Аннотация: Мусульмане почитают пророка Мухаммеда как основание своей веры. Однако окружающие его традиции были составлены более чем через два столетия после его смерти и не дают весьма достоверных свидетельств об исторической личности. Более того, многие номинальные мусульмане придают пророку мифический, обожествлённый статус, что не соответствует исламу. Христианские источники седьмого века дают более точную, хотя и неполную, картину того, кем он был. Изучая историческую личность и её восприятие в исламе, христиане могут стать лучше подготовленными к плодотворному диалогу с мусульманскими соседями.
Для нашей текущей серии тематических статей для пасторов и христианских лидеров мы попросили А.С. Ибрагима (получившего звание доктора философии в Хайфском университете и в Фуллеровской теологической семинарии), профессора исламоведения и директора Центра христианского понимания ислама Дженкинса при Южной баптистской теологической семинарии, объяснить, кем на самом деле был Мухаммед и почему понимание этого важно для христиан.
Мухаммед — самый важный человек для более чем 1,8 миллиарда мусульман в мире. Они считают его последним пророком, посланным их божеством, Аллахом, чтобы провозгласить истину и дать человечеству руководство. По мнению мусульман, Аллах открывал своё слово человечеству через многих пророков и посланников на протяжении всей истории, но лучшее и окончательное откровение пришло через Мухаммеда, чье послание превосходит и замещает более ранние откровения.
Ислам, как система веры, имеет два главных основания: слово Аллаха и посланник Аллаха — Коран и Мухаммед соответственно. Мусульмане говорят, что слово Аллаха идеально использовано последним посланником Аллаха; чтобы понять слово Аллаха, посмотрите, как оно воплощено в жизни пророка Аллаха. Общим фактором в этих двух основаниях является Мухаммед. Он — сосуд божественного послания и образцовый его исполнитель. Мухаммед жизненно важен для всех мусульман.
Однако, несмотря на его важность, у большинства мусульман о нём есть лишь традиционные знания. Многие аспекты его жизни и учения остаются для них загадочными. Ещё хуже обстоят дела с немусульманами, которым обычно неизвестны даже элементарные подробности о человеке, почитаемом миллиардами. Итак, куда же обратиться, чтобы узнать больше о Мухаммеде?
Надёжных источников, подробно описывающих жизнь Мухаммеда, немного. К удивлению, сам Коран упоминает Мухаммеда по имени только четыре раза и не приводит конкретных подробностей (Коран 3:144; 33:40; 47:2; 48:29). Более того, в мусульманских источниках, которые предоставляют подробную информацию об учениях и деяниях Мухаммеда, есть очевидные несоответствия и противоречия, и все они были написаны по крайней мере через два столетия после его предполагаемой смерти.
Итак, что же мы на самом деле знаем о Мухаммеде? Кем он был для своих последователей и современников? Существовал ли он на самом деле? Что он проповедовал? Это эссе призвано критически осветить эти вопросы, рассматривая Мухаммеда в традиции, Мухаммеда в легендах и Мухаммеда в истории.
Мухаммед в традиции
Согласно мусульманской традиции, Мухаммед родился в Мекке в 570 году и умер в Медине в 632 году. (И Мекка, и Медина расположены на территории сегодняшней Саудовской Аравии.) Его отец, Абдулла, умер за четыре месяца до рождения Мухаммеда. Также согласно традиции, пришествие Мухаммеда сопровождалось несколькими физическими знамениями и небесными чудесами. Предположительно, у его матери Амины не было родовых болей, и после его рождения в комнате появился небесный свет.
Более того, в ночь его рождения в Мекке, затрясся дворец в Персии, находящийся на расстоянии примерно в тысячу миль, и четырнадцать из его колонн рухнули. Даже священный огонь Персии, который постоянно горел на протяжении тысячелетия, таинственным образом погас. Хотя эти знамения могут показаться подделками, придуманными для усиления статуса Мухаммеда, многие мусульмане искренне верят, что они имели место.
