Это старая дилемма: с одной стороны, церковное музыкальное служение имеет нужду в музыкантах, а с другой стороны, есть местный неверующий музыкант. Но можно ли сказать, что это одобренная небесами партия или же это проявление… чего-то иного?
Сначала библейский ответ кажется очевидным. Выросший в церкви, я был поражен рассказами о Боге, убивающем людей — Анания и Сапфира (Деяния 5), Надав и Авиуд (Левит 10) и, конечно, Оза (2 Царств 6). Меня поразило, что многие из людей, которых Господь умертвил, пострадали за ненадлежащее поклонение. В то время как части истории смущали меня, одно казалось ясным: любовь Бога была святой любовью. Он бы не допустил, чтобы Его присутствие было осквернено.
В какой-то момент все очевидное стало менее очевидным. Я читал книги по церковному лидерству, в которых утверждалось, что церкви должны позволить неверующим участвовать в служении поклонения. Неверующие, утверждали они, начинающие с принадлежности к христианской общине, затем часто переходят к тому, что принимают христианскую веру. С этой точки зрения, разрешение неверующим музыкантам вести поклонение можно назвать мощной формой евангелизации.
В какой-то момент этот аргумент убедил меня, но теперь я изменил свое мнение. И ясность пришла, когда я рассмотрел этот вопрос с трех разных точек зрения.
Точка зрения № 1: лидер церкви
Во-первых, когда мы одобряем то, что нехристианин ведет поклонение, церковные лидеры путают евангелизм с мастерством. Сначала кажется благородным то, что церковные лидеры хотят проповедовать неверующим, но евангелизация не должна быть главной целью собрания церкви. И тогда как считается, что только верующие должны представлять церковь, возглавляя ее собрание, это особенно верно в плане совместного поклонения.
Подумайте, насколько запутанной может быть эта ситуация. Эти сценарии обычно предполагают участие отличных музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, а не музыканта-аматора, который делает что-то, что могли бы и многие другие. Легко представить энтузиазм церкви, приглашающей послужить в группе прославления неверующего барабанщика, который работает в студии звукозаписи. Но почему? Будет ли руководство церкви чувствовать такое же бремя евангелизации, если бы неверующей оказалась посредственная вокалистка, периодически поющая не в ноту? Если нет, мы должны признать, что фактически наибольшее значение здесь имеет не евангелизация, а музыкальное мастерство.
Мастерство в музыке может быть ценно для хорошего поклонения, но оно не должно быть высшей ценностью церкви. И уж, конечно, его не нужно привносить в практику церкви под видом евангелизации.
Конечно, некоторые люди пришли к вере в процессе участия в служении поклонения церкви. Слава Богу! Каждое обращение заслуживает того, чтобы ему радоваться. Но рассказы о том, как музыканты приходят к вере в то время как они вели прославление, напоминают истории о людях, не пристегнувших ремни безопасности, но переживших автомобильную катастрофу — мы рады, что они остались живы, но нам не нужно выводить правило, основываясь на этом опыте.
Из-за того, что членство в церкви является «заветом между верующими, посредством чего они утверждают друг друга в вере» (Лимэн, стр. 34), церковные лидеры несут серьезную ответственность. Лидеры церкви утверждают исповедание веры другого человека, когда они позволяют ему иметь публичную, ведущую роль во время церковного собрания.
И это утверждение легко истолковать неверно, особенно неверующим.
Точка зрения № 2: неверующий
Во-вторых, наличие неверующих, которые ведут поклонение в церкви, приводит неверующих в заблуждение касательно природы спасения. В большинстве случаев, нехристиане полагаются на свои добрые дела, чтобы произвести впечатление на Бога и заслужить Его одобрение. Это, однако, противоположно Евангелию.
Даже когда мы пытаемся объяснить евангельское различие между верой и делами, путаница намертво впечатывается в сердце неверующего человека. Каждое искреннее усилие евангелизировать должно разъяснять это различие, а не вносить смуту. Но разрешение нехристианам служить в команде поклонения утверждает и запечатлевает это неверное толкование и понимание о праведности, основанной на делах.
Представьте себе, в духе Матфея 7:21-23, трагедию неверующего музыканта, стоящего перед Господом в последний день. Представьте, как он говорит: «Но, Господи, я играл музыку для церкви». Может быть, не очень приятно объяснять музыканту-нехристианину, почему он не может играть на своем инструменте в группе прославления, но подлинная доброта в том, чтобы помочь ему никогда не услышать подобные окончательные слова осуждения.
Точка зрения № 3: прихожанин церкви
В-третьих, разрешение неверующим вести поклонение вносит путаницу в понимание собранием природы поклонения. Мудрый лидер поклонения служит своему собранию, делая четкое различие между музыкой и поклонением. Когда участник церкви жалуется на музыкальный стиль или эстетическое предпочтение, любящий пастор поклонения может повернуть разговор в русло о цели богослужения. «Мы ведем поклонение», — может ответить он, — «а не исполняем концерт».
Поклонение — это отклик верующего сердца на действие Святого Духа, а не эмоциональный отклик на качество музыки.
Но это решающее различие становится все более запутанным, когда один или несколько участников прославления на сцене фактически исполняют концерт, а не поклоняются живому Богу. Нельзя обвинять собрание верующих в том, что они пребывают в смущении и непонимании, если руководство церкви и участники сцены посылают запутанные сигналы.
Представьте себе мать подростка бас-гитариста. Стремясь найти наставника для своего ребенка, она подходит к басисту церкви после церковного служения, чтобы он мог поговорить с ее сыном. Мальчик застенчиво следует за матерью и узнаёт, что мужчина, вместо того, чтобы любить Господа, выступает в церкви только с целью заработать немного денег. Существует такая опасность: разрешение неверующим выступать на церковной сцене подрывает лишает церковное собрание как духовных, так и музыкальных лидеров, чтобы остальные могли подражать им в вере.
Итак, давайте учитывать благо как для неверующих, так и для верующих. Давайте тепло и сердечно приветствовать всех людей, верующих и неверующих, в наших церковных собраниях (1 Коринфянам 14:22-25). Но давайте проясним, что церковь принадлежит Христу, а не миру (2 Коринфянам 6:14-7:1).
И давайте использовать наши церковные собрания, чтобы показать миру, что церковное святилище не является концертным залом. Это место, где «так да скажут избавленные Господом» (Псалом 106:2).
Автор — Мэтью Вестерхольм / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!