Церковь снова нуждается в реформации. Наши пасторы и наши люди нуждаются в пробуждении.
Я говорю это как лютеранин, который никогда не был поклонником лозунга ecclesia reformata, semper reformanda (церковь реформированная, всегда реформированная). Я не думаю, что церкви всегда должны быть заняты реформами. Наши исповедание и литургия зачастую просто правильные. Я довольно традиционный человек. Я думаю, что краткое изложение Писания в наших протестантских исповеданиях остается актуальным сегодня и, по большей части, истинным. Конечно, их можно пересматривать, основываясь на Слове Божьем. Они не обладают таким авторитетом, как Священное Писание. Но только модернисты считают, что мы должны постоянно их реформировать. Только самые модные и лишенные корней евангелисты хотят постоянно изобретать церковь заново.
Я говорю это как историк христианства. Я постоянно рассказываю студентам о периодах отчаяния и обновления в церкви. Я не первый, кто указывает на проблемы Божьего народа. История церкви полна «пророков», нагнетающих мрак и обреченность на других, делающих непомерные заявления о грехах своего поколения.
Наши церкви находятся в кризисе
Тем не менее, в последние годы наши церкви переживают особый кризис. И даже такие традиционалисты, как я, считают, что возрождение необходимо, когда многие из нас страдают от дешевой благодати, трайбализма (приверженности своей группе людей, прим. пер.), духовной лени и «евангелий», которые заменили крест самопоглощением. Со времен Реформации мы спорим о том, когда и в каких условиях нам нужны перемены — трудные перемены, требующие тяжелой работы и рискованного свидетельства. В результате пришли к выводу, что во времена острых гонений, когда Евангелие под угрозой, когда церковь держится на волоске, мы должны встать и бороться за ученичество, которое стоит дорого.
Эти дебаты восходят к середине XVI века, когда лютеране, особенно лютеране, задавались вопросом, достигли ли они status confessionis («статус исповедания»). Сейчас такое время. Многие церкви находятся в кризисе — особенно на Западе, но и в других местах тоже. Посещаемость упала. Тревожное число молодых людей сомневается в том, что членство в церкви вообще имеет значение. Некоторые из старших, похоже, больше заботятся о богатстве и власти, о своем статусе и контроле над мирскими нарративами и системами, чем о следовании за Иисусом. Конечно, идолопоклонство характерно не только для старшего поколения. Его щупальца проникают в каждое поколение.
У многих христиан, как молодых, так и пожилых, неправильно расставлены приоритеты. Многие из нас тратят больше времени на спорт, чем на чтение Библии. Мы уделяем больше времени средствам массовой информации, чем удовлетворению нужд других людей. Мы очень мало молимся, и не очень усердно. Наши планы на пенсию — это в основном отдых и развлечения. Мы хеджируем свои ставки относительно жизни в грядущем мире, вкладывая больше свободного времени и избыточного дохода в мирское времяпрепровождение, чем в Царство Божье. Многие из нас сегодня готовы заплатить столько, сколько можем себе позволить, чтобы продлить нашу мирскую жизнь еще на несколько месяцев. Говоря языком пуритан, мы, похоже, не отучили свои привязанности от мира.
Это не осталось незамеченным другими. Многие задаются вопросом, как объяснить несоответствие между тем, что исповедуют христиане, и тем, что мы делаем в своей жизни. Они задаются вопросом, насколько глубоко мы верим в то, что говорим. И если мы не верим в это, то почему должны верить другие? Может быть, церкви не стоят того времени, которое они требуют. Есть лучшие способы прожить нашу оптимальную жизнь сейчас, чем проводить часы в неделю в учреждениях, которые слишком часто наносят тонкий слой богословия и тепловатой духовности на слабые и гниющие доски.
В 2021 году меня часто преследовал сон. Мне снилось, что в наших церквях каждые пять лет проводится комплексная проверка здоровья. Мы проверяли членов церкви на знание Бога, знание Библии, рост в освящении, служение нуждающимся, евангелизм и многое другое. И мы обнаружили, что если небольшая группа людей действительно выросла в благодати за последние пять лет, то большинство членов церкви — нет. Конечно, это был всего лишь сон. Но я боюсь, что если бы мы действительно проводили такие тесты, мой кошмар повторился бы в реальной жизни.
