Уже тысячи лет проповедь служит главным орудием распространения веры. Так, в Псалмах и в книгах пророков говорится о возвещении правды и мира.
«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!”» (Исаия 52:7)
Первыми проповедниками были Енох и Ной. Они провозглашали волю Бога людям, которые жили в грехах. Пророки были устами Божьими, призванными вещать волю Божью. Пророк должен был передавать слова Бога. От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Основной целью проповеди было открыть людям Божию волю спасения людей. В книге Неемии и Ездры мы видим образец проповеди древних времен.
В Новом Завете встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение проповедника. Иоанн Креститель своею проповедью о покаянии и крещении водою подготавливал народу Израильскому путь к крещению от Мессии Духом Святым и огнем. С самого начала распространения Евангелия проповедь считалась священным делом. Дар проповедничества в то время приравнивался к пророческому дару, и каждый член общества по призванию от Духа Божия мог быть проповедником в общественном собрании. Впрочем, к концу апостольского века, как показывают апостольские послания, проповедническая деятельность стала служебной обязанностью пастырей церкви.
С самого вознесения Иисуса на праздник Шавуот церковь должна была проповедовать. В книге Деяния Апостолов описано, как проповедь Евангелия давала плоды. Но с возрастанием силы проповеди возникли и гонения. Первым мучеником, понесшим смерть за проповедь Евангелия, был Стефан, дьякон-евангелист. После смерти Стефана начались гонения на церковь и учеников. Иудейские лидеры хотели одержать победу над первой общиной. Но история общины показывает, что Бог обращает зло во благо. Убийство Стефана привело ещё большему распространению Евангелия.
«Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Деян. 8:4).
Возможно, слово Стефана перед смертью оказали особое действие и на Павла.
Дьякон Филипп пошёл в Самарию, где Святой Дух через него действовал. Самария оказалась первым местом за границами Иудеи, где проповедовали Евангелие.
«Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (Деян. 8:5).
Через проповедь Евангелия произошло объединение между Иерусалимом и Самарией, ибо до этого иудеи и самаряне не общались.
Апостол Андрей трудился у скифов в Македонии и Фессалониках, Апостол Варфоломей проповедовал в Индии и Армении, там же был и казнён. Апостол Матфей проповедовал в Эфиопии. Апостол Фома проповедовал в Индии. Апостол Павел был призван нести Благую весть язычникам. Свою проповедь Апостолы сосредотачивали на Христе, всецело основываясь на Священном Писании и призывая людей к покаянию.
Это время характеризуется также ослаблением гонений и увеличением числа членов христианских церквей. По некоторым источникам к 410 году было обращено 2,5 миллионов человек. В 300 году Григорием Просветителем был обращён и крещён правитель Армении Тиридат, что открыло эту страну для проповеди. Армения была первым государством, которое называло себя христианским. Явилась необходимость более глубокого изучения Библии и более совершенной проповеди. В четвёртом веке появилась группа исследователей Библии. В эту группу входили Иоанн Златоуст на востоке и Августин на западе.
В этот период проповедь переживает значительный упадок. В 590 году церковь избавилась от гонений и объединилась с государством. Это сыграло большую роль в обращении язычников. Многие язычники, придя в церковь, сохранили прежний образ жизни, и обычаи поклонения святым пришли на смену их поклонению героям племен. Пытаясь удовлетворить потребности язычников, церковь и сама стала языческой. Проповедники стали гнаться больше за блестящей формой изложения, чем за истинно духовным содержанием. Примером этого может служить римский епископ Лев Великий, после которого остался сборник проповедей. Все проповеди написаны на такие темы как церковные праздники, почитание богородицы, пост и милостыня, чистилище. Таким образом, проповедь постепенно утратила свою жизненную силу.
Главная цель Реформации – распространение и объяснение значения Библии. Реформация в христианстве не могла не отразиться на проповеди Слова Божьего. Первые принципы, которые легли в основу Реформации, это Sola Deo Gloria (“Слава принадлежит только Богу”), Sola Scriptura (“только Писание”). Они меняли отношение к Слову Божьему, а значит и к проповеди. Слово рассматривалось как идеал, к которому надо тянуться. Реформация выдвинула проповедь на первое место. Кафедра начинает занимать большее значение, чем алтарь. Отец реформации Мартин Лютер считал, что спасение достигалось через Слово. Лютер составлял разъяснительные проповеди и осознавал важность проповеди для простых людей. Он говорил, что проповедь должна быть простой и разумной.
Виттенбергские реформаторы налаживают религиозное обучение, в котором широко использовали проповедь. В воскресный день звучало три проповеди. По понедельникам и вторникам читались проповеди по катехизису, по средам – по Евангелию от Матфея, и так на каждый день. В церкви был целый штат служителей, который занимался этим служением. Мартин Лютер обладал сильным даром проповедника. Когда он проповедовал для народа, церковь всегда переполнялась народом, и все слушали его, затаив дыхание. Но интересно, что такое отношение к себе Лютер завоевал не какими-то особыми ораторскими способностями или каким-то новым учением, а тем, что его манера проповеди была искренней, наполненной теплотой, и его слова находили место в сердцах слушателей.
Проповедуя в университете, Мартин шаг за шагом стал прибегать к оригиналу. Это также было важным для проповедования, так как в основном в то время мало кто обращался к оригиналу.
Самым выдающимся из проповедников эпохи Реформации был Жан Кальвин. Кальвин считал, что задача служителей – это провозглашение Слова Божьего. Пока будет проповедоваться Слово Божье, церковь будет существовать. Кальвин оказал влияние на Джона Нокса и других.
После Реформации появилось много проповедников, включая пуритан. Для пуритан проповедь была прежде всего. И, конечно, все знают Чарльза Сперджен, которого называли «королем проповедников». Он произнёс 3560 проповедей за свою жизнь.
А в наши дни с развитием богословской мысли стала еще больше развиваться разъяснительная проповедь.
Леонид Крутер / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Император (якобы)христианской Римской империи Юлиан Отступник поэтому и стал вероотступником от Христианства, что с детства видел, как язычники крестятся, но продолжают жить по-язычески. Даже членов царской семьи Юлиана убили ради власти, когда он был еще ребенком.