1 Коринфянам 13, великая глава любви Библии, — это идеальная демонстрация причины и следствия полного прощения. Кульминация этой прекрасной главы заключается в фразе стиха 5: Любовь «не мыслит зла».
Греческое слово, которое перевели как мыслит, в оригинале звучит как логидзомэ, что означает «предполагать или вменять в вину». Это слово важно в учении Павла об оправдании по вере.
А верующему же человеку вера его «вменяется» в праведность (Рим. 4:5). Здесь употребляется то же самое слово, что и в 1 Коринфянам 13:5.
Поэтому не предполагать, не вменять в вину или не «мыслить» зло о любимом человеке – это означает делать то же, что и Бог делает для нас, а конкретнее — избирать не видеть грех человека.
Точно так же прощать себя значит пережить ту любовь, которая не помнит наших проступков. Одно дело достичь прорыва в прощении других, но совсем другое дело пережить еще больший прорыв – полное прощение самих себя.
Столь многие христиане говорят: «Я могу простить других, но как же я могу забыть то, что натворил сам? Я знаю, что Бог прощает меня, но я не могу простить себя.»
Мы должны помнить, что прощение самого себя – это обязательство всей жизни. Точно так же, как я должен прощать других каждый день, я должен простить и себя (Луки 6:37)
Процесс прощения
Мы должны обновить решение прощать других каждый день за все плохое, что они причиняют нам. Прощение себя – это тоже ежедневный процесс.
Мы можем просыпаться каждый день с осознанием прошлых неудач. Мы можем чувствовать вину или псевдовину, если наши грехи были уже омыты кровью Христа.
Но прощение себя может принести тот прорыв, который ты продолжаешь искать. Оно может освободить тебя таким образом, который ты раньше не видел.
Иногда мы боимся простить себя. Мы цепляемся за страх, как будто он чего-то стоит. На самом деле само дыхание сатаны стоит за страхом прощения самого себя.
Иисус знает, что многие из нас имеют эту проблему. Это и есть та самая причина, по которой Иисус неожиданно явился после Своего воскрешения в комнате, где собрались ученики, полные ужаса и вины.
Иисус хотел, чтобы они знали, что полностью прощены; Он также хотел, чтобы они простили себя. Он говорил с ними, будто ничего не произошло (Иоанна 20:21). Это придало им чувство достоинства и показало, что ничего из случившегося не могло бы изменить план Иисуса и стратегию для них.
Я помню, однажды в воскресенье как раз перед своей проповедью на служении, которое начиналось в 11 утра, я поссорился со своей женой Луизой. Я выскочил из дома, хлопнул за собой дверью прямо перед ее носом.
Не успел я опомниться, как уже склонял свою голову на верхних подмостках Вестминстерской церкви перед несколькими сотнями людей. Я думал, что не должен быть здесь. У меня нет никакого права быть здесь. Господи, каким же образом Ты можешь использовать меня сегодня? Мне не место быть за этой кафедрой.
В тот момент не было никакой возможности исправить ситуацию. Я только мог просить Бога о милости и делать все возможное, чтобы простить себя. Как никогда в жизни я чувствовал себя недостойным.
Но когда я поднялся проповедовать, Бог просто поддержал меня морально и дал мне силы проповедовать так же хорошо, как и раньше. Когда мы опустошаем себя от самоправедности и гордости, мы даем возможность Богу двигаться в нас и через нас.
Почему мы не можем простить самих себя
В конечном счете я верю, что есть несколько причин нашей неспособности простить самих себя.
Гнев.
Мы можем гневаться на самих себя. Посмотрите на историю Иосифа. Как прообраз Христа, Иосиф сказал своим братьям: «Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». (Бытие 45:5)
Эти братья начинали понимать, что Иосиф простил им. Он не хотел, чтобы они гневались на самих себя. Именно так прощает Бог. Иисус не хочет, чтобы мы гневались на самих себя из-за своих грехов.
Непрощение себя – это самоненависть. Братья Иосифа ненавидели себя за то,что продали Иосифа в рабство. Они не могли вернуть то, что сделали.
Некоторые христиане, которые не могут простить себя, на самом деле гневаются на себя. Но Бог с сегодняшнего дня может повернуть случившееся на благо.
Бог возьмет пусто потраченные годы и восстановит их на благо прежде, чем все будет утрачено. Все так, как обещал Иоиль: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча...» (Иоиль 2:25).
В некоторых случаях больше страх, а не гнев, стоит барьером для прощения самого себя. Сожаление ведет к вине, а вина ведет к страху: страх от упущенного, «что могло бы случиться» или страх того, что случилось, никак не возможно повернуть нам на благо.
Истинная вина и псевдовина.
Существует два вида вины, от которых страдает большинство из нас: истинная вина (результат нашего греха против Бога) и псевдовина (когда в нашей жизни нет греха). Когда мы грешим, то должны покаяться перед Богом (1Иоанна 1:9). Кровь Христа убирает вину, исполняя две простые истины:
- Она смывает наш грех – будто его никогда и не было.
- Она полностью удовлетворяет вечный Божий суд.
Таким образом, наказание нужно, потому что мы грешники, а грех, который был исповедан Богу, полностью прощен Им. Любое чувство вины, которые мы испытываем после этого является псевдовиной.
Существует два вида ложной вины:
- Тот вид, который приходит, если грех даже не имел место быть.
- Тот вид, когда грех уже прощен Богом.
Псевдовина – хоть она и ложная – абсолютно реальна. Мы чувствуем себя чрезвычайно виноватыми, хоть и нет никакой стоящей причины для этого чувства вины.