Эти традиции были созданы мусульманскими рассказчиками из Аббасидского халифата, которые жили спустя столетия после предположительного времени жизни Мухаммеда. Они пытались донести образ исламского пророка до христиан и евреев, проживавших на завоёванных землях, превратившихся в исламский халифат. Согласно исламской логике, если знамения и чудеса сопровождали рождение пророков Моисея и Иисуса, то и рождение Мухаммеда сопровождалось тем же. (Это утверждение, однако, может оказаться проблематичным, поскольку сам Коран настаивает на том, что единственным чудом, которое когда-либо совершил Мухаммед, был Коран. См. Коран 6:37; 11:12; 13:7; 28:48; 29:50–51.)
Исламская традиция утверждает, что Мухаммед был пастухом и торговцем, известным среди жителей Мекки как «Честный» и «Надёжный». Его наняла богатая женщина Хадиджа, которая позже полюбила его и предложила ему жениться на ней, хотя она была на пятнадцать лет старше его. Что касается его религиозного пути, традиция утверждает, что Мухаммед никогда не принимал политеистического поклонения своего народа в Аравии. Он всегда склонялся к поклонению единственному истинному божеству, Аллаху, в отличие от идолопоклонства его родственников в Мекке в святыне, известной как Кааба. Мухаммед уединялся и отправлялся на изолированную гору в Мекке, чтобы размышлять и поклоняться Аллаху.
Согласно традиции, ангел Гавриил (Джибриль в исламской традиции — прим. пер.) явился Мухаммеду, когда ему было сорок лет, и объявил, что Аллах избрал его пророком с ясным и не имеющим себе равных посланием: Аллах один, и только один. Эта традиция показывает, почему ислам проповедует строгий монотеизм — это божество едино, без множественности и партнёров. После первоначального сопротивления призыву Аллаха, Мухаммед начал проповедовать ислам только своим родственникам в Мекке и то тайно, потому что опасался мести со стороны жителей Мекки, которые были идолопоклонниками. Говорится, что, когда некоторые узнали о его монотеистической проповеди, начали преследовать его и горстку его последователей. Страдания и несчастья продолжались в течение тринадцати лет, поскольку все, кто принял ислам, подвергались преследованиям со стороны идолопоклонников Мекки.
После этих лет преследований Аллах сказал Мухаммеду и его немногочисленным последователям — около тридцати человек — эмигрировать из Мекки в Медину, близлежащий оазис, где они могли избежать преследований. Там Мухаммед обрёл власть, стал государственным деятелем и начал совершать военные набеги и экспедиции против трёх групп: арабских язычников в западной Аравии, евреев в Медине и её окрестностях и христианских племён на византийских границах Великой Сирии. Мусульманская традиция изображает Мухаммеда успешным военачальником, которому помогал Аллах и который возглавлял мусульманских воинов в набегах, во время которых он убивал неверных, захватывал земли, захватывал имущество и расширял своё господство и власть.
Хотя эта воинственная картина может показаться странной в современном мире, именно так мусульманские историки изображают своего пророка. Эти историки, похоже, хотели изобразить пророка, явно поддерживаемого божеством, о чём свидетельствуют полученные экономические выгоды и политическое господство, даже если этот образ включал в себя убийство множества людей и разграбление их богатств.
Говорят, что во время одной из таких военных экспедиций одна еврейка пригласила Мухаммеда на домашний обед после того, как он убил её отца, брата и дядю. Когда Мухаммед принял приглашение, она зажарила ягнёнка, но отравила мясо. Эта трапеза стала причиной мученической смерти Мухаммеда — хотя нам предлагается поверить, что яд оставался в его крови в течение четырёх лет, прежде чем он скончался от его воздействия.
Описанного здесь Мухаммеда лучше всего рассматривать как Мухаммеда мусульманской традиции или просто традиционного Мухаммеда. Это Мухаммед, живущий в умах религиозных мусульман, хорошо разбирающихся в исламских источниках. Для этой группы подробности жизни Мухаммеда имеют большое значение, и они дорожат тем, что говорит традиция.
