Добрый день, меня интересует вот какой вопрос... Ложь во благо — может иметь место в нашей жизни? Или же любая ложь противна Господу? Даже мелкая и бытовая? Спасибо! (Антон Р.)
Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:
Шалом, Антон.
Признаться, я не встречал в Писании такого понятия, как «ложь во благо». Везде слово «ложь» в Библии употребляется в отрицательном смысле.
Иешуа, говоря о дьяволе, сказал следующее:
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Ин. 8:44
Мы видим, что всякая ложь является порождением дьявола. Он есть её отец. И, так называемая, ложь во благо – это тоже ложь, и её отцом является сатана. Понимая это сами себе объясните, как то, что берет начало от противника Бога, может быть добром?
Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины. 1Ин. 2:21
Ну, этот стих из 1-го послания Иоанна вряд ли требует расширенного комментария. Посмотрите – любая ложь противопоставляется истине.
Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф. 4:25
Рабби Шауль призывает нас говорить правду даже тогда, когда это может быть неприятно слушающему.
Ложь во благо – питательная почва для философов и поэтов. Один эстрадный исполнитель когда-то пел – «лучше ласковой лжи – беспощадная правда». Что-то похожее было и у Аллы Пугачевой – «святая ложь, пусть даже ты свята, твоя мне ненавистна доброта, я тебе не верю…». На уровне разума люди давно поняли, что любая ложь – это плохо. Почему же тогда мы нередко слышим от кого-то, что то или иное было сказано «во благо», хотя и является неправдой?
Тема лжи во благо является попыткой греховной натуры оправдать грех. Плоть разделила ложь на плохую и хорошую, чтобы, когда понадобится, на любую неправду навесить ярлык «лжи во благо». Это очень похоже на то, как незнакомое с Богом человечество оценивает оккультизм. Разве мы не слышали о злых волшебниках и добрых, о черной и белой магии? Ложь во благо – это такое же «добро», как и т.н. белая магия. Девиз плоти таков — если нельзя, но очень хочется, то можно…
Может ли ложь быть большой и маленькой? Наверное, да. Но, при этом вспоминаю слова Юлиана Семёнова, которые он говорил устами разных героев своих произведений – «маленькая ложь рождает большое недоверие». Действительно, ложь – это грех, а всякий грех, даже если он маленький, порождает смерть (Иак. 1:15). Смерть доверию, смерть взаимоотношений и т.д.
Давайте, Антон, будем следовать вышеупомянутому совету Шауля и, «отвергнув всякую ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему.»
Последнее: 26.07. Спасибо!
Шалом Михаил.
А вот когда верующие люди во время Отечественной войны прятали евреев по подвалам и чердакам, при этом врали всем и вокруг, это тоже было ложью, не угодной Богу, грехом или все же есть так сказать моменты? поскольку эти случаи так же подходят под категорию «всякая» ложь...
Спасибо за комментарий, Николай. Отвечая на вопросы посетителей портала мы стараемся отталкиваться от Писания. Библейскую точку зрения в отношении такого понятия, как ложь, я привел. Попробуйте её опровергнуть по Слову.
Знаете, в жизни бывает так, что мы берем какой-то сложный вопрос, типа такого, какой задали Вы, находим для себя, что это вполне морально и потом расширяем себе границы дозволенного в более простых ситуациях. Т.е, если можно было там, почему нельзя и здесь... Вот чего уж здесь не будут делать, так это учить «правильно» врать.
Теперь по сути Вашего комментария. Можно сказать, что очень часто жизнь ставит нас в трудное положение и не всегда нам кажется возможным следовать в точности тому, что написано в Слове, чтобы при этом не нарушить другую заповедь. В истории со спасением евреев в годы войны верующие руководствовались заповедью любви к ближнему (Иак.2:8), указанию Господа положить душу за брата своего (Ин.15:13) и указанием спасать взятых на смерть (Пр.24:11). При таком раскладе они не о своей жизни думали, а о жизни других. То, что называется «ложью во благо» в современном мире, обычно относиться к тому, чтобы спасти удобное себе положение вещей, а не жизнь других, подставляя при этом свою. Согласитесь, это таки разные вещи.
Вопрос, который задал Антон Р., не относился к спасению евреев в войну. По второй его части видно, что в большей степени автору хотелось понять, делит ли Бог ложь на крупную и мелкую, на греховную, т.е. опасную, и на такую, которая не влияет на наши с Ним отношения. По крайней мере, мне так показалось.
Впрочем, соглашусь, что на неконкретный вопрос нужно было давать более обширный ответ, чтобы как можно меньше допустить кривотолков. Еще раз спасибо за комментарий.
Для более полного понимания этой темы прослушайте всего 10 минутное выступление раввина Ефима Свирского — Толдот. Правдивость или честность.