За завтраком мои сыновья-близнецы сели за столом рядом, а я наливала им молоко в тарелки с хлопьями. Они отодвигались друг от друга, потом толкались и смеялись. Младшенькая стучала ручками по столу, с криком требуя свою чашку, а мой старший сын просил, чтобы я нашла его вчерашний рисунок. Один из близнецов закричал: «Перестань меня трогать! Не сиди рядом со мной! Мама!»
Во мне закипел гнев, и я накричала на детей прежде, чем мы успели съесть по первой ложке: «Прекратите!». Мгновенно пришло чувство вины. Я опять это сделала.
Я сразу попыталась всё уладить и мой голос успокоился. Я была рассержена поведением каждого, особенно своим собственным. Я всего лишь хотела насладиться приятным общением с детьми за завтраком. Я хотела, чтобы они были внимательными, рассудительными и самостоятельными. Разве я многого хотела? (Да. Слишком многого).
Я бы хотела, чтобы все было по-другому, но подобные сцены в нашем доме происходят гораздо чаще, чем хотелось бы. Когда мы собираемся в школу, когда убираем в доме, когда ложимся спать, когда кушаем. Возможно, и вам это знакомо.
Вот несколько принципов, помогающих мне справляться с гневом во время воспитания маленьких детей.
Называй всё своими именами
Не всякий гнев становится грехом (Ефесянам 4:26). Когда наши сердца восстают против того, что ненавидит Бог — греховного, лишенного любви и непослушного поведения, — мы тем самым отображаем нашего правого и справедливого Бога. Когда наши дети жалуются на свои жизненные обстоятельства или причиняют боль другим, мы имеем право огорчаться. Гнев по нужному поводу может напомнить нам о важной задаче — научить своих детей также ненавидеть зло. Но этот праведный гнев никогда не может быть оправданием грубого поведения по отношению к детям.
Аналогично, не всякий крик будет грехом. Если наши дети выбегут на оживленную улицу, я буду выкрикивать их имена так громко и настойчиво, как только смогу. Этот крик может спасти им жизнь. Такое поведение также отображает Бога, громко предупреждающего нас, когда наша жизнь висит на волоске (Римлянам 6:23).
Но в обыденных ситуациях, когда мы выпили недостаточно кофе, а дети опять начали драться друг с другом, крик не будет праведным родительским поведением (Иакова 1:20). Позволять гневу воспламеняться без самоконтроля, переходить от обиды к злости — такое поведение не отражает характер Бога. Наш Господь «долготерпелив и многомилостив» (Псалом 144:8), явивший совершенное терпение во Христе (1 Тимофею 1:16).
Когда я хочу наказать своих детей или контролировать их при помощи грубых слов только потому, что они ведут себя не так как бы мне хотелось, такое поведение я должна назвать тем, чем оно есть на самом деле. Это не просто плохой день. Это не материнская ошибка. Это не шутка. Это грех.
Как и с любым грехом, я должна исповедать его, извиниться перед своими детьми, уповать на Христа, отвернуться от этого греха, идти вперед свободной от вины, и радоваться обновленному желанию жить в послушании (1 Иоанна 1:9).
Расскажи кому-то
Вероятно, я не буду писать мужу или друзьям каждый раз, когда накричу на своих детей, но очень важно постоянно исповедоваться перед другими в своих наклонностях к греховному выражению гнева (Иакова 5:16). Когда я рассказываю об этом, то позволяю другим интересоваться моим поведением, побуждать меня к покаянию, упованию на Христа и послушанию (Евреям 10:24).
Жизнь в общении с другими людьми — родителями, свекром и свекровью, студентами и друзьями, которые регулярно видят мое поведение с детьми, создает подотчетность. Если я начинаю замечать непоследовательность — при посторонних веду себя как «добрая мама», но становлюсь грубой наедине с детьми, значит пришло время впустить свет и рассказать обо всём (1 Иоанна 1:7).
Скромная открытость также создает для нас рамки поведения, необходимые, чтобы не допускать насилия. Гнев, оставленный без контроля, может выйти из-под контроля. Любой родитель, который причиняет боль своим детям, должен сказать кому-то об этом и немедленно получить помощь. Церковное сообщество зрелых христиан — это то важное место, откуда можно начать.
Молись и будь готовой
Когда я осознаю свою склонность позволять гневу превращать меня в недоброго родителя, то начинаю замечать модели собственного поведения. Когда я не выспалась, то наши завтраки по утрам больше напоминают цирк. Когда я устала, то по вечерам, когда везу детей со школы в машине, мне кажется, что я заперта в клетке с медведями. Но во всякой ситуации, особенно в моей слабости, Бог дает выход из искушения (1 Коринфянам 10:13). Я могу вооружить себя Его Словом и практическими стратегиями по воспитанию.
Мы не можем всегда контролировать обстоятельства (если бы только дети и гормоны вели себя так, как нам хочется!), но мы можем обратится к Богу за мудростью (Иакова 1:5). Однажды более взрослая мама рассказала мне, что ее момент прозрения наступил, когда она перестала просить Бога только о том, чтобы Он изменил ее детей («Боже, пусть они перестанут плакать и ныть!») и начала просить о благодати, чтобы терпеливо справляться с воспитанием («Боже, дай мне сил, самообладания и нужные слова, чтобы воспитывать моих детей»).
Говоря о предотвращении вспышек злости, мы должны помнить, что Сын Божий принял гнев Божий вместо нас (Римлянам 3:25). Именно уверенность в этой радостной вести мотивирует нас делать доброе своим детям. Когда я смиренно вспоминаю об огромном долге, который Бог простил мне во Христе, то становлюсь менее строгой и требовательной к незначительным проступкам моих детей. Прежде, чем я разозлилась на ссору детей в машине или на разрисованные маркером шкафы, Он умер за меня (Римлянам 5:8).
Завтра будет новый день, и я уже знаю, что нам не хватит молока на завтрак. Я практически уверена, что малышка опять его разольёт, а хлопья близнецов окажутся на полу. Завтра всё будет таким же, как и всегда, всё кроме одного — я нацелена взирать на Христа среди слез и ссор. Уверена, что у меня не получится с этим справиться в совершенстве, но я опущусь перед Ним на колени, а это именно то место, где хорошо быть матери.
Автор — Эмили Дженсен / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!