Статья написана 28 февраля 2010 года, за несколько месяцев до смерти Мойше Розена 18 мая.
Мойше Розен, основатель движения «Евреи за Иисуса», оглядывается на свою конфронтационную карьеру с огромным удовлетворением — и некоторым сожалением.
Сейчас Мойше Розен проводит много времени, отдыхая и справляясь с последствиями болезни простаты, которая метастазировала в рак костей. Прошлой осенью он был близок к смерти после операции по кишечной блокировке.
Хотя он опроверг прогнозы доктора, озвученные в январе 2008 года, что он не переживет День Благодарения, вскоре после операции Розен задумался об услугах хосписа. В конце концов, он отказался от этой идеи, мотивируя это тем, что не хочет пользоваться подобными услугами, покуда может встать с постели самостоятельно.
“Мне 77 лет, как долго я должен жить?” искренне спрашивает основатель «Евреев за Иисуса» (Jews For Jesus), которому исполнится 78, если он доживет до 12-го Апреля.
“Хотел бы я уйти?” спрашивает он. “Я не знаю, понравится ли мне это путешествие, но я дам вам знать, когда доберусь туда”.
Этот юмор демонстрирует остроумие, которое когда-то давно побудило Бруклинскую газету Jewish Press заявить, что Розен явно пользовался услугами рекламных писателей с Мэдисон Авеню. «Ни один простой евангелист не мог бы писать так убедительно», теоретизировала газета.
Хотя Press не знали, что прославляют Розена, масса его почитателей не обладала подобной сдержанностью. Они знали, что этот несколько вздорный парень является одним из настоящих отцов еврейского евангелизма в современном мире.
Воспоминания Джея Секулоу, главного юрисконсульта Американского Центра Закона и Правосудия (ACLJ), о Розене восходят к 1987 году, когда двое мужчин стояли снаружи здания Верховного суда США. Секулоу только что закончил приводить устные аргументы в защиту права «Евреев за Иисуса» распространять евангельские трактаты в Интернациональном Аэропорту Лос-Анджелеса.
“Мойше повернулся ко мне и сказал ‘Я думаю, ты частенько тут будешь’”, вспоминает Секулов. “Я засмеялся, потому что никто не приходил сюда так часто, особенно в те дни. Один из 10 тысяч юристов, может быть, придет оспаривать дело, но и это, скорее всего, преувеличение”.
Секулоу не только обеспечил победу для «Евреев за Иисуса», но также возвращался в Верховный Суд 13 раз, служа настоящей занозой в боку либеральных активистов.
Удивляясь проницательности Розена, Секулоу вспоминает, как они проходили мимо здания на Второй Улице и проспекте Конституции. Обратив внимание на знак “продаётся”, Розен заметил, что его поверенный обязан купить его. И хоть Секулоу тогда лишь усмехнулся, спустя почти десять лет ACLJ именно так и поступили.
“Этот парень обладал потрясающей дальновидностью во множестве областей”, говорит Секулоу. “И он был неумолим. Я никогда не видел, чтобы он принимал неудачи, как нечто само собой разумеющееся”.
«Добавьте к этой прочности новаторский дух», говорит член правления JFJ Лон Соломон. Когда пригородный пастор из Вашингтона стал верующим в 1971 году, он рассуждал, что, должно быть, является единственным евреем, уверовавшим во Христа как Мессию. Во всяком случае, он не знал кого-либо другого, кто бы так же уверовал.
Теперь, когда еврей принимает подобное решение, не секрет, что у него есть компания. Соломон приписывает этот сдвиг в культурном сознании движению Jews For Jesus из-за их явного и смелого провозглашения Евангелия евреям.
“Больше, чем кто-либо еще, Мойше был ответственным за продвижение идеи о том, чтобы быть евреем и одновременно верить в Иисуса,” говорит Соломон, пастор McLean Bible Church в Северной Вирджинии. “Он вдохновил несколько поколений молодых еврейских мужчин и женщин взять на себя бремя достижения собственного народа. Он сам был восхитительным примером этого”.
Для редактора The Messianic Times, Пола Либермана, Розен является вдохновителем. В 1986 году Либерман искал Божьей воли для своей карьеры.
Звонок Розену закончился личным визитом его наставника. После долгой беседы Либерман попросил Розена суммировать в одном предложении, почему он пришел.
Отметив внутреннюю борьбу своего протеже, Розен ответил: “Мое предложение таково: Я хочу, чтобы ты вернулся в дело”. Наполнившись новыми силами, Либерман начал мессианскую церковь, которую теперь возглавляет его сын, прежде чем он поехал в Израиль на девять лет.
