Библия говорит о Меноре, или светильнике, на трёх уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисею было велено сделать золотой светильник с семью лампадами и поставить его во святом скинии (Исход 25:31-40). Священники были обязаны заботиться о светильнике, но не было чёткого учения о духовном значении Меноры.
Это светильник, который предположительно был переосвящён Маккавеями и чествовался в праздник Ханука. Светильник, используемый на Хануку, по-еврейски называется Ханукия. В нём девять свечей (на восемь дней и одна для зажигания остальных). Это НЕ точная копия меноры из скинии, но она стала в некотором роде представителем этой меноры в еврейской религиозной традиции.
На втором уровне пророк Захария увидел в видении мистическую менору с двумя оливковыми деревьями, по одному с каждой стороны. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Своей благодати и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой герба и печати современного Государства Израиль.
Третий уровень находится в книге Откровение, в которой Иоанн видит сверхъестественное видение Иешуа прославленного, стоящего среди семи светильников, символизирующих семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все типы и течения, составляющие международную Экклесию.
Подобно тому, как светильник Моисея нашёл выражение в еврейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии отразилось в современном сионизме, а видение Иоанна изображает людей из каждого колена, языка и народа, прославленных силой Божьей.
Автор — Ашер Интрейтер / tikkunglobal.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мир Вам! Основное предназначение СВЕТИЛЬНИКА – светить в темное время суток. Поэтому с давних времён люди использовали в своих домах (или шатрах) СВЕТИЛЬНИК, который чаще всего был маленькой глиняной лампадкой с маслом, которую зажигали с наступлением темноты, а ложась спать – тушили.
СВЕТИЛЬНИК же Господа имел семь золотых лампад, расположенных на высоком подсвечнике, которые первосвященник готовил в святилище утром, а зажигал в вечернее время служений: «Каждое утро… он приготовляет лампады [СВЕТИЛЬНИКА, а] … зажигает лампады вечером» (Исход 30:7-8).
Но и после того как вечернее служение Богу завершалось и из святилища уходили все священники, семисвечный СВЕТИЛЬНИК не тушили – он продолжал ярко гореть всю ночь в СКИНИИ: «Прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел СВЕТИЛЬНИК [в святилище] ...от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить СВЕТИЛЬНИК пред Господом всегда (Левит 24:2-4).
Зачем же Господь Бог повелел Своим служителям, «чтобы непрестанно горел СВЕТИЛЬНИК [в СКИНИИ]... от вечера до утра всегда» (Лев.24:2)?
Для кого ярко горел СВЕТИЛЬНИК весь вечер и всю ночь в святилище?
Входная завеса в СКИНИИ была сделана из сшитых больших полотнищ цветной ткани (с преобладанием красных тонов в центре). Поэтому, когда с наступлением темноты зажигали СВЕТИЛЬНИК Господа, то из СКИНИИ выходил яркий красный свет, хорошо заметный даже на дальнем расстоянии. И тогда свет СВЕТИЛЬНИКА святилища был похож на спасительный свет маяка, освещающий путь людей и указывающий во тьме направление к безопасному месту: «Когда Бог хранил меня, когда СВЕТИЛЬНИК Его светил над головою моею, [тогда] и я при СВЕТЕ Его ходил среди ТЬМЫ [безопасно]» (Иова 29:2-3).
Написано, что от начала СЛОВО Бога, Которое и есть Сам Бог, сотворило СВЕТ: «И СКАЗАЛ БОГ: да будет СВЕТ. И стал СВЕТ» (Бытие 1:3); «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ» (Иоанна 1:1).
А СВЕТ, сотворённый Богом, является не только Его живым СЛОВОМ, но и Самим Богом: «БОГ есть СВЕТ! и нет в Нём никакой ТЬМЫ» (Иоанна 1:5).
И как СВЕТ освещает тьму, и она рассеивается, так и Бог СВЕТОМ Своего СЛОВА просвещает тьму невежества и грехов мира, и она проходит. Потому Господь открыл Себя людям в образе яркого СВЕТА СВЕТИЛЬНИКА, непрестанно горящего и светящего в ночной тьме: «Ты, Господи, СВЕТИЛЬНИК мой; Господь [СВЕТОМ Своего СЛОВА] просвещает [невежественную] тьму мою» (2-е Царств 22:29); «СЛОВО Твоё – СВЕТИЛЬНИК ноге моей и [неугасимый] СВЕТ стезе моей [во тьме грехов мира]» (Псалом 118:105).