Меня беспокоит, что слишком мало христиан растет. Слишком немногие из нас готовы к возвращению Жениха. Многие на Западе живут слишком комфортно, чтобы задумываться о грядущем мире, не говоря уже о том, чтобы зажигать светильники и ожидать Его.
Есть прекрасные исключения из правила, которое я описываю, многие из них находятся в церквях, возглавляемых людьми, вовлеченными в TGC (Евангельская коалиция). Многие из вас проводят свою жизнь в дорогостоящем ученичестве и делают все возможное, чтобы поощрять других учеников. Тем не менее, я готов поспорить, что вы обескуражены тем, что выдается за ученичество в обществе в целом. И я надеюсь, что вы согласитесь с тем, что необходимо сделать что-то кардинальное, и что никто из нас не может сделать это самостоятельно.
Как начинается реформация
Библия и история церкви снова и снова показывают нам, что когда Божий народ собирается вместе, кается в своих грехах, взывает к Нему о милосердии и ждет от Него ответа, Бог использует его для проведения необходимой реформации. А когда их лидеры помогают друг другу продвигать такое поведение, то нет предела масштабам, на которых Господь благословит Свой народ. В истории искупления нет простого quid pro quo. Но существует взаимосвязь между умерщвлением греха и хождением по Духу, между смирением в глазах Бога и возвышением.
Итак, я посвящаю эту колонку дорогостоящему ученичеству. В следующих статьях я буду писать об обещании и опасности следования за Иисусом, о крестном пути, о том, как на самом деле культивировать стремление к зрелости в церквях и зрелое, благочестивое, победоносное свидетельство на общественной площади, а также о желании найти тех лидеров, которые демонстрируют и одобряют такую зрелость.
Пример Бонхеффера
Самая известная дискуссия о необходимости дорогостоящего ученичества, смелого христианского исповедания и реформации в церквях после XVI века состоялась во время подъема национал-социализма в Германии. Группа церковных лидеров, наиболее известные из которых Карл Барт и Дитрих Бонхеффер, выступили против нацистов и так называемых «немецких христиан» (христианских националистов, поддержавших Гитлера во имя Христа). Я не разделяю всех слов этих смелых лидеров. Но я восхищаюсь свидетельством Бонхёффера о Евангелии — даже до смерти. Он был повешен нацистами в концентрационном лагере, что придало достоверность его самой известной книге «Цена ученичества». В ней он пишет:
«Когда Христос призывает человека, он велит ему прийти и умереть. Крест возлагается на каждого христианина. Первое страдание Христа, которое должен испытать каждый человек, – это призыв отказаться от привязанностей этого мира. Это то умирание ветхого человека, которое является результатом его встречи со Христом».
Сколько из нас сегодня, особенно в Соединенных Штатах, действительно умерли со Христом? Сколько из нас отказались от привязанностей этого мира? Нам нужно услышать эти слова снова, когда мы стремимся к настоящему ученичеству среди ложных Евангелий нашей эпохи.
Если мы хотим привлечь и вырастить настоящих учеников, мы должны предложить гораздо больше, чем вдохновляющая гражданская религия, духовные митинги и зрелища. Мы должны демонстрировать веру, известную не силой и «успехом», а слабостью; скандальную не лицемерием, а трудностями. Как писал апостол Павел:
Бог избрал немощное в мире, чтобы посрамить сильное; избрал уничиженное и презренное... даже то, чего нет, чтобы свести на нет то, что есть, дабы никто из человеков не хвалился пред Богом. И потому вы во Христе Иисусе, Который стал для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, так что, как написано: «Хвалящийся да хвалится в Господе». (1 Кор. 1:27-31)
И как увещевал Сам Христос в Евангелии от Матфея:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? Или что даст человек взамен души своей? Ибо приидет Сын Человеческий с Ангелами Своими во славе Отца Своего, и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф. 16:24-27)
Господи, помилуй нас! Пожалуйста, помоги нам не потерять наши души. Помоги нам содействовать реформации в наше время. Пусть мы будем готовы, когда Ты придешь.