Однако многие мусульмане не столь знающие и осведомленные о деталях этого образа.
Мухаммед в легендах
В то время как традиционный Мухаммед берёт свое начало из древних исламских источников (даже если эти источники были написаны спустя столетия после смерти Мухаммеда), легендарный Мухаммед в большей степени основан на народном воображении и фольклоре. Многие номинальные или этнические мусульмане придерживаются легендарного портрета Мухаммеда, идеального портрета, на котором он лучший во всём. Для этих мусульман ислам обычно является культурной идентичностью. Они мусульмане, потому что такими родились, а не потому, что изучали исламские источники.
Многие номинальные мусульмане уважают и почитают этого легендарного Мухаммеда, иногда вплоть до поклонения. Хотя во многих случаях легендарный Мухаммед не соответствует традиционному изображению надёжных мусульманских источников, этнические мусульмане могут не обращать внимания на различия. Их Мухаммед представляет собой мозаику, состоящую из трех переплетающихся частей: некоторых идей из Корана, некоторых распространённых традиций и множества мистических и мифических элементов. В сознании этих этнических мусульман, конечно, этот Мухаммед не является легендой; он настоящий Мухаммед. Он живёт; он слушает; он видит. Он посещает дома, исцеляет больных и, для некоторых, обладает божественными силами. Он просто лучший из когда-либо живших людей. Многие образованные мусульмане — те, кто ценит традиционного Мухаммеда — считают многочисленные элементы воображаемого Мухаммеда еретическими и кощунственными.
С критической точки зрения ни Мухаммед в традиции, ни Мухаммед в легендах не описывают настоящего Мухаммеда. Хотя легендарный Мухаммед любим многими мусульманами, он существует только в умах и воспоминаниях верующих. Точно так же традиционный Мухаммед происходит из источников, отдалённых по времени написания от жизни Мухаммеда, и, по-видимому, в значительной степени является творением средневековых мусульман, которые хотели представить своего пророка своим общинам и окружающим их немусульманам.
Мухаммед в истории
Итак, существовал ли человек по имени Мухаммед, который жил в Аравии седьмого века и проповедовал религиозное послание? Ответ: да, все разумные соображения указывают на то, что так и было. Мы можем назвать этого Мухаммеда историческим Мухаммедом. Мы можем узнать о нём из независимых источников — источников, написанных немусульманами, которые были современниками (или почти современниками) его жизни и карьеры в Аравии. Оказывается, многие немусульмане, в основном христиане, жившие в Аравии в седьмом веке, знали о человеке по имени Мухаммед. В основном они описывали его в неблагоприятном свете. Кем же был для них Мухаммед?
Некоторые из этих немусульман описывали Мухаммеда проповедником, не вдаваясь в подробности его послания; другие говорили о нём как о торговце, пастухе, военачальнике, который инициировал сражения, царе-завоевателе, законодателе или лжепророке [1]. В частности, христиане, проживавшие недалеко от Аравии (некоторые из них видели Мухаммеда своими глазами), пытались понять, кем на самом деле был этот человек; таким образом, опираясь на их свидетельства, мы можем лучше воссоздать картину предполагаемого пророка ислама [2].
Греческий источник седьмого века, «Учение Иакова» (в рус. переводе «Иаков Жидовин» — прим. пер.), упоминает «пророка, который явился вместе с [арабами]», описывая его в неблагоприятном свете: «Он лжец, ибо пророки не приходят вооружённые мечом» [3]. Здесь мы находим описание безымянного лжепророка, появившегося среди арабов и совершавшего набеги на племена. Учёные утверждают, что этот греческий источник был «предположительно составлен в Африке в июле 634 года» [4]. Если Мухаммед действительно умер (как утверждает традиция) в 632 году, то это греческое упоминание датируется всего двумя годами позже его предполагаемой смерти. Если учесть, что многочисленные другие источники датируют смерть на несколько лет позже, в 634–635 гг. [5], то это упоминание имеет ещё большую ценность.