И подобно тому, как самая густая тьма не может поглотить СВЕТ, и он светит и во тьме, так и самая тёмная и порочная тьма власти мира язычества, невежества и зла не может поглотить просвещающий СВЕТ СЛОВА Божьего. Поэтому он, не переставая, светит во все времена на земле, – обличая всякий грех и освящая людям путь к жизни: «И СВЕТ [СЛОВА Божьего и] во тьме светит, и тьма [греховного мира] не объяла его» (Иоанна 1:5); «И [никакая] тьма не затмит от Тебя» (Псалом 138:12); «Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке [нечестия грехов], но Господь – СВЕТ для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на СВЕТ [пути к ЖИЗНИ], и я увижу правду Его» (Михей 7:8-9).
Следовательно, СВЕТ МЕНОРЫ, – золотого СВЕТИЛЬНИКА с семью горящими лампадами, – это и есть образ (1) живого, (2) творящего, (3) просвещающего, (4) пророческого, (5) наставляющего, (6) обличающего и (7) спасающего СЛОВА Господа, Которое освещает людям путь жизни (среди тьмы мира) и исполняется ДУХОМ Святым в точно назначенный Богом срок: «И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот СВЕТИЛЬНИК весь из золота, и чашечка для [каждой из лампад с] елеем наверху его, и СЕМЬ [зажженных] ЛАМПАД на нём, и по СЕМИ трубочек-[ветвей] у ЛАМПАД, которые наверху его… Тогда отвечал он и сказал мне так: это [образ] СЛОВА Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою [всё сказанное в СЛОВЕ совершится], но ДУХОМ [Святым] Моим, говорит Господь Саваоф» (Захария 4:2,6); «Откровение СЛОВ Твоих ПРОСВЕЩАЕТ, вразумляет простых» (Псалом 118:130); «Ты возжигаешь СВЕТИЛЬНИК мой, Господи; Бог мой [СВЕТОМ Своего СЛОВА] ПРОСВЕЩАЕТ тьму мою» (Псалом 17:29); «Ибо Заповедь [Господа] есть СВЕТИЛЬНИК, и наставление [Его пророчеств] – СВЕТ, и назидательные поучения [СЛОВА Божьего] – путь к ЖИЗНИ» (Притчи 6:23).
Поэтому СЛОВО Божье – это и есть Сам животворящий БОГ, Который от начала является СВЕТОМ просвещения людей на пути к спасению и вечной ЖИЗНИ: «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ. Оно было в начале у БОГА. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть [в мире]. В Нём [в СЛОВЕ Божьем] была ЖИЗНЬ, и ЖИЗНЬ [Его СЛОВА на земле] была СВЕТ [просвещения] человеков» (Иоанна 1:1-4); «В Боге восхвалю я СЛОВО Его, в Господе восхвалю СЛОВО Его. На Бога уповаю, не боюсь… ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во СВЕТЕ живых» (Псалом 55:11-14); «Ибо у Тебя источник ЖИЗНИ; во СВЕТЕ [СЛОВА] Твоём мы видим [вечный] СВЕТ!» (Псалом 35:10).
В Своём СЛОВЕ Господь Бог дал обетование народу Израиля, что наступит время, и Он пошлёт на землю великий СВЕТ жизни. И этот Божий СВЕТ увидят в тёмной и глухой провинции земли Завулоновой и Неффалимовой, – так называемой Галилее языческой; и СВЕТОМ будет СЫН Божий – родившийся Младенец из рода царя Давида: «Прежнее время умалило землю Завулонову [в которой расположен город Назарет] и землю Неффалимову; но последующее возвеличит… Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит СВЕТ великий; на живущих в стране тени смертной СВЕТ [ЖИЗНИ] воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его… Ибо МЛАДЕНЕЦ родился нам – СЫН [Божий] дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему [Помазаннику] утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Исаия 9:1-3,6-7); «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит СЫНА, и нарекут имя Ему: Еммануил [что значит: «с нами БОГ!»]» (Исаия 7:14).
