. Когда опыт превозносится над Писанием, в доктрине и богословии появляются бреши. А потом мы слышим фразы вроде «просто дай мне Иисуса», «семинария – это такое кладбище» или «мне не нужна книга, чтобы научиться любить Бога».
Эти фразы могут казаться безобидными, и даже существует библейский прецедент великих свершений «некнижных и простых людей», но ведь Петр и Иоанн изучили самый «глубокий» курс христологии за всю историю человечества. Они оба сидели у ног Слова Божьего и видели мир Его глазами.
Для любви Бога всем сердцем, душою, разумением и крепостью нужно возлюбить Его через Писание во всей его полноте, а не «частичную» реальность одного конкретного опыта.
Друзья в вечности
Доктрина и таинство – не взаимоисключающие себя понятия. Движения, похожие на «Служение Великой благодати» и «Новые рубежи» ищут возможностей держаться за реформированное мировоззрение и таинство Божьего промысла среди людей.
В своем служении я обязан во многом Уильяму Сеймуру и Пробуждению на улице Азуза. А еще я обязан таким людям, как Джон Кальвин, Джонатан Эдвардс и Лемуил Хайнс. И мне кажется, что сейчас эти почтенные мужи сидят за столом Христа и дружески беседуют.
Джейсон Кук / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!