Хотя в «Учении Иакова» Мухаммед прямо не упоминается, такое упоминание есть в другом сирийском источнике того же года (634 г.). Учёные утверждают, что этот документ представляет собой первое явное упоминание Мухаммеда в немусульманском источнике. Оно датируется пятницей, 7 февраля 634 года, и приписывается сирийскому священнику Фоме Пресвитеру, который сообщает: «Произошла битва между римлянами и арабами Мухаммеда... Римляне бежали, оставив после себя патриция Брирдна, которого убили арабы. Было убито около 4000 бедных жителей Палестины: христиан, иудеев и самарян. Арабы опустошили весь регион» [6].
Этот документ предполагает, что в 634 году священник из территории сегодняшнего Ирака знал о Мухаммеде и его арабских воинах. Можно предположить, что в Аравии жил некий военачальник и возглавлял вооружённые войска, грабившие деревни и убивавшие христиан и других людей. Фактически, этот сирийский документ укрепляет нашу уверенность в греческом источнике «Учение Иакова», в котором упоминается предполагаемый пророк среди арабов без упоминания его имени. Оба источника датируются одним годом, но происходят из двух разных регионов.
В том же ключе говорил в своих проповедях об арабах и Мухаммеде Софроний, патриарх Иерусалимский с 634 по 638 год. В 636 или 637 году Софроний описал «зверства и победы арабов», когда они «захватывали запрещённые для них места, грабили города, опустошали поля, сжигали деревни, поджигали святые церкви, разрушали священные монастыри» [7]. Для Софрония эти воины были «мстительными и ненавидящими Бога» арабами, «которые оскорбляют крест, Иисуса и имя Бога, и чей предводитель — дьявол» [8]. Таким образом, по мнению Софрония и некоторых его современников-христиан, у воинов был лидер, приравненный к дьяволу, который побуждал богоненавистиков арабов нападать на христиан и оскорблять их Бога и Иисуса.
Правда, Софроний не упоминает Мухаммеда прямо. Однако подобное описание в сирийском источнике 637 года явно относится к Мухаммаду: «Арабские войска решительно разгромили византийские войска» и «многие деревни были разрушены в результате убийства [арабами] Мухаммеда» [9]. Здесь христианин прямо упоминает Мухаммеда как лидера арабских воинов, нападавших на христиан.
Поэтому, основываясь на современных немусульманских источниках, мы можем сделать правдоподобный вывод, что в Аравии седьмого века жил человек по имени Мухаммед. Он возглавлял войска арабов, нападал на христиан и других людей, а также проповедовал религиозное послание, оскорбляющее Бога, Иисуса и крест. Преимуществом этих немусульманских источников является их хронологическая близость к Мухаммеду; их недостаток заключается в скудости и краткости их описаний. И наоборот, мусульманские источники многочисленны и полны подробностей, но они также запоздалы и ненадёжны с критической точки зрения.
Пророк и Книга
В конечном итоге существует три Мухаммеда: традиционный, легендарный и исторический. На практике мусульмане не делают различия между этими тремя. У них есть только один Мухаммед, которым они дорожат, которого уважают и ценят в своих сердцах и умах. Для них Мухаммед стал последним пророком Аллаха и передал совершенное Священное Писание — Коран, который (в отличие от других откровений, в том числе еврейских и христианских Писаний) сам Аллах охраняет и защищает от искажения.
Теперь возникает важный вопрос: кто такой Мухаммед в повседневной жизни мусульман и как христиане могут говорить о нём с мусульманами?