Неоднократно Господь пророчествует о Своём СЫНЕ – Помазаннике из рода царя Давида – как о Спасителе, СВЕТЕ жизни и СЛАВЕ народа Израиля: «Я, Господь, призвал Тебя [СЫН Мой] в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в [Новый] ЗАВЕТ для народа, во СВЕТ для [спасения] язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников [клятвы Закона] вывести из заключения и сидящих во тьме [язычества] – из темницы [смерти]» (Исаия 42:1-7); «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл [великий] СВЕТ твой, и СЛАВА Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою ВОССИЯЕТ Господь, и СЛАВА Его явится над тобою. И придут народы к [Помазаннику – ЦАРЮ Израиля, –] СВЕТУ твоему, и цари [земли] – к восходящему над тобою [Его] СИЯНИЮ» (Исаия 60:1-3); «Посему вам говорю, язычники, которые можете слышать и понимать: ожидайте [СЫНА Божьего – Помазанника – ] ПАСТЫРЯ вашего, Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века. Будьте готовы к воздаянию [Его] Царствия, ибо СВЕТ немерцающий ВОССИЯЕТ вам на вечное время. Избегайте тени века сего; примите сладость СЛАВЫ вашей. Я открыто свидетельствую о СПАСИТЕЛЕ моем. Вверенный дар [ПЛОДА жизни] примите, и наслаждайтесь, благодаря Того, Кто призвал вас в Небесное Царство» (3-я Ездры 2:34-37).
И СЛОВО Божье истинно исполнилось в земле Израиля: в Младенце Иисусе (Йехошуа), – Божьем Помазаннике (Машийахе) из рода царя Давида, народ Иакова увидел великий СВЕТ Божьей славы, спасения и просвещения языческой тьмы: «И, когда родители принесли МЛАДЕНЦА Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он [праведный муж Симеон] взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ...видели очи мои СПАСЕНИЕ Твоё [Господи], которое Ты уготовал пред лицом всех народов, СВЕТ к ПРОСВЕЩЕНИЮ язычников и СЛАВУ народа Твоего Израиля» (Луки 2:27-32); «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог СПАСЕНИЯ нам в дому Давида, [– Помазанника –] ОТРОКА Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что СПАСЁТ нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас... [чтобы] дать уразуметь народу Его СПАСЕНИЕ в прощении грехов их, ...и ПРОСВЕТИТЬ [СВЕТОМ жизни] сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Луки 1:68-79).
А иудейские свидетели воссиявшего в народе великого СВЕТА, – живого, просвещающего Божьего СЛОВА, ставшего на земле СЫНОМ Человеческим Иисусом Христом (Йехошуа Машийахом), – описывают эти события так: «Был [в то время] человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о [приходящем великом] СВЕТЕ, дабы все уверовали чрез него. Он не был СВЕТ, но был послан, чтобы свидетельствовать о [Божьем] СВЕТЕ. [И явлен] был СВЕТ истинный, Который ПРОСВЕЩАЕТ всякого человека, приходящего в мир. В мире был [как СЫН Божий], и мир чрез Него начал быть [как от СЛОВА БОГА], и мир Его не познал [как животворящего БОГА]. Пришёл к своим [братьям-иудеям, хранителям СЛОВА], и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его [святое – Йегошуа – «Иегова-Спаситель»], дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от БОГА родились. И СЛОВО стало плотию [СЫНА Человеческого на земле], и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели СЛАВУ Его [СВЕТА], СЛАВУ, как Единородного [СЫНА] от [Небесного] Отца… БОГА [же] не видел никто никогда; [но] Единородный СЫН [Божий], сущий в недре Отчем, Он явил [Личность БОГА-Отца на земле]» (Иоанна 1:6-18); «БОГ, повелевший из тьмы ВОССИЯТЬ СВЕТУ, ОЗАРИЛ наши сердца, дабы ПРОСВЕТИТЬ нас познанием СЛАВЫ Божией в лице ИИСУСА ХРИСТА» (2-е Коринфянам 4:6).
