Недавно мне пришлось поспорить с одним близким другом. Это не было ни приятно, ни весело. Лучше бы я этого не делал. Я попытался в любви выразить ему своё беспокойство. Его незамедлительный ответ был так: “А кто ты такой, чтобы судить? Иешуа сам сказал: ‘Не судите, да не судимы будете’”
Но разве Иешуа говорил, что мы никогда не должны говорить ничего критического о действиях других людей? Именно так многие и интерпретируют это. И многие люди используют это трактование, чтобы спокойно продолжать свои греховные действия.
На самом деле это забавно, потому что вопрос “А кто ты такой, чтобы судить?” сам по себе является осуждением. По сути, он говорит: “Ты не имеешь права судить”. Мне бы никогда не пришло в голову ответить: “А кто ты такой, чтобы судить моё суждение?!”
К тому же, как бы выглядели общины, если бы никто не упрекал никого за грехи из-за страха осудить? Так что же на самом деле имел ввиду Иешуа, когда говорил: ‘Не судите, да не судимы будете’?
Основное правило трактования
Как я понял, из своих собственных ошибок, неправильное трактование Писания чаще всего связано с игнорированием контекста стиха. Где и когда это было сказано? Почему и кому это было сказано? Ответы на эти базовые вопросы позволят нам понять истинное значение этого места Писания.
Где и когда?
“Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.” (Мф. 5:1)
Иешуа сидит на горе. Его ученики рядом с Ним, настраиваясь услышать слова Божьи, готовясь к “качественному” времени со своим Господом. Они понимают, что каждое слово, исходящее из Его уст, — это “глаголы вечной жизни” (Ин. 6:68).
Вы можете себе представить это? Как это — быть там, слышать впервые то, что является, вероятно, наиболее известной проповедью в истории, — Нагорную Проповедь? Стих Мф. 5:1 дает нам картину близости: “приступили к Нему ученики Его”.
Это не значит, что Нагорная проповедь предназначалась только ученикам, но это значит, что Он хотел, чтобы они услышали эти слова как можно лучше, потому что Он доверил им эти истины, чтобы они передавали их. Это было время, когда еврейский народ был угнетаем как религиозными, так и политическими лидерами. Ученики, вероятно, готовились услышать от Иешуа план того, как изменить ситуацию, и как Он собирается перевернуть и религиозную, и политическую системы. О, как же они ошибались.
Почему и кому?
Как обнаружили ученики, Иешуа не разработал план сокрушения и изгнания различных лидеров, которые, как они верили, угнетали их, но Он показал им ценности Царства, которые разрушают то, что на самом деле угнетает их, — их собственное падшее и испорченное восприятие жизни. Во всём Писании Иешуа постоянно упрекает фарисеев за лицемерие, говоря об особо испорченном и падшем восприятии жизни — мысли о том, что Бог принимает акт поклонения, даже если сердце человека нечисто.
Давайте вернёмся в Мф. 7, но на этот раз прочитаем это в контексте:
“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: ‘дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.” (Мф. 7:1-5)
Как видите, вопрос Иешуа касался не выражения моральной заботы о брате или сестре, а скорее выражения этой заботы с сердцем, исполненным гордости, или когда ты делаешь то же самое (или ещё что похуже). Он не говорил, что мы никогда не должны говорить кому-то, что его грех — это нечто неправильное! Вместо этого, Он говорит сказать человеку, что его грех это плохо, но в смирении, после того, как признаешь и исправишь свои собственные недостатки.
Обратите внимание, что Иешуа даже призывает нас быть активными в этом:
“Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.” (Мф. 7:5)
Он говорит им судить, но только после того, как из их собственного глаза будет удалено “бревно”. Вопрос Иешуа был не в акте осуждения кого-то, а скорее в стоящем за ним лицемерии. Иешуа всегда касается вопроса сердца.
Правильное отношение
Мы призваны говорить суровые истины другим, но это должно делаться с сердцем, исполненным смирения и любви к этому человеку, и после того, как мы разобрались со своим собственным грехом. Почему так? В конечном результате мы хотим “поощрять [друг друга] к любви и добрым делам” (Евр. 10:24), и помогать друг другу двигаться в направлении святости и по-настоящему благословенного хождения с Богом. Разве это не то, чего мы все хотим? Или, как минимум, то, чего мы должны хотеть как Божьи дети?
Я хочу окружить себя людьми, которые могут судить меня, согласно Божьему Слову, и помогать мне быть благочестивым человеком. Я не хочу иметь право судить, я хочу иметь правое сердце, чтобы судить правильно. Павел прекрасно сказал об этом:
“Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.” (Гал. 6:1)
Да будем мы благословлены Господним сердцем.
Автор — Микаэль Элади / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!