Дух старой пословицы «Слово не обух — в лоб не бьёт» не соответствует духу Священного Писания. Слова могут ранить, даже если это слова от незнакомца в социальной сети. Бог создал мир, в котором слова обладают силой. «Смерть и жизнь — во власти языка» (Пр. 18:21). И в то время как публичный дискурс в цифровую эпоху падает до новых минимумов, Бог не оставляет нас без руководства в том, как реагировать на боль от словесных оскорблений.
Листая Новый Завет, вы почти на каждой странице увидите, что словесным нападкам подвергался и Иисус, и апостолы, и церковь. Время от времени такие нападки перерастали в физическое преследование: побитие камнями Стефана, мученическая смерть Иакова, тюремное заключение Петра и Павла, распятие Христа. Но всегда остается неизменным поток словесных нападок на Иисуса и Его людей. И из-за того что они словесные, они не становятся менее существенными.
Вас гнали и поносили?
Гнать и поносить — два слова для описания словесной атаки в Новом Завете, и оба они встречаются довольно часто. Первые христиане настолько были привычны к тому, что все говорили против них, что разработали богатый словарь (если можно так сказать) поношений: бранить, оскорблять, злословить, насмехаться, говорить зло (по крайней мере шесть разных греческих глаголов наряду с несколькими связанными существительными и прилагательными). В современном языке слово поносить возможно наименее распространенное в повседневном использовании. Один из словарей дает следующее определение слова «поносить»: «Стремясь опорочить, сильно бранить, ругать. Поносить кого-нибудь грубыми словами».
Если взять эти слова из соответствующих библейских текстов, то поносить может означать «злословить» (Мф. 5:11; Мк. 9:39; Деян. 19:9; 23:4,5); что противопоставляется почитанию кого-либо (Мк. 7:10). Поношение – это попытка ранить словами (1 Пет. 3:6). Мы видим это при распятии Иисуса: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими… Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили… Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:39-44).
Но Иисус не только перенес это, Он подготовил и нас к тому же. Иисус, Его ученики, ранняя церковь – пример для нас в том, как принимать и отвечать на поношение.
1. Ожидайте, что мир скажет наихудшее
Богатые описания словесных нападок Нового Завета посылают недвусмысленный сигнал о том будут ли христиане оклеветаны. Будут. Иудеи и язычники объединялись в словесных нападках на Иисуса и Его учеников. Физическое преследование то происходило, то нет, но злословие оставалось всегда.
Когда Павел прибыл в Рим, Иудеи сообщили ему о христианстве: «ибо известно нам, что об этом учении везде спорят» (Деян. 28:22). Для христиан поношение это не вопрос если, но когда: «когда они клевещат на вас» (1 Пет. 2:12, дословный перевод с ESV). Неверующие «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве». И что они делают? «Злословят вас» (1 Пет. 4:4).
В конце концов, должны ли мы ожидать, что мир, находящийся под властью дьявола (1 Ин. 5:19; Еф. 2:2), не будет говорить ложь про нас? Греческое слово «дьявол» (διάβολος) означает «клеветник» (1 Тим. 3:11; Титу 2:3). Как сказал Иисус Своим противникам в Ин. 8:44: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего... Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
2. Рассмотрите причину
Мы не должны думать, что все словесные противостояния, которые у нас случаются, похвальны. Быть поносимым за Христа и Евангелие – это одно, быть поносимыми за свою собственную глупость и грех – другое (1 Пет. 3:17; 4:15-16).
Насколько это зависит от нас, мы желаем «не подавать противнику никакого повода к злоречию…» (1 Тим. 5:14). Клевета сама по себе не является победой для церкви. Мы хотим делать всё возможное, в разумных пределах и бескомпромиссно, чтобы не порочить имя Божие, Слово и учение злословием (1 Тим. 6:1; Тит. 2:5). «Да не хулится ваше доброе» (Рим. 14:16). Но когда мир говорит злое против нас из-за Иисуса, мы принимаем это. «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Пет. 4:14).
3. Не поносите в ответ
Призыв Христа к Церкви предельно ясен: не отвечайте тем же. Не опускайтесь до уровня ваших хулителей. «Живите достойно» (1 Пет. 2:12, НРП). «Никого не злословьте» (Тит. 3:2), включая и тех, кто сказал о вас зло. Не будьте словесным мстителем, но «предавайте то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). И как искупленный, испытайте радость следования по Его стопам – «Будучи злословим, Он не злословил взаимно» (1 Пет. 2:23).
Павел принял ту же эстафету: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4:12,13). Поэтому и Петр поручает нам отвечать «с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3:15,16). Когда мы «не злословим в ответ», мы постыжаем наших обидчиков.
Христиане не отвечают тем же. Когда мы позволяем нашим обидчикам превратить нас в обидчиков, мы проигрываем битву и подрываем наше поручение. И дело не только в стратегии, но в духовной жизни или смерти. 1 Кор. 6:10 предупреждает: «злоречивые» «Царства Божия не наследуют», и христианам поручено «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается… злоречивым» (1 Кор. 5:11). Христос ожидает, и даже требует, чтобы наша речь отличалась от речи мира, даже тогда, когда мы отвечаем на плохие слова.
4. Веселитесь
Веселиться? Пожалуй, это уж слишком. Разве мы не можем просто взять пример с апостолов в Деян. 5:41? «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». Радуясь, аминь. Да. Слова самого Иисуса в Нагорной проповеди направляют нас: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мтф. 5:11,12). И текст Луки 6:22-23 говорит не просто радоваться, но буквально прыгать от радости и веселиться:
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их».
Радуетесь ли вы тихо в Боге или, находя эмоциональные силы в Духе, «веселитесь», суть одна: когда другие бесчестят вас и отвергают вас, и говорят всякое зло против вас, и даже порочат ваше имя, — и все это за Христа, а не за вашу глупость, — в этом нет ничего нового, и вы не одиноки («так гнали и пророков, бывших прежде вас»). У вас есть важная причина для радости. Их поношение вас за Христа означает, что вы с Ним! И вы будете знать Его больше, разделив словесное преследование, которое претерпел и Он (Флп. 3:10).
5. Напротив, благословляйте
Для христиан есть еще более шокирующее поведение, чем веселиться: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:9).
Это действительно Дух Христов, и это является самым поразительным свидетельством о Духе Христовом, действующем в нас. Благодать и сила Божия не только делают нас способными ожидать и определять поношение, и не только не отвечать тем же, а веселиться, но даже воздавать на поношение благословением. Это и есть подобие Христу. Это христианская зрелость (Мтф. 5:48). Это показывает великодушное сердце нашего Небесного Отца (Мтф. 5:45). Это и есть любовь к врагам, к которой Иисус не только призывает нас, но и согласно которой действует в нас Своим Духом. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мтф. 5:44)
Во Христе мы обрели благословение, хотя заслуживали проклятия. Мы познали Отца, Который не отвергает тех, кто смиренно ищет Его (Иак. 1:5). Когда нас оскорбляют, теперь мы имеем возможность благословлять недостойных обидчиков, точно так же, как мы сами были благословлены свыше, — и будем благословлены вновь, поступая так («чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:9)).
Бурлящий океан поношений в наши дни – это не просто бедствие, которое нужно выдержать. Это возможность для продвижения Евангелия — и более глубокой радости.
Автор — Дэвид Мэтис / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Татьяна Штанько для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!