Я говорю со своими друзьями обо всем понемногу. Мы обсуждаем программы, которые смотрят наши дети, и книги, которые они читают. Мы говорим о плюсах и минусах школ, которые мы выбираем. Мы размышляем о новейших правилах в нашем обществе и том, что они значат для наших семей. Мы обмениваемся идеями о том, что выращивать в саду и как заботиться о своем здоровье. Мы говорим о том, чему мы учимся из Слова Божьего, и о том, как оно меняет нас. Каждый день — через голосовые и текстовые сообщения, социальные сети и лично — мы обмениваемся информацией и идеями.
Но это еще не все, что мы делаем. Мы также говорим от сердца к сердцу. Мы создаем цепочки обратной связи, в которых передается обсуждаемая тема, и каждый человек добавляет, вычитает, убеждает, реагирует и отсылает ее обратно. Мы не просто обмениваемся информацией. Мы формируем идеи.
Хотя мне хотелось бы думать, что мои идеи объективны, что они — результат молитвенного размышления над Словом Божьим и моими обстоятельствами, однако это еще не все. Я также отражаю свое детство, жизненный опыт, личность, культуру в целом и микрокультуру, в которой я существую, а именно нашу группу друзей. Мои друзья влияют на то, как я определяю понятия «нормальный» и «мудрый». Идеи моих друзей формируют мою жизнь.
Сила слова «все»
Знакомо ли вам такое чувство, будто все вокруг женятся и заводят детей? Или что все контактируют с местным представителем властей, посещают собрания школьного совета или выступают против какого-то конкретного вопроса? Может быть, у вас было такое чувство, будто все находят подработку, покупают жилье или подписываются на конкретного инфлюенсера в Интернете. Бывало такое? Но действительно ли так делают все, кого вы знаете? Или речь всего лишь о группе ваших друзей?
Концепция, связанная со словом «все» имеет большое значение, особенно когда мы обращаемся к нашему ближайшему кругу друзей за отзывами, пониманием и духом товарищества во всех сферах жизни. Это не просто социологическая реальность. Это также показано в Священном Писании. В Послании к Галатам Павел обращается к церкви, придерживающейся культурных норм, противоречащих Евангелию. Эти нормы подразумевали, что христиане должны соблюдать определенные святые дни, месяцы, периоды и годы, и что христиане должны быть обрезаны и следовать закону, чтобы быть оправданными перед Богом (Галатам 3:1–3; 4:10). Павел настаивал на том, что Христос освободил их от всего этого (Галатам 4:31).
Нетрудно представить себе группы друзей внутри Галатской церкви, которые обсуждают важность соблюдения этих правил и объясняют друг другу, казалось бы, веские причины того, почему Павел ошибался. По мере того как эти идеи циркулировали между друзьями, возможно, они набирали обороты и усиливали непослушание Христу. Плохая доктрина может стать социальной нормой.
Нам нужна проницательность
Ответ Павла Галатам включает в себя вопрос и важное признание: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас» (Галатам 5:7–8). По сути, Павел побуждает читателей своего письма оглянуться и спросить: «От кого я это слышу? Кто убеждает меня в это поверить?». И возможно, галатские христиане заметили, что эти антиевангельские идеи были либо инициированы их друзьями, либо подкреплены одним из них. Павел заканчивает этот раздел своего письма суровым упреком и призывом к галатским христианам освободиться от антиевангельских идей и принять истинную свободу креста (Галатам 5:12–13).
Сегодня в наших группах друзей существует множество безобидных норм и вопросов совести: тот факт, что у нас есть трое подружек в одинаковых свитерах, которые следят за одними и теми же фуд-блогерами или используют одну и ту же программу физических упражнений, совершенно безобиден. Но что происходит, когда те же самые друзья побуждают нас читать книги, проповедующие ложное Евангелие, или следовать за инфлюенсерами, которые освещают только одну сторону вопроса? Что происходит, когда мы сталкиваемся с глубокими страданиями или трудным жизненным решением, и они дают нам небиблейский совет?
В этих и других случаях нам требуется проницательность. Мы можем прислушаться к предупреждению Павла и понять, что, хотя мы любим своих друзей и редко делимся друг с другом мыслями из злого умысла, друзья все равно могут вредить друг другу. Наши друзья могут помешать нам повиноваться Христу, так же как мы можем помешать им.
Не будучи излишне подозрительными, циничными или противоречивыми, мы можем время от времени и с мудростью делать шаг назад и спрашивать себя, как наши друзья влияют на наши решения и наши убеждения.
Кто вас убеждает?
Мы были созданы, чтобы существовать в определенных дружеских сообществах, чтобы побуждать друг друга к любви и добрым делам (Евреям 10:24). Нам предназначено укреплять друг друга во Христе, советовать друг другу и помогать друг другу применять библейскую мудрость и ходить в послушании (1 Фессалоникийцам 5:11; Притчи 15:22). Это потрясающий дар — иметь друзей, которые любят Иисуса, ходят в Духе и проживают эту жизнь вместе, начиная с решений в церкви и до разговоров касательно стареющих родителей. Слава Господу за друзей, которые позволяют нам быть уязвимыми, которые вместе с нами проходят трудности и помогают нам стремиться к благочестию.
Вместо того чтобы отрицать силу дружбы и ее способность влиять на нашу жизнь, мы должны осознавать ее влияние. Мы можем попросить Бога помочь нам увидеть, где наши друзья убеждают нас в чем-то, и помочь нам понять, являются ли это истинным, мудрым и правильным для нашей жизни. Как нас учили в школе: не всегда делайте то, что делают ваши друзья, и не всегда верьте тому, во что они верят.
Хотя ни один из наших земных друзей не будет совершенным, у нас есть вечный Друг, который действительно совершенен. Если мы — истинные последователи и друзья Иисуса, мы можем слышать Его голос, можем быть уверенными в истине и можем знать, что, даже когда нам непросто оценить полезность наших друзей, есть еще благодать (Иоанна 15:14–15; Галатам 5:8). Беседуйте с Господом. Делитесь с Ним всем. Пусть Его голос звучит громко, и пусть Его повеления указывают вам путь. Имея Верного Друга у руля наших сердец, мы можем жить мудро среди наших друзей сегодня.
Автор — Эмили Йенсен / thegospelcoalition.org
Перевод — Яна Резник для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!