Мой отец умер больше десяти лет назад, а с ним умерли и вопросы, о которых я не вспоминала до недавнего времени, когда мы с мамой вдруг начали разговаривать про развод моих родителей и про боль, которую он вызвал.
В прошлый раз, когда мы обсуждали эти дела минувших дней, мне вдруг захотелось ей сказать: «Знаешь, ничего из этого нельзя вменять тебе в вину».
Мама расплакалась, укрыв лицо в руках, а потом поблагодарила меня и произнесла: «Мне так нужно было это услышать от тебя». Она удивительная мама, и я даже не предполагала, насколько эти слова важны для нее. Мне всегда казалось, что трудно было нам всем. Она же никак не могла свыкнуться с мыслью, что в ее мечтах и надеждах была совсем другая жизнь ее семьи.
Ловушка родительского чувства вины
Моя взрослая жизнь отличается от жизни мамы в моем возрасте. Мой брак не безупречен, но силён. Мне не нужно думать о вопросах разделения родительской опеки или алиментах. При этом, в результате наших разговоров, я вдруг осознала, что тоже страдаю от чувства вины: я не вполне достаточно делаю для своих детей.
И я не единственная. У меня есть несколько знакомых родителей-одиночек, которые волнуются, что их дети не узнают, как должна выглядеть хорошая семья, потому что в их доме пример такой семьи отсутствует. Мои друзья, страдающие от зависимости или супружеской неверности, оплакивают свои неосуществленные мечты о семейной жизни. Кто-то расстраивается, потому что не может финансово обеспечить своих детей всем, чем хотелось бы.
Многие страдают лишь потому, что знают, как наши несовершенства и просчеты влияют на детей. Не так давно я выслушала упреки нашей дочери, которая рассказала о боли, связанной с тем, как мы заставили ее в прошлом году заняться спортом. Я испытываю чувство вины, когда в конце длинного дня мне хочется посидеть в сторонке, подальше от домочадцев, «в свете моего телефона». Почувствовать свою родительскую несостоятельность очень легко.
Когда мы представляем, что успех или провал наших детей полностью лежит на наших плечах, чувство вины за наши несовершенства может угнетать и обескураживать, если вообще не парализовать нас. Но Бог сможет помочь им так, как нам никогда не удастся. Нам необязательно быть совершенными родителями, наша работа – полагаться во всем на Христа. Только в последнее время я начала понимать, что моя основная роль – быть учеником Христа и помогать детям приходить к Нему за всем, что им нужно.
Богатство темноты
Большинство людей осознают, что трудные ситуации формируют наш характер больше, чем лёгкие. Во время самых больших разочарований в жизни мое общение с Богом становилось богаче и глубже. Именно во времена трудностей я приходила к пониманию, что моей жизни, моей семьи, моей реальности всегда будет недостаточно, только Иисус может дать мне все, что мне нужно. Те самые события, которые приводили в отчаяние моих родителей, были причинами, благодаря которым я понимала, что нуждаюсь в Иисусе.
К счастью, моя мама посреди всех этих трудностей призывала меня смотреть на Христа, и это лучшее, что она могла сделать. В самые трудные годы моего детства свет Божьего присутствия сиял так, как он может сиять лишь посреди тьмы. Через весь этот хаос Он показал мне Свою красоту, и я не могла ей сопротивляться. Я видела Его в людях из церкви, в Слове, когда мы пели «Великую крепость» по воскресеньям. Посреди тьмы я увидела Его таким, каким, пожалуй, могла и не увидеть, если бы не было трудностей. Он давал мне советы и мудрость, которые будут полезны мне до самого последнего мгновения моей жизни.
Свет надежды
Если вы из тех родителей, которые страдают комплексом неполноценности, знайте: вы не одни такие. Мы все чувствуем, что где-нибудь что-нибудь не доделали, что жизнь наших детей не совсем такая, какую мы хотели им дать. Знайте вот что: когда им больно, лучшее, что мы можем сделать – вывести их к свету – Евангелию Иисуса.
Большая часть моей родительской функции – быть примером подражания Христу, но есть еще очень важная часть родительства – указывать на Христа, как это делал Иоанн Креститель: «Я не Христос, Иисус – Христос!» Переводя вышесказанное в практическую плоскость, говорить, что: «Меня, моих сил здесь не хватит, а вот Его – точно хватит!» или «Ты сам здесь не справишься, а вот с Ним – запросто!»
Родителям, которые мучаются от чувства вины, сражаются с собственным перфекционизмом, горюют из-за трудностей в жизни своих детей, я хочу сказать вот что: «Да воссияет во тьме свет Христов для вас и ваших детей и да принесет великую надежду!»
Катрин Маак / The Gospel Coalition / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!