автор — Дуглас Свини / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Постепенно, когда историческая Церковь начала отрываться от еврейских корней, она замещала еврейское понимание еврейской Библии понятиями из греческой философии и юриспруденции. Получилась комбинация, замешанная на понимании мира через призму греческой философии, где тело и душа всегда противопоставлялись и где физический мир воспринимался как иллюзия (кстати, практически все учителя церкви со II века были неоплатонистами) – не важно, как человек живет в этом мире, но важно как живет и движется его душа. Физическое либо игнорировалось, либо попиралось, либо допускалось все что угодно, потому что, якобы, это не могло повлиять на дух. Эта Платоновская философия усиливалась и настолько пронизала учение отцов церкви, что все последующие поколения христиан в разных странах принимали это как часть Божьего фундамента, хотя это было против Бога. Библия для многих христиан стала «учебником новой религии с еврейскими именами и названиями».
Церковь потеряла и во многом утратила библейский смысл Библии – заменила человеческими постановлениями в угоду обстоятельствам, царям, императорам, греко-римским понятиям о главенстве императора и строгой системе подчинения императору в системе. По мере отрыва от еврейских корней и нивелирования еврейского понимания, церковь больше и больше заполняла эту пустоту греческой философией и римской имперской системой правления.
Если мы проанализируем исторический отрезок протяженностью в последние 1700 лет, то мы увидим, что христианское богословие — это логика провала. Христиане всячески старались отмежеваться от всего еврейского, но до конца не смогли это сделать. Т.е. апостольское «вместите нас», с одной стороны, а с другой стороны, полного принятия еврейского наследия не произошло.
Логика провала основывается на отвержении церковью еврейского апостольского учения, выраженного в образе жизни, наставлении, понимании текстов на основании аутентичного знания языка, знании древнеиудейских исторических источников. Это полнота была отвергнута государством в лице церкви. Но отвергнуть до конца нельзя было, потому что в этом случае мы бы получили полностью независимое учение. Поэтому отчасти в христианстве сохранились какие-то ценности, духовные истины, заимствованные из иудаизма, от апостольских учеников.
До тех пор, пока человек не изучит более-менее историю жизни еврейского народа 1 века времен НЗ, пока он не поймёт атмосферу, в которой они жили, через что они прошли, начиная с Авраама и заканчивая последним пророком, ему сложно понять и объяснить тексты Писания. Он видел и видит это сквозь призму своих христианских убеждений. Эти шаблоны просто так из ума не вынуть. Здесь требуется работа по умерщвлению этой мировоззренческой системы.
Если мы уберем из богословия иудейский контекст, то мы получим христианство с провальными объяснениями. Причина, по которой современной христианство – это логика провала, заключается в отказе от последовательности. Логика должна идти последовательно: мы последовательно принимаем то, что апостолы передали и затем последовательно практикуем это, или же мы сознательно отвергаем. А поскольку нет ни полного принятия, ни полного отвержения, то мы видим, что современное христианство, за редким исключением, просто пытается нивелировать в отказе от иудейского наследия, учения, мировоззрения. Чтобы только этого нигде не проявлялось. Другими словами, христианская культура – это западная цивилизация: она имеет свои ценности, у неё своя этика, приоритеты, своё отношение к государству, жизни и т.д. Это почти самостоятельное учение, которое никоим образом не связано с древнееврейским учением.
Мы знаем, что первоапостольская церковь была исключительно еврейской. И учение, которое распространяли апостолы, никаким образом не пересекается с современным христианским учением. Оно идет параллельно. Суть любого аспекта современного христианского обучения – забелить, убрать всякое упоминание о еврейском наследии и преподнести некие древние аксиомы как христианское учение.
За 1700 лет оно сформировало своё мировоззрение, своё учение о том, как должно пониматься. Всё это было оформлено доктринально и пущено в народ. И до сих пор крупнейшие деноминации, как РПЦ и РКЦ на этом и стоят. Особняком держатся движения евангельского типа, потому что у них нет своего богословия. Это движения общинного типа. Там главное то, что происходит внутри общины. Доктрины там не работают, они им не нужны. Но чтобы проповедовать, чтобы проповедь, как говориться, совсем не заглохла, они обращаются к опыту больших церквей, к опыту теологии, которая им несвойственна. Поэтому в евангельских общинах не доктрины определяют жизнь, а общие принципы. Есть устав общин, катехизационная брошюра, содержащая перечень из 7 основополагающих принципов баптистского вероучения, однако в каждой общине эти правила свои. Зачем христианину, обрабатывающему в поле и заботящемуся о своём дворе, все эти кабинетные размышления об Епифании, систематической апологетике, Троице. Троица, к слову сказать, — это кабинетное изобретение, направленное на попытку объяснить природу Бога. Само понятие «Троица» искусственное, оно никак не связано с логикой. Хотя если подтянуть математику, то при желании можно представить это в 4-м, 5-м измерении; сказать, что три в одном, одно в трёх. И известный постулат, который выявили отцы церкви «кто Троицу не признает, тот еретик, а, кто попытается объяснить Её глубину, тот сойдет с ума», — это призыв для размышления, которое приведёт к бесконечности.
