Саул Ченудиоглу помнит времена, когда синагога в его родном городе Антакья на юге Турции была заполнена прихожанами, а мусульмане и христиане отмечали вместе с евреями их семейные торжества. «Думаю, через 15-20 лет жители Антакьи будут говорить: “А знаете, когда-то в нашем городе жили евреи”», — сетует Ченудиоглу.
Антакья расположена всего в 30 километрах от границы с Сирией, в плодородной горной долине. Город, население которого не превышает 200 тысяч человек, славится в Турции живописными ландшафтами и прекрасными фруктами. Однако в последние годы в связи с эскалацией конфликта в соседней Сирии город заполнился беженцами из этой страны и превратился в одну из важнейших баз противников режима Башара Асада.
Исход из Антакьи еврейского населения начался задолго до гражданской войны в Сирии, еще в 1970-х годах. Тогда из-за тяжелой экономической ситуации многие евреи стали переезжать в Стамбул или эмигрировать за границу.
40 лет назад в Антакье насчитывалось несколько сотен евреев, сегодня их осталось всего 17, причем самому младшему из них уже за 60. Единственная в городе действующая синагога размещается в довольно скромном здании, фасад которого украшает звезда Давида. На той же улице находятся мечеть и католический собор.
Городские власти всячески оберегают немногочисленную еврейскую общину, превратившуюся в нечто вроде местной достопримечательности, отмечает обозреватель американского издания Forward Майкл Каплан. Несколько месяцев назад мэр Антакьи Лютфу Савас по просьбе общины предоставил ей в безвозмездное пользование две квартиры. «Мы не получаем никакой помощи ни из Америки, ни из Европы, ни из Израиля, ни даже из Стамбула, — говорит 75-летний Ченудиоглу. — Однако местные власти поддерживают нас и помогают по мере возможности». Впрочем, помощь общине оказывает не только муниципалитет: ремонт в квартирах, к примеру, оплатил настоятель соседней церкви.
Антакья, ранее носившая название Антиохия, еще в античные времена представляла собой важный еврейский центр. Город был основан царем Селевкидской державы Селевком I Никатором и был назван в честь его отца Антиоха. Во времена восстания Маккавеев против греческого владычества в Антиохию отправляли пленных евреев. Согласно преданию, именно здесь были казнены и похоронены праведная еврейка Ханна и семеро ее сыновей.
В эпоху римского господства местная община значительно выросла за счет принявших иудаизм прозелитов. После того как христианство стало государственной религией Римской империи, положение евреев в Антиохии резко ухудшилось. В 423 году из-за кровавого навета в городе учинили массовую резню евреев. Небольшая еврейская община вновь появилась в Антакье уже в эпоху турецкого владычества.
Область Хатай, центром которой является Антакья, после распада Османской империи в 1918 году вошла в состав французского протектората Сирия, а 20 лет спустя, по итогам референдума, была присоединена к Турции. По словам Саула Ченудиоглу, во времена его детства евреи играли заметную роль в городской экономике, специализируясь на торговле тканями и готовой одеждой.
В этнокультурном отношении Хатай и сегодня во многом близок к Сирии. Значительную часть местного населения составляют арабы, среди которых есть как мусульмане, так и христиане, многие свободно владеют арабским языком. Однако сегодня мультинациональный характер Антакьи превратился в проблему. Местные алавиты, которых в Антакье немало, активно поддерживают своего сирийского единоверца Башара Асада, тогда как большинство населения Турции и правительство страны симпатизируют сирийской оппозиции.
В 2012 году алавиты Антакьи начали массовую акцию протеста против вмешательства Турции в сирийский конфликт на стороне сил оппозиции. Казалось, что гражданская война из Сирии может перекинуться на южные районы Турции. Благодаря усилиям политиков и общественных деятелей напряжение в регионе спало, и многие уверены, что худшее уже позади.
Тем не менее многие представители этнических меньшинств опасаются, что насилие может вспыхнуть вновь. В сложившейся неспокойной обстановке снова поднимает голову антисемитизм. В прошлом году на одной из главных площадей Антакьи был установлен монумент, символизирующий толерантность и взаимоуважение представителей различных конфессий. Статуя представляет собой человеческую фигуру с воздетыми к небу руками. В одной руке она держит глобус, в другой — символы трех религий: полумесяц, крест и звезду Давида. Вандалы неоднократно покушались на магендовид, в итоге его решили заменить на оливковую ветвь.
Саул Ченудиоглу уверен, что особых перспектив у евреев в Антакье нет. Его собственный сын уже давно переехал в Стамбул, а две дочери репатриировались в Израиль. «Что мы можем поделать? Это их жизнь, и они распоряжаются ей по собственному усмотрению», — вздыхает лидер евреев Антакьи.
Материал подготовил Роберт Берг
jewish.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!