«Отцы, не раздражайте ваших детей, чтобы они не отчаивались, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Кол.3:21)
В этой фразе сочетается два самых известных отрывка из Нового Завета о воспитании детей и дается серьезное предостережение родителям: наше воспитание может привести к огорчению и гневу детей. Порой можно так рассердить ребенка, что гнев — это единственно подходящий и неизбежный ответ. Я назову несколько способов, как родители могут вызывать у детей подобного рода раздражение и уныние.
Порядочность вместо святости. Ожесточение и огорчение может быть следствием того, что ребенка учат быть добрым, а не святым, и больше заботятся о его хорошем поведении, а не о святости его сердца. Нам бывает вполне достаточно того, что ребенок с виду порядочный, а не святой внутри. В центре внимания оказывается плохое поведение, а не грешное сердце, которое является его причиной и которое находит радость в таком поведении. Рано или поздно это приводит к разочарованию и недовольству, так как дети осознают, что их призывают соответствовать нереальному стандарту поведения, стандарту, которого не достичь, пока не переменится их сердце. То, что они видят несоответствие между учением Библии и нашими наставлениями, вызывает у детей гнев и отчаяние. Родители, не довольствуйтесь тем, что дети хорошо себя ведут, — молитесь об их святости, чтобы их примерное поведение проистекало из преображенного сердца. Наставляйте их с помощью Евангелия и указывайте на него, вместо того чтобы раздражать их несправедливыми и невыполнимыми требованиями.
Лицемерие вместо искренности. Мы вызываем у детей возмущение, когда живем в лицемерии, соблюдая одни требования, а перед ними устанавливая другие. Когда мы так поступаем, дети видят, что у нас нет никаких строгих стандартов и начинают верить в то, что христианство призывает к переменам только в глазах людей, а не в глазах Бога. Однако Бог призвал нас воспитывать и учить своих детей при помощи разъяснений и демонстрации, объясняя словами и показывая личный пример. Жизнь родителей, которую видят их дети, должна быть такой, чтоб они могли сказать ребенку не только «Делай так, как я говорю», но и «Делай так, как я делаю». Нам следует брать пример с апостола Павла, который мог смело призывать: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).
Сомнение вместо уверенности. Родители раздражают детей, если живут, сомневаясь в Божьем желании спасти их ребенка. Мы всегда хотим лучшего для наших детей, но больше всего — их спасения. Порой родители жутко страшатся того, что Бог не спасет их ребенка, и этот страх имеет последствия: они становятся грубыми, требуют, чтобы их ребенок обратился ко Христу, или манипулируют, все время упрашивая и умоляя его уверовать. Вот почему дети сердятся: они видят, как родители, исповедуя веру в суверенного и доброго Бога, не демонстрируют этого своими поступками. Господь поручил родителям воспитывать детей, веря в то, что Он любит спасать заблудших и делает это через Евангелие. (см. 1 Тим. 2:4). Посредством воспитания и наставления мы знакомим детей с Евангелием, а оно производит в них свою работу. Когда мы воспитываем ребенка, он должен слышать, как Евангелие провозглашается и видеть, как им живут. При этом нам нужно верить, что через него Бог будет оказывать Свое влияние.
Страх вместо решительности. Можно раздражать детей, воспитывая их в страхе. Разумеется, защищать детей, ограждая их от негативного влияния, пока они не станут достаточно развитыми и зрелыми, — это мудрое воспитание. Но неразумно воспитывать детей, ограждая их настолько, что они не видят и не испытывают на себе греха и его страшных последствий. Многие родители принимают решения в вопросах взаимоотношений, церкви, образования и семьи, руководствуясь страхом. Но воспитание, основанное на боязни, раздражает детей из-за того, что мы создаем вокруг них вымышленный мир, иллюзию, которая не имеет ничего общего с реальностью. Помимо того, мы лишаем детей возможности увидеть грех и его последствия, понять, что, обещая радость и жизнь, грех приносит горечь и смерть. Нам нужно смело воспитывать детей, как быть в мире, но не от мира; однако этого не достичь, полностью оградив их от него. Мы должны мудро защищать наших детей, но не прятать их, руководствуясь страхом.
Гнев вместо терпения. Родители огорчают и гневят своих детей, когда воспитывают их, проявляя злость вместо терпения. Многие могут засвидетельствовать, что, исправляя и наказывая, их родители гневались или злобно им угрожали. Наказание осуществлялось не со спокойствием и самообладанием, а со злостными ударами и резкими высказываниями. Безусловно, это злит. Гнев родителей приводит к гневу ребенка. Как иначе? Но в таком случае, гнев родителя несправедлив, а гнев ребенка — справедлив. Бог ожидает, что мы будем воспитывать и наставлять наших детей, проявляя терпение и доброту. Это значит, что мы сами будем примером тех действий, отношений и слов, которые хотим видеть в наших детях.
Безразличие вместо участия. Раздражение ребенка также является результатом родительского безразличия. Нередко мы принимаем участие в жизни ребенка лишь тогда, когда у него есть какие-то проблемы. Серьезных взаимоотношений у нас с ним мало, но когда случается беда, опасность или он не слушается, мы тут же врываемся в его жизнь. Больше всего я хочу подражать тем родителям, которые сознательно строят дружеские отношения со своими детьми и имеют ясное представление о том, что их взрослые дети будут им друзьями и братьями или сестрами во Христе, и которые целенаправленно трудятся для достижения этих целей. Такие родители уделяют время и внимание своим детям пока те маленькие, балуют и наказывают их, всегда помня об отношениях, которые хотят иметь с ними в будущем. Родители, нам следует уделять нашим детям много внимания и строить с ними дружеские отношения.
Гордость вместо смирения. Если родители, воспитывая ребенка, проявляют гордость, их дети определенно будут раздражаться и унывать. Похоже, каждому поколению христиан приходиться заново открывать для себя безобразие гордости и красоту смирения. Их необходимо обнаружить и каждому родителю. Родительская гордость проявляется множеством различных способов, но ярче всего она выражается в нежелании просить прощения у детей. Из-за гордости мы убеждены в том, что, извиняясь перед ребенком, мы проявляем слабость, и это дает ему власть над нами. Но это далеко не так! Смирение свидетельствует о том, что, попросив прощения у ребенка, мы проявляем свою сильную сторону и показываем пример характера самого Христа. Мы неизбежно будем согрешать против наших детей, и потому нам нужно в смирении просить у них прощения, веря в то, что, противясь гордым, Бог дает большую благодать смиренным (см. Иак. 4:6).
Бесспорно, есть еще много способов того, как мы можем греховно и несправедливо раздражать детей. Мы делаем это еще более разнообразными методами. Чтобы проявлять почтение к Богу и любовь к своим детям, нам следует выявлять свои личные искушения, исследуя себя и способы нашего воспитания. Обнаружив их, мы должны признать их и покаяться. И в то же время, мы можем быть уверены в том, что Бог желает через нашу слабость проявлять Свою силу, и через наше несовершенство — Свое могущество.
Оригинал © Tim Challies, перевод © Help for Hear†.
Последнее: 01.01. Спасибо!