Для страдающих людей одним из самых важных обетований Христа, дающих надежду, можно назвать слова: «Я с вами» (Мф. 28:20). Однако наша способность черпать силу и надежду в этом обещании полностью зависит от нашего представления об Иисусе. Кто же такой этот Иисус, который находится с нами в наших страданиях?
Мы все встречали людей, присутствие которых усугубляет страдания. Они полны осуждения и извергают негатив. От них веет осуждением. Кажется, что они больше заинтересованы в том, чтобы исправить, чем в том, чтобы понять. Они могут даже откровенно стыдить нас. Если бы эти люди пообещали: «Я буду с тобой в твоих страданиях», мы бы съежились и стали надеяться, что этого не произойдет. Лучше страдать в одиночестве, чем в присутствии человека с пренебрежительным отношением.
Присутствие людей другого типа — это бальзам на душу. С ними спокойно и безопасно. Они подбадривают нас, задают вопросы и внимательно слушают. Они говорят слова истины и жизни. О таких людях мы говорим: «Не знаю, что бы я без тебя делал».
Каким вы видите Иисуса? Когда Иисус говорит: «Я с вами в страданиях», какие эмоции возникают у вас? Утешение? Страх? Надежда? Стыд? Апатия? Рассмотрим три взгляда на Иисуса и зададим вопрос о том, какой «Иисус» вам ближе всего.
Взгляд №1: Суровый Иисус
Апостол Павел заметил, что сатана принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14). Но иногда дьяволу не нужно маскироваться — за него это делаем мы сами. Мы хватаемся за описание сатаны в Писании, наряжаем его в костюм Иисуса, а затем обращаемся к Нему в страданиях. Неудивительно, что суровый Иисус только усугубляет наше горе и боль.
Этот Иисус смотрит на нас с пренебрежением и презрением. Ему не нужно произносить ни слова — по Его выражению лица можно понять, что Он уже нас осуждает. Он порицает и выносит приговор. Он взваливает на нас бремя. Он говорит: «Хватит хныкать. Сам виноват, что страдаешь. Бог мстит тебе за твой грех».
Суровый Иисус выкрикивает обвинения, а мы принимаем их за голос Бога. Он нетерпелив, и угодить Ему невозможно. Он не предлагает прощения. Не ободряет. Никакого милосердия. Никакой помощи. Такой «Иисус» делает страдания невыносимыми.
Взгляд №2: Нейтральный Иисус
В отличие от сурового Иисуса, нейтральный Иисус не усугубляет страдания, но и не облегчает их. Его присутствие подобно цветку на обоях — всегда в комнате, но редко заметен. Мы можем жить с Ним или без Него. Он нейтрален.
Есть много способов, которыми мы нейтрализуем Иисуса в нашем сознании. Одни верят, что Иисус могущественен, но сомневаются в Его заботе (см. Мк. 4:38; Лк. 10:40). Другие верят, что Иисус заботится, но сомневаются в Его способности помочь в их (казалось бы) уникальных ситуациях (см. Мф. 8:26; 14:31; Ин. 5:6-7). Другие же считают, что Иисусу мешает их грех, и Он не может двигаться в их жизни, пока они не очистятся (см. Ин. 4:13-18).
Взгляд №3: Библейский Иисус
Чтобы обетование присутствия Христа укрепило нас в страданиях, мы должны отказаться от представлений о суровом и нейтральном Иисусе и обновить свой разум, чтобы воспринимать Иисуса таким, каким Он описывается в Священном Писании.
Согласно Слову Божьему, Иисус не только с нами, но и постоянно за нас (Пс. 55:10; Рим. 8:31). Его присутствие всегда благоприятно, оно поддерживающее и любящее — да, даже после того, как мы согрешили (Рим. 5:8; 1 Ин. 2:1). Дейн Ортлунд замечает: «Он не просто здесь, с нами, — Он в нашей команде. Он за нас... Он смотрит в глаза и говорит: «Я болею за тебя. Я в твоем углу. Ты можешь в любой момент упасть в Мои объятия, и Я обниму тебя, и на Моих руках все еще будут видны шрамы от гвоздей».
В наших страданиях — даже тех, которые мы сами на себя навлекли грехом, — истинный Иисус остается на нашей стороне. Он строго наказывает нас (Откр. 3:19) и призывает покаяться и следовать за Ним — но делает это с непревзойденной нежностью. Вот еще слова Ортлунда:
«Иисус не жесток и не агрессивен. Он не суровый реакционер и не раздражается от каждой мелочи. Он — самый понимающий во всей вселенной. Поза, наиболее естественная для Иисуса, — это не указующий перст, а распростертые объятия».
В огне страдания вместе с нами
История Седраха, Мисаха и Авденаго дает нам яркую картину сострадания Христа. Бог, как известно, спас этих людей из пылающей печи после того, как они отказались поклониться золотому истукану царя. Но то, как Бог это сделал, очень любопытно и часто упускается из виду.
Перед тем как Седрах, Мисах и Авденаго были вызволены из огня, четвертый человек, которого Тимоти Келлер и другие считают предвоплощенным проявлением Христа, появился и «ходил посреди пламени» вместе с ними (Дан. 3:24). Странно, да? Христос мог бы легко появиться рядом с царем — в безопасном и удобном месте от огня — и позвать: «Седрах, Мисах и Авденаго, выходите из огня!» Это продемонстрировало бы Его силу и власть. Вместо этого Христос присоединился к Своему народу, предпочтя пройти огонь вместе с ним, прежде чем спасти его.
Так же Иисус поступает и с нами. Наш Спаситель отказывается сидеть, сложа руки, и смотреть, как мы страдаем в одиночестве. Христос стал человеком, чтобы отождествить себя со Своим народом, страдать и идти вместе с ними, прежде чем спасти нас, навсегда связав Себя с нами тесными узами.
Когда Иисус говорит: «Я с вами», Он говорит это как Тот, Кто знает, что такое боль страданий. Он понимает наши слабости, страхи и трудности. Он испытал на себе жар огня. И этот огонь был самым жарким на кресте, где Иисус горел за нас, чтобы нам никогда не пришлось проходить через огонь страданий в одиночку.
Однажды Он вернется, чтобы навсегда погасить огонь скорбей. До этого дня мы должны помнить, что наш Спаситель безоговорочно предан нам, Он ходит среди огня вместе с нами, даже сейчас.
«Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой. Не бойся, ибо Я с тобою» (Ис. 43:2-3, 5)
Автор — Блейк Глоссон / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!