Для мусульман Коран — это послание, которое Мухаммед провозгласил, а не написал. Аллах продиктовал слова Мухаммеду через Джибриля (Гавриила), в результате чего появился Коран. Это убеждение важно понять христианам. В мусульманском понимании слово Аллаха и последний пророк Аллаха святы и почитаемы. Из уважения мусульманин никогда не может положить Коран на пол. Мусульмане часто целуют Коран и прикасаются им ко лбу в знак почтения и почитания. Точно так же всякий раз, когда упоминается имя Мухаммеда, мусульмане повторяют уважительную фразу «Мир ему», чтобы подчеркнуть своё почтение. Эти две основы настолько священны, что практически не подлежат сомнению в повседневной жизни мусульман.
Мусульмане верят, что Коран абсолютно безошибочен и непогрешим. Мухаммед как последний посланник Аллаха также непогрешим. Он никогда, по мнению подавляющего большинства мусульман, не ошибался, потому что все пророки, согласно исламу, не допускают ошибок. Это одна из причин, почему большинство мусульман часто приходят в ужас, когда слышат иудейские и христианские учения о том, что Давид совершил прелюбодеяние. Для мусульман пророки неуязвимы для греха и не могут ошибаться.
Возможно, теперь мы можем понять, почему идея мыслить критически о Мухаммеде или его послании непостижима для мусульман. Для них он пророк, который совершенно и чисто провозгласил божественное послание и воплотил его в жизнь — никакие вопросы или сомнения недопустимы. Многие мусульмане и немусульмане на протяжении всей истории терпели жестокие преследования или были убиты за то, что осмелились подвергнуть сомнению священное. Многие мусульмане приходят в ярость, когда кто-то высмеивает Мухаммеда или ставит под сомнение Коран.
Несмотря на то, как часто мусульмане на протяжении веков преследовали немусульман, заставляя их молчать, христиане всегда, с момента зарождения ислама, общались с мусульманами по поводу Мухаммеда и его послания. Многие христианские мыслители подвергали сомнению Мухаммеда, его характер, его поступки и его учение в присутствии даже элитных и влиятельных мусульман [10].
Три способа общения с мусульманами
Если мы говорим о мусульманах в наших городах и кварталах, я призываю вас говорить с ними о вере. Даже жизнь и учение Мухаммеда не являются запретными — они просто требуют мудрости. В наши дни мусульмане подвергают сомнению свою веру, как никогда раньше, отчасти из-за легкодоступной информации о Мухаммеде в интернете, которая была труднодоступна несколько поколений назад. Вот три момента, которые следует учитывать, разговаривая с мусульманами о Мухаммеде.
Во-первых, если вы хотите максимально привлечь мусульман, читайте и изучайте жизнь и послание Мухаммеда. Гораздо лучше разговаривать с мусульманами со знанием дела, чем не зная основ. Изучение Мухаммеда и Корана на основании надёжных христианских источников откроет перед вами большие горизонты, где вы сможете задавать хорошие вопросы и отвечать другим, знакомя мусульман с Евангелием [11].
Во-вторых, любите и уважайте мусульман как людей, созданных по образу Божьему. При этом помните, что ни один христианин не обязан уважать какую-либо идеологию, в том числе и ислам. Точно так же, хотя мы любим мусульман, нам не нужно почитать Мухаммеда, тем более что его жизнь и учение содержат антихристианские утверждения и ереси, осуждаемые Библией. Христианам не нужно использовать уважительную фразу после упоминания Мухаммеда, и нам не нужно проявлять к Мухаммеду какое-то особое почтение, чтобы обратиться к мусульманам. Просто будьте уважительны к мусульманам и не пугайтесь, разговаривая с ними. У христиан есть убедительные и правдивые ответы, и им следует быть смелыми. Более того, мусульмане в целом ценят настойчивость и уверенность.
В-третьих, если вам необходимо упомянуть Мухаммеда, особенно на ранних стадиях отношений, просто говорите о нём как о «вашем пророке». Однако я обычно призываю христиан избегать разговоров о Мухаммеде на ранних этапах знакомства с мусульманином. Со временем эта тема поднимется. Если мусульманин спрашивает ваше мнение о Мухаммеде, я предлагаю сказать: «Поверь мне, друг мой, не имеет значения, что я думаю о Мухаммеде. Я знаю больше о Христе и хочу, чтобы ты увидел Его любовь и спасение» [12]. Открыть Библию и говорить об Иисусе — всегда благоразумно.
