Ид аль-адха (в русскоязычном мире чаще известен как «Курбан-байрам») буквально означает «Праздник жертвоприношения» на арабском языке (в 2023 году отмечается с 27 июня по 1 июля — прим. ред.). История, в которой Бог просит Авраама принести в жертву его сына, на иврите известна как «Акеда», что означает «связывание», но знаете ли вы, что мусульмане верят, что Аврааму было сказано принести в жертву не Исаака, а Ишмаэля (Измаила)? В Библии эта история находится в Бытие 22. Вот как разворачиваются в ней события:
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:1-2).
Подменённая жертва
Для мусульман Курбан-байрам связан с Измаилом, не с Исааком. Однако, в отличие от Библии, текст Корана (написанный на две тысячи лет позже) не говорит конкретно, какой из сыновей был принесён в жертву. Вот как эта история описана в Коране:
«Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: “Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?” Он сказал: “Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых”. Когда они оба покорились, и он уложил его на бок. Мы воззвали к нему: “О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение”. Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нём в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму (Аврааму)!» (Коран 37:102-109; пер. Эльмира Кулиева)
Мухаммед считал себя потомком Измаила, потому эта история, написанная через 150 лет после смерти Мухаммеда в 632 году н.э., переосмыслена таким образом, что Аврааму было сказано принести в жертву Измаила. Обратите также внимание, что, в отличие от библейского текста, с сыном Авраама советуются, и он готов отдать свою жизнь, даже возлагая самого себя, опустив голову. Коран обычно изображает своих героев как совершенных святых без изъянов, которые можно найти в более жёсткой и честной Библии. Танах показывает таких персонажей, как Авраам, Исаак и Иаков, со всеми их недостатками и ошибками, как и их верой и победами. Дисфункциональная семья Авраама и очевидное отдаление сына от отца после такого травматического события не так очевидны в Коране.
В Библии Акеда, связывание Исаака, была испытанием для Авраама, не Исаака. И он прошёл его с честью. Коран также рассказывает эту историю как испытание для Авраама, но звездой истории, похоже, является сын, который добровольно принёс Свою жизнь в жертву. Напротив, из Библии создаётся чёткое впечатление, что возлюбленный сын Авраама не знал о плане, пока не стало слишком поздно, и также в Библии говорится, что после этого Исаак на несколько лет бежал в Беэр-Шеву (Вирсавию), чтобы оправиться от травмы. Это сильная, но сложная история.
Как празднуется Курбан-Байрам
Курбан-байрам (Ид аль-адха) имеет несколько названий, в том числе «Великий праздник», «Праздник жертвоприношения», «Праздник приношения» и «Праздник хаджа». Один из самых важных праздников в мусульманском календаре, который следует за Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) в конце месяца Рамадан. Церемонии начинаются на следующий день после стояния паломников на горе Арафат (также известной как Джабаль ар-Рахман), которая находится в 20 км от Мекки в Саудовской Аравии.
Этот праздник начинается утром десятого числа месяца Зуль-хиджа (12 месяца исламского календаря) с молитвы под названием Ид намаз, и затем мусульмане начинают приносить Богу в жертву животных, заколая животных пяти видов: верблюдов, коров двух видов, овец и коз. Иногда люди общины возлагают руки на животное, которое будет убито, что означает перенос грехов на это животное перед жертвоприношением, в надежде получить искупление через кровь. Эта практика подобна инструкциям, которые Бог дал израильтянам для Дня Искупления, когда священник возлагал руки на козла, чтобы переложить грехи на него перед тем, как отослать его в пустыню. Вероятно, такие сходства не должны быть сюрпризом, потому что многие истории Корана отдалённо основаны на Библии. Однако, несмотря на то, что Коран содержит много одинаковых персонажей и историй, он рассказывает совершенно другую историю с совершенно другим смыслом.
Эти жертвоприношения на Курбан-байрам продолжаются в течение четырёх дней и заканчиваются к вечеру четвёртого дня. Дни этого праздника отличаются публичными такбирами, распеванием арабской фразы «Алла́ху А́кбар», что значит «Бог Величайший (Велик)» (термин «такбир» означает «возвеличивание»). Таким образом мусульмане провозглашают величие Бога во всех местах, обмениваются подарками и ходят друг к другу в гости, а также стремятся оказать помощь обездоленным и бедным.
Мусульмане соблюдают два правила в отношении жертвоприношений в Курбан-байрам. Во-первых, акт жертвоприношения животного считается актом приближения к Богу через это убитое животное и в соответствии с Его заповедью. Каждый дееспособный мусульманин должен принести жертву Аллаху, чтобы приблизиться к нему. В странах с мусульманским большинством в это время обычно заколают бесчисленное количество животных, и свободно течёт кровь, как это должно было быть во время действия иудейской системы жертвоприношений. Во-вторых, жертва — это выкуп, предлагаемый главой семьи за его детей в память о времени, когда Бог дал Аврааму барана, чтобы заколоть его вместо его сына Измаила (согласно исламским верованиям). Также Курбан-байрам часто тесно связан с хаджем, то есть паломничеством в Мекку, что, как ожидается, должны совершить все мусульмане, чтобы улучшить своё положение перед Аллахом и получить больше шансов избежать наказания от греха.
