Мессианский мидраш: чудо Суккота

Мессианский мидраш: чудо Суккота

Чудо в праздник Кущей (Суккот), и как еврейский праздник указывает на великую радость в будущем.

Праздник Кущей закончился. Толпы народа рассеялись, и те, кто приходил в Иерусалим из отдалённых районов, возвращались обратно домой. Кущи убрали вместе с потрепанными пальмовыми ветвями, погнутыми и поломанными в процессе радостного празднования. Иерусалим возвращался к своему привычному суетливому ритму. Люди всё ещё говорили об удивительном свете, сиявшем из Храма и освещавшем весь город. Однако, человеку, сидевшему перед входом в Храм, было сложно понять эти разговоры. Он никогда не видел огромного подсвечника, сияющего в ночи. И хотя он ощущал его тепло и слышал потрескивание, он никогда не видел огня. Потому что этот человек был рождён слепым. «Я был слеп, когда праздник начался, теперь он закончился, и я, по-прежнему, слеп», — думал он. «И так, скорее всего, и будет до конца моих дней. Я так и буду сидеть тут всегда, выпрашивая несколько жалких монет». Он кивнул в направлении звука шагов заходящего в Храм человека. «Да благословит тебя Господь», — сказал он ветру.

Позже в тот день он слышал приближение группы людей. Эта группа остановилась перед ним, и слепой услышал, как кто-то из них спросил: «Рабби, кто согрешил: этот человек или его родители, что он родился слепым?» Нищий напрягся, сдерживая себя в ожидании ответа. Он вряд ли смог бы спокойно вынести, если бы этот рабби сказал что-то о его родителях, которых он очень любил, и которые всегда относились к нему с состраданием, хотя они, наверняка, были разочарованы тем, что их сын был... ну, с изъяном.

Пока эти мысли пробегали через его разум, он услышал ответ рабби: «Ни этот человек не согрешил, ни его родители; но это для того, чтобы дела Божьи были проявлены в нём». Попрошайка был в изумлении, к нему пришла ещё одна мысль, но он слишком боялся, чтобы сказать её вслух: «Это, должно быть, человек, которого зовут Иисус». Он слышал разные слухи и пересуды об Иисусе на протяжении многих недель. Люди свободно говорили о нём перед нищим, поскольку они, наверное, думали, что, коль он не видит, то и со слухом у него проблемы. Так что слепой многое слышал. Некоторые называли Иисуса сумасшедшим или лжецом, но многие говорили, что он был Пророком, который должен придти, что он был Мессией, Помазанником.

Учитель продолжил говорить, как будто отвечая на не произнесенный вопрос слепого: «Кто ты?» — «Пока я в мире, я Свет миру».

Когда он произнес эти слова, слепой услышал, как кто-то сплюнул на землю, а потом были руки, которые уверенно и мягко потерли на его глазах что-то, по запаху напоминающее глину. В обычных обстоятельствах нищий, конечно же, уклонился бы, но он сидел неподвижно, пока тот человек не заговорил снова: «Иди и омойся в купальне Силоам». Нищий молча поднялся на ноги и, спотыкаясь, пошёл по направлению к купальне. Когда он дошёл туда, он опустился на колени, набрал воздуха и начал поливать глаза водой. И когда он смыл грязь, это было подобно слезам, смывающим тьму. Первое, что он увидел, был свет, размытый слезами...

sukkot-light1b

Иоанн, еврей, живший в 1 веке и веривший в Иисуса, записал это чудо, случившееся на праздник Суккот (Иоан.9:1-11). Исцеление Иисусом слепого шокировало людей тогда не только потому, что это было удивительным чудом само по себе, но и потому, что время этого чуда имело особый смысл. Совершение Иисусом этого чуда сразу после праздника Суккот не было простым совпадением, потому что Он использовал и исцеление, и праздник для того, чтобы сделать некоторые совершенно потрясающие заявления о себе самом. Тысячи лет спустя люди всё ещё пытаются ухватить истинный смысл этого чуда. Внимательное рассмотрение истории праздника Суккот, традиции его празднования во времена Иисуса, а также значение самого слова «свет» в еврейском Священном Писании, помогут нам понять, что же имел в виду Иисус, когда назвал себя «светом миру». Суккот — это празднование Божьего присутствия и обеспечения.

С момента радикального выбора Адама и Евы в Эдемском саду, человечество переживало изгнание из непосредственного и близкого присутствия Бога. Потом Бог призвал Авраама и пообещал сделать его потомков великим народом, через который благословятся все народы земли (Быт.12). Патриархи нашей веры жили, как кочевники (Быт.33:17), во временных шалашах или палатках (кущах), ожидая времени, когда Бог обеспечит их землей и восстановит для них рай, как Он и обещал. Также и их потомки, после выхода из египетского рабства, жили в кущах сорок лет, блуждая по пустыне.

И хотя они сорок лет жили в лёгких, непрочных палатках, Бог постоянно давал подтверждения Своей заботы о них: облачный столп днём и огненный столп ночью означал присутствие Бога со Своим народом. Бог также создал святое место для Самого Себя среди народа: скинию (палатку), место, где израильтяне смогли бы воссоединяться с Ним с помощью жертвоприношений. Да, мы блуждали сорок лет, но мы не блуждали в одиночестве.

