Во время первой беременности мы были очень рады узнать, что у нас будут близнецы. Мои мечты об отцовстве внезапно удвоились, когда я представил, как держу по ребенку в каждой руке, смотрю, как они учатся ходить бок о бок, борюсь с ними на полу и тренирую их футбольные команды.
Последующее УЗИ, однако, показало, что у наших мальчиков были врожденные пороки развития. Когда они родились с искривленными суставами и сильной мышечной слабостью, их сразу интубировали. В одно мгновение умерла тысяча мечтаний об отцовстве.
Вместо той жизни, на которую мы надеялись, мы погрузились в круглосуточную реанимацию. Три года спустя мы посадили бренные семена тела нашего сына Исаака на клочке земли площадью шесть квадратных метров, на кладбище под названием Вудлон.
Когда я посещаю могилу Исаака, меня часто накрывают волны печали. Я скорблю о быстротечности его жизни. Я оплакиваю тот факт, что его нет здесь, чтобы радоваться новым открытиям вместе с его братом-близнецом Калебом. Затем я смотрю на пустой участок земли рядом с могилой Исаака, и боюсь того дня, когда Калеб присоединится к своему брату.
Невозможно неправильно скорбеть?
«Не существует неправильного способа скорбеть».
Вот совет, который популярная психология предлагает скорбящим. Однако, единственная проблема состоит в том, что это не так. В 1 Послании к Фессалоникийцам 4:13-14 говорится:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».
Те, кто верит в воскресение Иисуса, однозначно не должны скорбеть так, как нам кажется правильным, а также мы не должны скорбеть, как те, у кого нет надежды. Скорее, мы призваны скорбеть таким образом, как это делал Иисус, наш славный Спаситель, который умер и воскрес, и грядет снова.
Я уверен, что те, кто говорят, что нет неправильного способа скорбеть, действительно хотят утешить скорбящих, но реальность такова, что мы, невинно страдающие, не застрахованы от греховной реакции на боль. Мы грешим в нашей скорби, когда используем её как оправдание своей нелюбви к Богу или окружающим, когда жалуемся на Бога или пренебрегаем людьми и обязанностями, к которым Он призвал нас.
Боль не оправдывает грех; только Христос может оправдать грешников. И во Христе есть большее утешение для разбитых сердцем, чем оставить нас в качестве рабов наших собственных эмоций.
Иногда рыдайте
Джон Пайпер однажды предложил такой совет тем, кто скорбит:
«Иногда вдоволь рыдайте над жизнью, на которую надеялись. Горюйте о потерях. Затем умойте лицо. Поверьте Богу. И примите свою жизнь».
Эта мудрость напоминает мне историю бесплодной женщины по имени Анна. Она была одной из двух женщин, вышедших замуж за Елкана. У другой женщины были дети, но у Анны их не было, потому что сам Бог заключил ей чрево (1 Царств 1:5–6).
В течение многих лет вторая жена огорчала Анну из-за ее бесплодия. Понятно, что Анна была глубоко расстроена, и состояние ее души можно было легко увидеть. Ее горе было настолько очевидным, что она не могла есть. Её унылое лицо отражало душу, обремененную печалью.
Но Анна была не только «женщиной, скорбящей духом» (1 Царств 1:15). Она была также женщиной веры, которая направила свою скорбь к Богу: «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала» (1 Царств 1:10). Эти две вещи могут сосуществовать: горький плач и молитва, глубокие страдания и мольба, горе и надежда.
Умойте лицо
Когда душа верующего раздражена и несчастна, она переполняется криками о помощи к Богу утешения. Анна молилась с таким беспокойством, что священник Илий подумал, что она пьяна, но она сказала ему: «я изливаю душу мою пред Господом… ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Царств 1:15-16). Затем Илий благословил ее и сказал: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него» (1 Царств 1:17).
После этого в тексте говорится, что Анна «пошла и ела, и лицо ее уже не было печальным, как прежде» (1 Царств 1:18). Вот так просто! Абсолютно ничего не изменилось в обстоятельствах Анны, но её лицо заметно изменилось, и она продолжала жить.
Она не была беременна. У нее не было детей. У нее все еще была соперница (вторая жена Елканы), которая безжалостно подстрекала и раздражала её. Но у неё было слово: «Иди с миром, и Бог Израиля исполнит прошение твоё». Изменение Анны не было просто внешним или ситуативным. Оно было внутренним, и это произошло, когда она с верой ухватилась за слово от Бога.
Доверяйте Богу
Если ваша жизнь не соответствует вашим ожиданиям, если вы утратили мечты или потеряли здоровье, финансовую безопасность, карьерные устремления или близких, я не могу гарантировать изменений ваших обстоятельств. Мы не знаем тайных вещей Божьих. Но я могу указать вам на драгоценные и очень важные обетования в Писании, которые принесут вам тот же мир, который получила Анна:
- Бог обещает услышать и ответить нам, когда мы молимся (1 Иоанна 5:14–15).
- Бог обещает навсегда удовлетворить наши сердца радостью в Нем (Псалом 15:11).
- Бог обещает никогда не покинуть и не оставить нас (Евреям 13:5).
- Бог обещает суверенно править во всем до мелочей в нашей жизни, чтобы сделать наше наслаждение Иисусом максимальным (Римлянам 8:28; Филиппийцам 4:19).
- Бог обещает не дать нам споткнуться, чтобы мы предстали перед Ним безупречными и полными радости (Иуд. 1:24-25).
Переживайте горе в надежде
Я узнал, что отчаяние погрязает в «если бы только…» и «а что, если…»; вера же обитает в приобретенной кровью реальности, что Бог отрет каждую слезу с наших глаз (Откровение 21:4). Безнадежное горе твердит: я потерял единственное, что делало жизнь полноценной. Питаемая надеждой скорбь превозносит исключительную ценность самого Бога и говорит: ничто на всей земле не может отделить меня от Христа (Римлянам 8:38–39).
Не поймите меня неправильно. Надеющееся горе все равно остается горем. Человек не становится стоиком или роботом. Когда Иисус стоял у могилы Лазаря и плакал, Он не притворялся плачущим (Иоанна 11:33-36). Воплощенный Бог собирался воскресить Лазаря из мертвых, и все же Он оплакивал смерть. Надежда на воскресение не устраняет слез, но искупает их.
Мы плачем, скорбим и изливаем души Господу в горе и печали за все, что не так в этом мире. Но мы никогда не должны позволять звукам нашего собственного плача заглушать утешение Божьего слова. Верой мы знаем, что наша скорбь мгновенна, а наша слава вечна (2 Коринфянам 4:17-18). «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Псалом 29:6). Сейчас мы скорбим, но радоваться будем вечно.
Итак, плачьте перед Господом. Затем умойте лицо и продолжайте ходить верой.
Автор — Райан Чейс / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!