Итак, вы можете увидеть, что между этим мусульманским праздником жертвоприношения и жертвоприношениями, заповеданными в Библии, есть некоторые пересекающиеся темы. Один из примеров — тема искупления греха кровью жертвы, но и иудеи, и мусульмане часто упускают из виду смысл жертвы Авраама. Вся суть была в том, что Бог послал агнца в качестве замены, чтобы он умер вместо Исаака. Это предвещает обещанного Мессию Иисуса, Агнца Божьего, Который возьмёт на себя грех всего мира. Нам не нужно бояться Божьего наказания — нам было предложено прощение и вечная жизнь через жертву совершенного Мессии, который заплатил цену за наши грехи. В странах, где мусульмане составляют меньшинство, им обычно не разрешается приносить животных в жертву в своих собственных домах, и подобно иудеям сегодня они выбирают более санированную версию системы жертвоприношений, веря, что их заменяет молитва. Но Библия предупреждает нас:
«Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22).
Именно благодаря пролитой крови Иисуса мы можем быть уверены, что спасены. Это именно то, что означала жертва Авраама. Это цена, которую наш Отец Небесный заплатил за нас: Он отдал Своего Единородного Сына в жертву за нас.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16-18).
И Измаил, и Исаак были любимы
Когда Бог говорит Аврааму взять своего сына, своего единственного сына, сына, которого он любит, вы можете себе представить как может вздрогнуть дитя Измаила, когда звучит имя Исаака, а не Измаила. Это может быть одной из причин, почему Курбан-байрам фокусируется на Измаиле, хотя его даже нет в описанной в Коране истории. Но истина в том, что Измаил также был любим Авраамом, и более того, Бог говорит Аврааму принести также и Измаила в жертву, хотя и по-другому. Услышьте сердце Авраама к его сыну Измаилу:
«И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него» (Бытие 17:18-19).
Измаил также был благословлён Богом и стал родоначальником многих царей и народов. Но если вы помните, он едва выжил. Он чуть не умер, будучи юношей.
Точно так же, как Бог сказал Аврааму взять Исаака и принести его в жертву во всесожжение, Бог сказал Аврааму отослать Агарь и Измаила. В главе, предшествующей связыванию Исаака, мы видим другую жертву, которую принёс Авраам, но на этот раз она заключалась в отказе от его сына Измаила.
Язык, использованный в этих параллельных отрывках, настолько похож, что нам нужно понять, что это две параллельные истории:
«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил её. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Бытие 21:14-18).
А это из отрывка об Исааке для сравнения:
«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Бытие 22:3-5).
Эти две истории показывают, что оба эти мальчика было дороги их отцу Аврааму, и оба дороги Богу. Но Бог называет Исаака «единственным» сыном Авраама. Почему?
Великая жертва Бога
Бог всегда следует Плану А. Мы часто всё портим, и нам не удаётся следовать Божьим планам, но мы не можем разрушить установленные Богом планы. Он сказал, что у Авраама и Сарры будет совместный сын, каким бы нелепым и невозможным это ни казалось, и именно это и произошло. Первоначальный Божий план продолжился, несмотря на то, сколько лет они ожидали (около 25 лет в итоге) и что бы ни происходило на этом пути. Как провозгласил Иов в конце своего испытания:
«Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено» (Иов 42:2).
Для Бога нет ничего невозможного. Не в силах представить чудо, Сара предложила Аврааму взять Агарь, свою египетскую служанку, а остальное уже история. Теперь у Бога есть намного больше людей, которых нужно любить, целый новый народ, который Ему нужно благословлять, и двоюродные братья для Израиля. Но Божий план принести благословение через Исаака и обетование остаются неизменными. Он сделал именно то, что обещал, чтобы установить Свой план спасения для всего мира. Именно через Исаака и Иакова осуществились обетования: двенадцать колен Израиля и обетованный Мессия, Который был принесен в жертву за грехи мира — как евреев, так и арабов. Теперь каждый, кто призовёт имя Господне, спасётся.
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасётся» (Римлянам 10:9-13).
Как мусульманам узнать об этой замечательной новости? Кто-то должен рассказать им! Наша арабская евангелизационная группа неустанно трудится над тем, чтобы донести Евангелие всем, кто будет слушать, и многие откликаются. Пожалуйста, молитесь за мусульман в Израиле и по всему миру в это время праздника Курбан-байрам: молитесь о том, чтобы миллионы призвали имя Того, Кто умер за них, и были спасены.
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
«Бог всегда следует Плану А». А как же Второй Адам? Или вы считаете, как правоверный кальвинист, что Бог запланировал грехопадение первого Адама?
Дабы меня не поняли превратно. Статья прекрасная, но вот это предложение... Даже не предложение, а одно слово — «всегда». Без него это была бы ошибка, неточность, которые мы все иногда совершаем, поэтому не стоящая того, чтобы на ней останавливаться. Но вот слово «всегда» — это уже богословский замах. А превратное богословие — это не пустяк.
В чем же в данном конкретном случае автор, по моему скромному мнению, совершает ошибку? Вывод логически правильный, но вот посылка — ложная. То, что Бог отвергает Измаила, автор заключает, что Бог отвергает план Б. Но дело в том, что Измаил — это не план Б. Это ВООБЩЕ не Божий план, поэтому он не может быть планом Б Бога. Это план Сарры. Бог к этому плану никаким местом, поскольку Он никак — от слова «совсем» — в нем не участвовал. Почему он благословил Измаила — это уже другая тема, не хочется отклоняться.
Что у Бога есть план Б и даже В — попробую доказать из Библии. Обратимся к Исх.19:6:
«А вы будете у Меня царством священников и народом святым...». План А Бога: Господь — Царь своего народа, а народ — царство священников.
Затем обратимся к 1Цар.8:7:
«И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
Поэтому Бог приступает к плану Б под названием «царь Саул». Думаю, его судьба всем известна, и что последовало затем. План В под названием «царь Давид». Тему можно было бы развивать, но, на мой взгляд, и изложенного выше достаточно.