Апологеты и отцы церкви, являвшиеся в большинстве своём знатоками греческой философии и будучи римскими гражданами, вовсе не защищали первоапостольское учение. Они принимали активное участие в сознательном разрыве от иудейского наследия. В результате Римская империя получила фактически самостоятельное подвластное ему христианское богословие. Но надо понимать, что христианское богословие – это перевертыш иудейского мировоззрения, потому что в иудаизме мы не размышляем о природе Творца, поскольку это тайна, Он непостижим. Можно познавать только следы Его присутствия. Христианское богословие размышляет о троичности, четверичности, о первенстве яйца или курицы, чтобы понять, как устроена душа, как устроен Бог. Воплощение божественной природы в Мессии, т.е. в человеческой природе — это тайна. Это значит, что в этой тайне будет всегда момент непознаваемости.
Пока человек не обратится к изучению того, как жили первые христиане-иудеи, то ничего не получится. Церковь базируется на духовной основе израильского наследия. Если нет этого еврейского корня, церковь превращается в кусок отколовшегося метеорита, живущего по своим правилам, где проповеди строятся на личных ощущениях, эмоциях и необразованности. Ветви, думающие, что могут жить без корней, умрут. Будучи ветвями, мы призваны пропитаться светом Мессии и вернуть Его к нашим еврейским корням, прочному основанию, которое поддерживает и укрепляет нас. Плоды – показатель того, где наши корни. Когда мы рассматриваем свои плоды, становится понятно, откуда мы питаемся и правильно ли движемся.
Святослав, так много слов и ничего полезного для научения, практически бред. Грустно за вас, что вы не знаете Троицу, состоящую из Трёх Личностей, ОТЦА, СЫНА и СВЯТОГО ДУХА, и это БОГ, Один Единственный и других НЕТ! И чего тут непонятного? ? Кого вы там ещё приплетаете четвёртым пятым к БОГУ? Может вам свою ересь на сопутсвующих порталах распространять, а не вводить здесь верующих в свое заблуждение?
Зря вы так, Алекс! Комментарий шедевральный. Это даже не комментарий. Святослав с поразительной концентрацией высветил глубинные краеугольные (в хорошем и плохом смысле) моменты двухтысячелетней истории христианства. Ереси я в нем не увидел (вы, возможно, просто его поверхностно прочитали), а увидел интеллектуальную свободу в Духе. Комментарий прекрасен именно своей библейской истинностью. Но лично мне он понравился особенно тем, что созвучен моим размышлениям и настроениям.
Спасибо за глубокую статью. Хотелось бы затронуть один момент. На мой взгляд, автор не совсем понимает, что такое Реформация, т.к. он не делает отличия между Реформацией и реформами. Реформация — это событие эпохальное и уникальное; это как исход еврейского народа из Египта. Или из Вавилона. М.Лютер не зря же ведь назвал одно из ключевых своих произведений «О Вавилонском пленении Церкви» — тем самым передав сущность Реформации. Реформацию невозможно придумать и провести человеку, в отличие от реформ. На мой взгляд, неверное понимание терминов приводит к неверным планам, устремлениям, непониманию путей Божьих. Может пора уже Телу Христа дать голос своему Главе, а не самим строить планы? Нам нужен не церковный активизм, а просто проводить время с Господом, искать Его лица, Его планы. А у Него уже все давно готово.
Александр, если вы тоже не знакомы с Троицей, попробуйте из данных стихов выделить количество Личностей :
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение Евангелие от Матфея 3 глава
В Библии есть ещё места подобные для определения Троицы, но для философов наверно более эти Слова подходят :
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам
Евангелие от Матфея 11 глава.
Нужно ли что-то добавлять к Слову БОГА? ?