Когда вас просят высказать своё мнение о Мухаммеде, вы можете сказать: «Друг мой, Мухаммед — твой пророк, и я уважаю тебя. Я много читал о нём, потому что знаю, что он важен для тебя. Ты важен для меня. Однако я не верю в него так, как ты — если бы я верил, я бы стал мусульманином» [13]. После того, как у вас появится более глубокая дружба с мусульманином, возможно, для вас настанет время задать критические вопросы о Мухаммеде.
Наша конечная цель — не сокрушить Мухаммеда, а возвеличить и почтить Христа. Поэтому говорите с мусульманами о Христе. Проповедуйте слово и достигайте мир. Мусульмане здесь, в наших дворах, ближе, чем вы думаете. Евангелие надежды — их самая главная потребность.
[1] Robert G. Hoyland, “The Earliest Christian Writings on Muḥammad: An Appraisal,” in The Biography of Muḥammad: The Issue of Sources, ed. Harald Motzki (Leiden: Brill, 2000), 276–95
[2] Более подробную информацию, чем упомянутую здесь, и примеры, можно найти в книге Ayman S. Ibrahim, Concise Guide to the Life of Muhammad (Grand Rapids: Baker Academic, 2022), 35–41, 109–15; also Ayman S. Ibrahim, Concise Guide to the Quran (Grand Rapids: Baker Academic, 2020), 17–20
[3] Robert G. Hoyland, Seeing Islam as Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam (Princeton, NJ: Darwin, 1997), 55. Книга Хойланда, собрание немусульманских первоисточников, написанных между 620 и 780 годами на Ближнем Востоке, имеет огромное значение. Он перевёл эти источники на английский язык с языков оригинала, включая греческий, армянский, латынь, коптский и другие. Несомненно, этот период времени важен для нашего понимания возникновения ислама.
[4] Hoyland, Seeing Islam, 55.
[5] См. Stephen J. Shoemaker, The Death of a Prophet: The End of Muhammad’s Life and the Beginnings of Islam (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2012), 1–17, особенно 2–3.
[6] Hoyland, Seeing Islam, 120.
[7] Hoyland, Seeing Islam, 72–73.
[8] Hoyland, Seeing Islam, 72–73.
[9] Michael Philip Penn, When Christians First Met Muslims: A Sourcebook of the Earliest Syriac Writings on Islam (Oakland, CA: University of California Press, 2015), 22–24. См. также Hoyland, Seeing Islam, 116–17.
[10] См. Ayman S. Ibrahim and Clint Hackenburg, In Search of the True Religion: Monk Jurjī and Muslim Jurists Debating Faith and Practice (Piscataway, NJ: Gorgias, 2022).
[11] On Muslim evangelism, see A.S. Ibrahim, Reaching Your Muslim Neighbor with the Gospel (Wheaton, IL: Crossway, 2022).
[12] См. Ibrahim, Reaching Your Muslim Neighbor, 159.
[13] См. Ibrahim, Reaching Your Muslim Neighbor, 159.
Автор — А.С. Ибрагим / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
А.С. Ибрагим родился и вырос в Египте. Он получил две докторские степени в области исламоведения (Фуллеровская теологическая семинария, 2014 г., Хайфский университет, 2018 г.) и преподавал в различных странах мусульманского мира и на Западе. Он является автором книг «Conversion to Islam» (Обращение в ислам) (Oxford University Press, 2021 г.), «Basics of Arabic» (Основы арабского языка) (Zondervan, 2021 г.), «A Concise Guide to the Quran» (Краткое руководство по Корану) (Baker Academic, 2020) и других книг.
Последнее: 26.07. Спасибо!