И Господь Иисус Христос также засвидетельствовал о Себе в народе – как о спасающем Божьем СВЕТЕ жизни: «Говорил Иисус к народу и сказал им: Я – СВЕТ миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь СВЕТ ЖИЗНИ» (Иоанна 8:12); «Я – СВЕТ [СЛОВА жизни], пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме [греха и смерти]» (Иоанна 12:46); «Я СВЕТ [спасения] миру!» (Иоанна 9:5).
В описании дизайна МЕНОРЫ, СВЕТИЛЬНИКА Господа, мы видим его схожесть с плодоносным деревцем, у которого есть СТЕБЕЛЬ, ветви, цветы-чашечки, плоды-яблоки, а также элемент не присущий дереву, но необходимый для горения и излучения СВЕТА, – лампады с маслом елея. О других его деталях не написано в Слове, хотя очевидно, что СВЕТИЛЬНИК имеет внизу какое-то удерживающее его основание или ножки, чтобы устойчиво стоять на земле.
И МЕНОРА (увиденная Роном Уайеттом вместе с КОВЧЕГОМ Завета в пещере Иеремии в 1982 году) показала, что её СТЕБЕЛЬ крепился на треножной подставке, напоминающей разветвление корней дерева. Но почему, говоря во многих местах Писания о Своём СВЕТИЛЬНИКЕ, Господь нигде не упоминает о наличии у него треножника? (Смотрите фото).
Все детали в золотой МЕНОРЕ святилища имеют символическое значение, открывающее духовные тайны Бога. И если бы в Писании упоминалось о треножнике, то подразумевалось бы, что он является удерживающим СВЕТИЛЬНИК основанием. Поэтому Господь преднамеренно не говорит о треножнике (хотя он и сделан во всем изделии как одно целое), но обращает внимание, прежде всего, на СТЕБЕЛЬ – как на первостепенное основание СВЕТИЛЬНИКА, на котором собраны все его части.
Что же тогда отображает СТЕБЕЛЬ, – первый и главный элемент в дизайне СВЕТИЛЬНИКА, – сделанный по образу ствола плодового деревца?
Мы знаем о том, что в природе деревья обычно вырастают из СЕМЕНИ. СЕМЯ дерева, в которое Бог вложил Свою силу жизни, при определённых условиях прорастает: у него появляется росток в виде ОТРАСЛИ – тонкой ВЕТВИ с корнем, которая вскоре становится крепким СТЕБЛЕМ (а с годами и могучим стволом), где формируются и удерживаются ветви, листья, соцветия, плоды...
СЕМЯ же Господа – это живое СЛОВО Божье: «СЕМЯ есть СЛОВО Божие» (Луки 8:11); «Возрожденные не от тленного СЕМЕНИ, но от нетленного [СЕМЕНИ], – от СЛОВА Божия, – живого и пребывающего вовек» (1-е Петра 1:22).
Так и в МИНОРЕ Израиля, горящей на чистом оливковом масле (елее), её СТЕБЕЛЬ отображает посланное на землю живое СЛОВО Бога, Которое произросло в СЕМЕНИ человеческом – в роду Иессея – отца помазанника царя Давида. И в определённый Богом срок в СЕМЕНИ рода помазанника (из царского корня) произросла напитанная елеем ВЕТВЬ (НЕЦЕР), – выросший в Назарете (Нацерете) Божий Помазанник (Машийах) Назарянин (а-Ноцри) – ОТРАСЛЬ Господа: «И произойдет ОТРАСЛЬ от КОРНЯ Иесеева, и ВЕТВЬ [НЕЦЕР] произрастет от [помазанного елеем рода Давида, – царского] КОРНЯ его» (Исаия 11:1); «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду ОТРАСЛЬ праведную, и воцарится ЦАРЬ [Машийах], и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его [Царствования на земле] Иуда СПАСЁТСЯ и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, [Помазанника-Христа], которым будут называть Его: «Господь – ОПРАВДАНИЕ наше!» (Иеремия 23:5-6); «Вот, Я привожу Раба Моего, ОТРАСЛЬ [Господа]» (Захария 3:8); «Так говорит Господь Саваоф: вот МУЖ, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего [царского] КОРНЯ [как Божий Помазанник] и создаст ХРАМ Господень. Он создаст [Третий] ХРАМ Господень и примет СЛАВУ [Божью], и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своём [как ЦАРЬ Израиля]; будет и [ПЕРВО]СВЯЩЕННИКОМ на престоле Своём [в святилище ХРАМА], и совет мира будет между тем и другим» (Захария 6:12-13).