Возьмите, например, человека, который ведет машину, и тут вдруг ребенок выбегает на дорогу в последнюю секунду, и он успевает выкрутить руль. Вина может быть подавляющей, но греха не было. Не в чем исповедоваться перед Богом.
Второй вид псевдовины заключается в том, что вы уже покаялись в грехах, но не чувствуете прощения. Как только мы покаялись в грехе, мы должны принять свое прощение, а остальное оставить в Божьих руках.
В течение лет я развил в себе чувство неудачника-отца. Жаль, что я не уделял больше времени Т.Р. и Мелиссе в мои первые годы служения в Вестминстерской церкви.
Сейчас я понимаю, что если бы я отдавал им предпочтение – вместо моей церкви или подготовке к проповеди – то церковь бы продолжала жить, как и раньше. Конечно же, я не могу изменить прошлое.
Но Богу неугодно, чтобы я продолжал чувствовать вину из-за этого, потому что Он уже полностью простил меня. Если я позволю себе мусолить свою неудачу, то таким образом я впускаю в свою жизнь псевдовину и греховность, потому что взращиваю неверие. Я должен продолжать уничтожать воспоминания моих злодеяний – каждый день.
Не прощать себя – это сокрытый образ конкуренции с искуплением Христа. Бог уже наказал Иисуса за то, что мы сделали (2Кор 5:17). Вместо того, чтобы выбрать принятие жертвы Иисуса, я хочу наказать себя за свои проступки. Это и есть соревнование с жертвой Христа на кресте.
Страх.
Страх – один из самых основных причин, почему мы не прощаем себя. Человек, который боится, не усовершенствовался в любви, и «в страхе есть мучение». (1Иоанна 4:18)
Осознание того, что страх — и наказание себя за наши ошибки — неприятно Богу, должно привести к сожалению о наличии этого духа самоненависти. Мы должны, не оглядываясь, уйти от прошлых неудач.
Моя жена была очень благословлена музыкальным служением Дженни Грейн и ее песней «Movin' On» («Продолжая жить») на служении Родни Ховард-Браун. Луиз помнит, как Дженни выкрикнула слова: «Пусть прошлое наконец останется прошлым». Бог говорит эти слова нам.
Пусть прошлое наконец останется прошлым. Простите себя так же, как прощаете обидчиков.
Гордость, самоправедность и самосожаление.
Наше непрощение самих себя может иметь корни в гордости. Мы в своем высокомерии не можем вынести, что Господь делает все для нас столь милостиво. И мы думаем, что должны чуточку помочь Ему.
Нашу гордость необходимо превосходить смирением. Мы должны позволить Богу и крови Христа делать то, что они уже сделали: смыть нашу вину и удовлетворить Божье чувство справедливости.
Точно так же, как страх и гордость являются идентичными близнецами, так и самоправедность и самосожаление. Мы жалеем себя и проявляем это в непрощении самих себя.
Псевдовина может развиться в самую настоящую вину перед Богом. Это ложная вина, потому что Бог говорит: «Ты невиновен». Мы превращаем ее в настоящую вину, когда отвечаем: «Нет, я виновен».
Итог такой: не прощать себя неправильно, ведь это неуважение к Богу. Но Бог использует сожаление, которое мы чувствуем за содеянное, чтобы приблизить нас к Себе.
Вина и благодать
В самом начале Дух Святой обличает. Когда мы ходим во свете, то знаем, что кровь очищает нас от греха, но хождение во свете также открывает нам грех, который мы, возможно, не видели раньше. (1 Иоанна 1:7-8)
Бог вызывает чувство вины временно. Бог использует вину только для того, чтобы привлечь наше внимание. Когда мы говорим: «Прости» и это искренне, то этого для Бога достаточно.
Он не бьет нас до синяков, не требует брать 30-тидневный пост, чтобы дополнить искупление Христа. Он обличает нас в грехе, чтобы привлечь наше внимание, но после этого Он хочет, чтобы мы двигались дальше.
Поэтому, способность простить себя исходит от понимания благодати. Благодать – это незаслуженная милость.
Милость — значит не получить то, что мы заслуживаем (справедливость). Благодать – это принятие того, что мы не заслуживаем (полное прощение).
Нам может казаться это несправедливым, потому что мы вели себя ужасно. Мы подвели Бога, мы подвели других людей.
Но это справедливо (1Иоанна 1:9). Кровь Христа сделала чудесную работу. Бог больше не ищет другой платы.
Все обвинения по отношению к исповеданному греху идут от дьявола, который притворяется или ревущим львом для испуга, или ангелом света для обмана, или тем и другим. (1Петра 5:8, 2 Кор 11:14). Никогда не забывайте, что совершенная любовь изгоняет страх (1Иоанна 4:18).
Пусть прошлое останется прошлым
Самое приятное следствие того, что мы не помним всех плохих дел, заключается в том, что мы отпускаем прошлое и его действие на настоящее. Мы возлагаем свои заботы на Бога и уповаем на Него, чтобы Он восстановил упущенные годы и чтобы повернул все нам на благо.
Мы чувствуем, как принимаем себя такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками (так же, как это делает Бог), осознавая весь свой потенциал наделать больше ошибок в будущем. Бог не разочаровывается в нас, Он любит нас и знает нас изнутри.
Моисей, Давид, Иона, Петр – все эти библейские мужи должны были простить себя прежде, чем они смогли двинуться в служении, которое Бог запланировал для них. Пришло время и для тебя последовать их примеру.
Это именно то, чего Бог хочет от тебя и меня. Пусть прошлое наконец останется прошлым.
Р.Т. Кендалл, автор книги «Полное прощение», опубликованной издательством Charisma House, из которой взят отрывок в виде этой статьи.
Перевод — Tanya Adams для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!