“Это было что-то вроде перекрестка жизненного пути для меня,” говорит Либерман, который до лета 2009 года также был директором Еврейского Мессианского Альянса, но теперь вернулся в Калифорнию. “Он всегда был моим героем. Он буквально заряжал нас энергией и показал, что мы можем евангелизировать евреев. Он был лидером на практике”.
К Розену применимы множество прилагательных, будь то “предвидящий”, “выдающийся”, “искренний” или “смиренный”. Другие используют такие термины как “авторитарный”, “властный” и “контролирующий” — критики, которые видели его каким угодно, только не добрым. Последних было более чем достаточно, так что в 2004-м Розен опубликовал письмо на сайте Jews For Jesus, извиняясь перед всеми, кого он обидел.
“Так и есть,” говорит Розен о своей агрессивной природе. “Большинство людей, которые отвечают за что-то — вы таким образом выступите против них. Это то, что касается моей личности, но это не помешало мне сделать то, что я должен был сделать”.
Книжный редактор Стив Лоусон, который однажды работал в подчинении Розена как издательский директор JFJ, никогда не находил основные обвинения в сторону Розена правдивыми. Он упоминает встречу, на которой сотрудники обсуждали негативную статью и Розен заметил: “Если мы – культ, тогда почему же, ребята, я не могу заставить вас делать то, что мне нужно?”
“Куда бы я ни пошёл, я везде встречаю евреев, которые были оскорблены «Евреями за Иисуса»,” говорит Лоусон. “Никто не совершенен. ... Мойше Розен первым признавал это. Были люди, пострадавшие от ошибок или того, что кто-то что-то сделал неправильно, но гораздо большее число людей оскорблялись из-за Евангелия”.
Когда разговор заходит о том, каким будут вспоминать ее отца, Рут Розен говорит, что это будет зависеть от точки зрения говорящего.
Занимаясь написанием его биографии в настоящий момент, давнишний редактор JFJ говорит, что многие увидят его как человека, который помог им найти Бога. Другие назовут его эксцентричным, а некоторые – предателем, ответственным за то, что так много евреев повернулось к Иисусу.
Что касается бывших соратников, основавших горько-критическую организацию «Ex-Jews for Jesus», Рут Розен надеется, что они поймут, что наследие ее отца не сфокусировано на его собственном величии, но Божьем.
“Мойше Розен никогда не считал себя Божьим даром делу еврейского евангелизма,” говорит Руфь. “Все было совсем наоборот. Он всегда чувствовал, что говорить евреям об Иисусе было даром и долгом, который Бог поручил ему. Его наследие состоит в том, чтобы передать другим этот дар и долг”.
В определенном смысле, он уже это сделал. Хоть он все еще является членом правления и миссионером, общественность по-прежнему связывает Розена воедино с «Евреями За Иисуса», забывая, что он оставил пост исполнительного директора в 1996 году.
И, тем не менее, организация не пострадала. Сегодня она содержит на службе более сотни миссионеров в одиннадцати странах. В служении находятся 148 волонтерских команд и 200 волонтеров, которые присоединяются к команде во время краткосрочных евангелизационных проектов, лагерей и стажировок. Сотрудники Jews For Jesus распространили приблизительно 2.8 миллиона трактатов в прошлом году и выступали в 2700 евангельских церквях.
Дэвид Брикнер, который занимал семь штатных должностей, прежде чем сменил Розена, говорит, что его подготовка к высокой лидерской позиции была такой же, как и для прочих кандидатов: сочетание наставничества, сложных задач, широких возможностей и тяжелого труда.
“Он – человек, который никогда не перестает учить, а также человек ненасытного любопытства,” говорит Брикнер. “Его вопросы и размышления о жизни, служении и Писаниях были разговорами, к которым мы были приглашены всякий раз, когда были с ним”.
Директор говорит, что те 37 лет, на протяжении которых существует служение, являются свидетельством систем, ценностей, Библейских и этических принципов, которые были заложены Розеном и прошли испытание временем.
Главным принципом, который до сих пор движет служением, является прямой еврейский евангелизм — нечто, включающее в себя постоянное отвержение, враждебность и судебные иски. Последний включает иск от комика Джеки Мэйсона, поданный после того, как его изображение появилось на трактате в 2006 году (JFJ убрало его, принеся извинения).
“Мы стремимся к совершенству во всем, что делаем,” говорит Брикнер. “Если мы говорим, что хотим сделать что-то, и мы терпим в этом неудачу, тогда мы желаем оставаться искренними и говорим, что нам не удалось. Мы не собираемся называть неудачу победой”.
Победы исчисляются тысячами. По словам Соломона, более 50 тысяч евреев по всему миру следуют за Христом; цифра, которая может быть приписана многим служениям, тем не менее, она отражает влияние «Евреев за Иисуса».
