Представьте себе: я проповедовал в одной маленькой церкви, и женщина-пятидесятница, где-то в середине зала, постоянно поднимала руку. Мне показалось это странным, но я продолжал. Она упорно держала руку, поэтому я, наконец, спросил: «У вас есть вопрос?»
Женщина стала белой как полотно.
Оказывается, у неё не было вопроса. Это просто был её способ сказать «Аминь» в ответ на то, чему я учил. (Кстати, никто из нас не мог сосредоточиться всю оставшуюся часть проповеди.)
За эти годы у меня было много таких неловких встреч. Стили поклонения, кажется, уникальным образом умножают неловкость. Но одну вещь я усвоил, особенно по мере роста этнического разнообразия нашей церкви: библейский отклик поклонения может проявляться по-разному.
Поклонение – удивительно дискуссионная тема в церквях. Некоторые люди приходят в церковь, так как им нравится поклонение; другие покидают ту же церковь, потому что оно им не нравится. Похоже, что вопрос: «Нравится ли мне стиль поклонения?» стал одним из самых решающих факторов при выборе церкви, даже более важным, чем доктрины, содержание проповеди, миссия или община.
Прелесть церкви в том, что это то место, где разные культуры, личности и традиции собираются вместе и проявляют поклонение разными способами. Это стало для меня наиболее очевидным, поскольку моя церковь добилась больших успехов в том, чтобы стать более многонациональной (поклонение – не единственная область многонациональной практики, но, безусловно, одна из наиболее очевидных!)
Например, в нашей церкви Саммит много традиционных южных баптистов. Когда они действительно увлечены поклонением, может быть не так много движения или аплодисментов (баптисты изо всех сил стараются найти ритм). Но то, чего им не хватает в ритме, они компенсируют громкостью: они склонны петь с удовольствием, особенно услышав старые гимны. Они могут на мгновение поднять руку. И если они переживают полное пробуждение – будут раскачиваться взад и вперёд, с руками, согнутыми на 90 градусов в локтях, как будто несут гигантскую невидимую микроволновую печь. Когда я проповедую, некоторые могут ответить кратким акцентированным «Аминь».
Среди них встречается много людей, выросших в церквях, которые были немного – как бы это сказать – разговорчивее во время проповеди. Я помню пару, которая любила “помогать мне”, когда я проповедовал. Если я говорил что-то, что нравилось женщине, она отвечала полными предложениями – глаголами, прилагательными, вопросами и всем остальным. С таким же успехом мы могли бы разговаривать на тротуаре, только вдвоём. Честно говоря, временами я не был уверен, стоит ли мне ей отвечать.
Пятидесятники любят добавлять ритмичные аплодисменты, крики и прыжки – вещи, которые я обычно не вижу у наших членов, выросших в «Первой баптистской церкви».
Наши латиноамериканцы сочетают этот освящённый энтузиазм с тем, что можно назвать только как сверхъестественная стойкость. Для них всё, что меньше двух часов пения, не может по праву называться «поклонением». Я серьёзно. Я пропустил обед со своей семьёй, когда в первый раз посетил служение в нашем кампусе Summit en Español. Но какая же там была весёлая музыка! Мне просто хотелось под неё двигаться – до тех пор, пока моя жена не прошептала: «Хватит».
Однако, когда дело доходит до бурного поклонения, мне ещё предстоит найти группу, которая вкладывала бы в пение больше души и тела, чем группа студентов колледжа, приехавших в нашу церковь из Южной Кореи. Они сидели во втором ряду, и когда я впервые увидел их поклонение – всерьёз подумал, что кто-то пострадает. Они не столько пели песни, сколько выкрикивали их; иногда топали в такт. И некоторые из них выглядели так, будто пытались дать Богу “пять”.
Но как только я встал, чтобы проповедовать, как будто кто-то щёлкнул выключателем. Эти увлечённые поклонники замолчали. Я думал, что делаю, наверное, что-то не так и не могу донести до них смысл. Поэтому я спросил: «У меня не получается наладить с вами связь?»
Один из них удручённо посмотрел на меня и сказал: «О нет, пастор! Мы любим ваши проповеди так же, как любим музыку. Но в нашей культуре невежливо говорить, когда говорит пастор. Молчание – это то, как мы проявляем уважение к Слову Божиему, которое вы проповедуете».
Яростно конспектировать во время проповеди. Обращаться к проповеднику. Сидеть в тишине. Громко петь старые гимны. Петь евангельские песни. Петь современные христианские песни. Петь и танцевать часами. Поднимать руки. Восклицать. Топать. Давать Богу “пять”.
Что из этого является правильным, библейским способом поклонения?
Мой ответ: Аминь.
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!