Бог назначил праздник Суккот (праздник Кущей) для того, чтобы мы помнили о Его присутствии с нами в те времена, и чтобы мы радовались Его обеспечению:

«Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу, ... когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней... В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (Лев.23:34, 39-43)

Тем не менее, праздник Кущей направлен не только в прошлое; он также предлагает заглянуть в будущее, когда данное Богом обещание Аврааму будет исполнено, и все народы земли благословятся через народ, который Бог выбрал сначала. Есть ключевой момент в Писании, где говорится об этом времени:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей». (Зах.14:16)

Согласно Писанию, радость, которую мы переживаем во время праздника Кущей, есть лишь привкус великой грядущей радости. «В самом деле, весь символизм Праздника, начиная с завершения сбора урожая, за который как раз и благодарили, указывает на будущее. Сами раввины всегда признавали это.»*

booths-succoth-700

Суккот во времена Иисуса

Люди, жившие во времена Иисуса, хорошо знали о пророческом значении праздника Кущей, поэтому и все ритуалы и церемонии, совершаемые в эти дни, также имели пророческий смысл. Одним из самых грандиозных ритуалов был ритуал освещения Храма.

С течением времени Храм стал занимать центральное место в праздновании Суккот. Царь Соломон выбрал именно этот праздник в качестве времени посвящения первого Храма Богу. И когда люди праздновали это событие, шехина Божьей славы наполнила Храм. Бог явил свою благость и милость, вновь посетив Свой народ, чтобы жить среди них, как и во времена их жизни в пустыне.

sukkot-light1cbСпустя годы после этого события ковчег завета был захвачен, и слава Божья ушла из Храма. Тем не менее, Храм оставался центром внимания в этот праздник, когда проводилась роскошная церемония освещения.

Согласно Мишне, на женском дворе Храма устанавливалось четыре подсвечника высотой в 25 метров. Каждый подсвечник имел четыре ветви, а на верхушке каждой ветви устанавливалась огромная чаша. Четыре молодых мужчины с 10-литровыми кувшинами масла залезали по лестнице к этим золотым чашам, чтобы наполнить их маслом и зажечь. Только представьте себе 16 прекрасных факелов, поднимающихся к небу из этих огромных золотых светильников. Заметьте, что Храм стоял на холме, так что этот великолепный свет был виден всему городу. Этот огонь напоминал людям о том, как когда-то шехина Божьей славы наполняла Храм. И он призывал смотреть вперед, ожидая времени, когда эта слава вернётся.

Это время возвращения Божьей славы связывалось с пришествием Мессии:

«Радость праздника, происхождение которого не очень ясно, без сомнения, была связана с надеждами людей на прекрасный урожай на земле — радость обращения к Богу языческого мира, что указывало на дни прихода Мессии».*

В то время верили, что во времена Мессии все народы будут поклоняться Богу, согласно пророчеству Захарии и обещанию Бога Аврааму о том, что в нём благословятся все народы земли. Во времена Иисуса евреи ожидали этого дня с большим нетерпением. Глядя на великолепное освещение Храма, они радовались приближению намного более великого света.

Свет миру

Именно посреди этой сцены появился Иисус. Накануне его встречи со слепым человеком, Иисус учил на женском дворе Храма, вскоре после церемонии освещения Храма. Вполне может быть, что Он даже стоял рядом с этими великолепными подсвечниками, когда заявил всем собравшимся: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Иоан.8:12)

sukkot-light3Свет всегда был знаком Божьего откровения и Его присутствия. Горящий куст, с которым встретился Моисей, огненный столп, за которым шли израильтяне, шехина Его славы, однажды посетившая Храм — присутствие света всегда приравнивалось к присутствию Бога.

И свет также ассоциировался с Мессией, Помазанником Божьим:

«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи». (Ис.9:1-3)

Свет символизировал присутствие Бога. В тот день в Храме Иисус сказал, что Он и есть присутствие Бога, прямо там, среди них. Одновременно с этим, Он заявил, что является Мессией. Он и был тем Светом, которого ждали люди.

sukkot-light4Через несколько дней после того, как Иисус произнёс эти потрясающие слова на женском дворе Храма, Он даровал зрение слепому. Возможно, те, кто слышал его слова и знал Писание, не очень удивились этому чуду. Ведь немного ранее в своём служении Иисус цитировал слова Исайи из 61 главы, относя их к себе:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение...» (Лук.4:18)

Смысл и значение слов и дел Иисуса не были потеряны для людей. Некоторые выбрали принять его слова и поверить в то, что он и есть Мессия. Другие выбрали отвергнуть его, вопрошая: «что за Мессия может придти из Галилеи?» Очевидно, что они решили проигнорировать пророчество Исайи, приведённое выше — ведь там сказано, откуда придёт Мессия, свет миру.

Заключение

sukkot-light2Есть разного рода слепота. Есть физическая слепота, которой нужен физический свет, а есть слепота другого рода — когда человек закрывает глаза на то, чему он или она не хочет верить. Если вы посмотрите на жизнь и смерть Иисуса, то ясно увидите, что Он пришёл позаботиться об обоих видах слепоты.

Но религиозные лидеры времен Иисуса отказались поверить в чудо Суккота.

«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу... Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: …От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». (Иоан.9:24-33)

То, что не поняли и упустили духовные лидеры, обнаружил слепой нищий. «Для него наступил день сбора урожая».** Для него радость праздника Кущей стала персональной реальностью, поскольку он оказался в присутствии Света миру.

* Альфред Эдершейм, «Жизнь и время Иисуса Мессии», 1976. (Edersheim, Alfred. The Life and Times of Jesus the Messiah
** Элвуд МакКвейд, «Излияние», 1990 (McQuaid, Elwood. The Outpouring)

Источник — jewsforjesus.org
Перевод — ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!