Удивительное служение
Рожденный в Денвере, Розен пришел к Христу в 1953, в том же году, что и его жена, Сеиль. Хоть он часто приводил аргументы атеистических авторов, ничто не могло пошатнуть веру Сеиль. Однажды вечером, когда Розен читал памфлет о рае, написанный в насмешливой манере, истинность текста пронзила его сердце.
Годом позже произошло одно из многих чудес, которые ему довелось пережить. Это произошло на пути из Колорадо в Библейский колледж в Нью-Джерси. Однажды ночью, в конце поездки, уже готовясь заснуть, Мойше услышал голос, говоривший: “Шины. Проверь шины”.
Так как он полностью проверил машину перед поездкой, он не понимал, зачем это делать. Тем не менее, он вышел посмотреть. Ничего.
Вернувшись в комнату и вновь приготовившись ко сну, он услышал голос снова. Он вышел, взял фонарь и забрался под машину. Там он увидел огромную выпуклость в боковине правой передней шины.
“Когда на следующее утро мы пришли в автомагазин, продавец не мог поверить, что он вообще как-то добрался сюда из гостиницы,” говорит Рут, которая узнала об этой истории, исследуя книгу. “Это был предотвращенный кризис — один из тех особенных случаев, когда Бог показывал, что и в самом деле наблюдает за ним”.
Следующий случай произошел в 1966, когда Розен находился на своей первой представительской поездке вместе с Американским Советом Миссий для Евреев (American Board of Missions to the Jews, теперь «Chosen People Ministries»). Однажды утром, колеся через Аризону, он остановился у круглосуточного магазина, где незнакомец приставил нож к его ребрам и сказал: “Деньги или жизнь”.
“Ты можешь забрать мои деньги,” ответил Розен. “Но ты никогда не сможешь забрать мою жизнь, потому что она принадлежит Христу. Но если ты убьешь меня, я уйду, чтобы быть с Ним. Ну, а как на счет тебя?”
“Ты баптист?” спросил незнакомец, прежде чем разразился слезами и прекратил попытку грабежа. На следующее утро Розен нашел раскладной нож на сидении своей машины.
Один из наиболее драматичных моментов в жизни Мойше Розена случился в 1982, когда он отправил письмо-призыв собрать 120 тысяч долларов для размещения евангелизационной рекламы в десяти крупнейших газетах. Письмо собрало 400 тысяч долларов. Так как он обязался потратить эти средства на рекламу, он включил в список также и журналы, такие как Time, чтобы закончить дело.
Подобные переживания очень отрадны, однако, приближаясь к концу своей карьеры, Розен сетует, что, как он чувствует, благодатная почва для евангелизма была упущена.
Он видит, как поле боя сворачивается по нескольким фронтам. Один из них – прямое достижение людей при помощи Евангелия; тактика, которая, как он боится, исчезает из-за влияния “дружественного евангелизма.” Подружиться с кем-то, чтобы потом они прислушались к тебе в вопросах веры, — это не работает с серьезными евреями, говорит он.
“Я не против дружбы и сам имею много друзей среди евреев,” говорит Розен. “Но эти друзья дали мне понять, что мы будем друзьями до тех пор, пока я не начну агитировать их относительно Иисуса”.
Другой фронт — экуменическое служение, которое делает ударение на улучшении отношений христиан и евреев, но ценой упомянутых выше усилий по благовестию. Он ссылается на организацию «International Fellowship of Christians and Jews», которая собирает более 80 млн долларов в год, что в 10 раз больше, чем евангелизационный бюджет «Chosen People».
Среди прочих разочарований — лидеры, которые попросились посетить «Евреев за Иисуса», чтобы научиться вести успешное служение, но по прибытии оказалось, что они хотели услышать только уроки по сбору средств.
«Тем не менее, ты даёшь что можешь и надеешься, что люди откликнутся,» размышляет Розен. «Некоторые откликаются хорошо, а другие в итоге ответят предательством».
Что касается долговечности служения Jews For Jesus, как одного из наиболее значимых достижений Розена, то тут основатель пожимает плечами и говорит, что не начинал никакого служения; он просто ответил на Божий призыв стать миссионером. То, что ему пришлось пробиваться через значительную оппозицию, никогда не беспокоило его.
“Я всегда обнаруживал, что, когда я исполнял Божью волю, мне приходится сражаться тяжелее всего,” говорит Розен. “Битвы всегда были упорными, выигрывались тяжело, и приходилось стоять очень твердо. Я, как правило, знал, что нахожусь в Божьей воле именно по причине противостояния”.
Это хороший урок для каждого евангелиста.
Автор — Ken Walker / charismamag.com
Перевод — Сергей Будеев для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Очень вдохновляет радикальность этого человека и его преданность Божьему призыву нессмотря ни на что и его желание угодить Богу. Его вклад в служение еврейскому народу действительно очень серьезный. И интересен его подход, так называемой прямой Евангелизации.