Начавшийся сегодня визит израильского премьер-министра в США пройдет на фоне событий на Украине, спровоцировавших, как считают многие аналитики, самый опасный кризис в Европе со времен ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.
У Израиля нет ярко выраженного интереса в этом конфликте, поэтому власти страны постараются, насколько это возможно, в него не вмешиваться. Безопасности представителей местной еврейской общины — одной из крупнейших в Восточной Европе — до сих пор ничего не угрожало. Очевидно, что израильское руководство не будет предпринимать никаких действий, противоречащих позиции США — своего главного союзника. Вместе с тем Израиль, вероятно, попытается не вызывать недовольства и со стороны российского президента Владимира Путина.
В настоящее время еврейское государство поддерживает вполне дружественные отношения с Кремлем и не хочет раздражать Путина в вопросах, связанных с Сирией и Ираном, где Москва имеет свои интересы. Именно нежеланием ссориться с российским лидером объясняется молчание официального Иерусалима по поводу разразившегося на Украине политического кризиса. Аналогично таким странам, как, к примеру, Бразилия или Сингапур, Израиль не сделал никакого официального заявления относительно ситуации на Крымском полуострове и не считает необходимым и возможным вмешиваться в конфликт.
В этом смысле позиция Израиля несколько отличается от той, которой власти страны придерживались в 2008 году в связи с ситуацией в Грузии. Тогда Тбилиси обратился к Иерусалиму, у которого закупал и продолжает закупать оружие, с просьбой о дипломатической поддержке и оказании давления на Москву. Киев же ничего подобного от Израиля не ждет.
Обеспокоенность Иерусалима вызвана не только опасениями, что кризис выльется в полномасштабную войну, но и предположением, что украинские события могут привести к возобновлению холодной войны, что явно не в интересах Израиля. Россия и Соединенные Штаты входят в шестерку мировых держав (наряду с Китаем, Великобританией, Францией и Германией), ведущих переговоры с Ираном о сокращении иранской ядерной программы. Израиль заинтересован в том, чтобы Россия действовала заодно с США, а не противостояла им.
Ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном может нанести урон и другим международным интересам Израиля. В частности, речь идет о недопущении поставок в Сирию вооружений, которые режим Асада может затем переправлять «Хизбалле».
При желании российский президент может серьезно осложнить ситуацию на Ближнем Востоке. В ответ на санкции со стороны Запада Путин может вывести Россию из группы стран-посредников, ведущих переговоры с Ираном, или предпринять действия, подрывающие процесс мирных переговоров с палестинцами. Если Россия захочет нанести удар по внешнеполитическому курсу США, она сможет сделать это именно на палестинском направлении. Палестинцы же смогут использовать противостояние Москвы и Вашингтона для ужесточения своих требований.
До сих пор основным международным посредником в деле урегулирования палестино-израильского конфликта выступал госсекретарь США Джон Керии, тогда как Москва придерживалась позиции стороннего наблюдателя. Теперь же палестинцы, в случае если их не будут удовлетворять условия мирного соглашения, смогут повести себя более строптиво, ощущая поддержку Кремля.
Для Израиля принципиально важно, чтобы США и Россия продолжали совместно работать над разрешением иранской и палестинской проблем. Примером того, что бывает, когда позиции Вашингтона и Москвы серьезно расходятся, может служить ситуация в Сирии.
Херб Кейнон (перевод с англ. Николай Лебедев)
The Jerusalem Post
Последнее: 26.07. Спасибо!