А святое СЕМЯ это было обещано Богом людям ещё от дней искушения их сатаной и грехопадения: «Вражду положу между тобою [сатана] и между женою, и между семенем твоим и между СЕМЕНЕМ её; оно будет [смертельно] поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15).
Затем обетованное Божье СЕМЯ было обещано Господом Аврааму (Исааку и Иакову) в завете, – как СЕМЯ благословения для всех народов земли: «И благословятся в СЕМЕНИ твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:18); «Аврааму даны были [Богом] обетования и СЕМЕНИ его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и СЕМЕНИ твоему, которое есть ХРИСТОС» (Галатам 3:16); «[Ибо] не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за СЕМЯ [Божье]» (Римлянам 9:8).
Также оно было обещано Господом Давиду в завете – как утверждённое от него СЕМЯ Божьего Помазанника (Машийаха), Который будет вечно царствовать на его престоле: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу СЕМЯ твоё, в род и род устрою [царский] ПРЕСТОЛ твой …Я обрел Давида, раба Моего, святым ЕЛЕЕМ Моим помазал его (Псалом 88:4-5,21); «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? СЕМЯ его пребудет вечно, и ПРЕСТОЛ его, как СОЛНЦЕ, предо Мною» (Псалом 88:35-37); «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь СЫНА [Божьего], и наречешь Ему имя: Иисус [(Йехошуа), что значит «Иегова-Спаситель»]. Он будет велик и наречется СЫНОМ Всевышнего, и даст Ему Господь Бог ПРЕСТОЛ Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Луки 1: 30-33).
Вот поэтому и не сказано в Писаниях о наличии у МЕНОРЫ треножника, сделанного по образу корня деревца, «так [как] святое СЕМЯ [Божье] будет корнем её!» (Исаия 6:13). От слова же ВЕТВЬ (т.е. ОТРАСЛЬ, росток или СТЕБЕЛЬ) – НЕЦЕР – произошло слово назорей (а-НОЦРИ) и Назарет (Нацерет).
Следовательно, СТЕБЕЛЬ в горящей на масле елея золотой МЕНОРЫ Израиля – это символический образ СЛОВА Божьего, проросшего в СЕМЕНИ человеческом (от завета обетования Бога с Авраамом и Давидом) и явившегося как царственная ОТРАСЛЬ или напитанная елеем ВЕТВЬ Господа, – как выросший в Назарете СЫН Божий Иисус (Йехошуа) Назорей, – Помазанник (Христос или Машийах) на царский престол и Первосвященство Израиля, в Котором ПЛОД жизни вечной: «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется её: «от ПЛОДА чрева твоего посажу на [веки на царском] ПРЕСТОЛЕ твоём… Там возращу рог Давиду, поставлю СВЕТИЛЬНИК ПОМАЗАННИКУ Моему» (Псалом 131:11-17); «Солгу ли Давиду? СЕМЯ его пребудет вечно, и ПРЕСТОЛ его [СЕМЕНИ], как СОЛНЦЕ, предо Мною, вовек [Он] будет тверд, как луна, и верный Свидетель на небесах» (Псалом 88:36-38); «В тот день [помазанная елеем] ОТРАСЛЬ Господа явится в красоте и чести, и ПЛОД земли [на дереве ЖИЗНИ] – в величии и СЛАВЕ, для уцелевших сынов Израиля!» (Исаия 4:2-3); «Родословие [СЫНА Божьего] ИИСУСА ХРИСТА, – СЫНА Давидова, СЫНА Авраамова, [навеки засвидетельствовано Всевышним в Святом Писании]» (Матфея 1:1); «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус НАЗОРЕЙ [– ВЕТВЬ или ОТРАСЛЬ Господа –], ЦАРЬ Иудейский» (Иоанна 19:19).