В Евангелии от Луки есть замечательный рассказ, о том, как Иисус обедал в доме религиозного еврея, одного из фарисеев, пользовавшихся большим уважением в народе. Когда тот спросил, почему Иисус не соблюдает их обычай омовения рук, Господь самым решительным образом осудил лицемерие хозяина дома и его собратьев-фарисеев.
Услышав обвинения Иисуса, другой гость, учитель Торы, принял их и на свой счёт: “Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь”.
Вы могли ожидать от Господа вежливого ответа, например: “Послушай, Я не хотел тебя обидеть. Я говорил исключительно о лицемерных фарисеях. Я не имел в виду тебя и твоих коллег”.
Ведь в древнем иудаизме, как и в современной Церкви, было много разных групп и течений, порой весьма враждебных друг к другу. Возможно, Иисус некоторые, — разумеется, не все, — даже поддерживал? Возможно, Его слова не должны были вызвать ненужных обид?
“Горе вам”
Вопреки ожиданиям, Иисус ответил на замечание учителя Торы целой серией обвинений в адрес его течения, кульминацией которых стали слова: “Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали” (Луки 11:52; весь отрывок см. от Луки 11:37–54).
Мы говорим об ударе промеж глаз. О резком упреке. Подумать только!
И помните: все это происходило дома за столом, а не среди враждебной толпы. Это было дружеское собрание религиозных еврейских мужчин, которые пригласили Иешуа, уважаемого, но неоднозначного еврейского учителя, отобедать с ними.
Однако Господь не разил направо и налево, разоблачая лицемерие везде, где Он его видел, даже если оно явно становилось на пути и было оскорбительным. Он не предоставляет каждому возможность услышать персональное осуждение. Он заставляет всех чувствовать себя неудобно.
Словами некоторых фарисеев, которые пытались поймать Его на слове: “… Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице” (Матфея 22:16).
В попытке польстить Ему, они дали совершенно точное описание. Иисус говорит обо всём, как оно есть, независимо от последствий и цены. Он был (и остается) величайшим глашатаем правды.
Но этот меч – обоюдоострый, а это значит, что у Иисуса, которого мы проповедуем другим, может быть послание и для нас самих. Мы вполне могли бы быть теми законоучителями, жалующимися Господу, что Его упрек в адрес коллег сильно задевает и нас. В ответ Он мог бы сказать: “У меня есть что сказать и тебе лично!”
Иисус бросает вызов состоянию Церкви и мира
Вот почему Он предупреждает нас быть осторожными и, прежде чем пытаться вынуть сучок из глаза ближнего, сначала вынуть бревно из своего (Матфея 7:1-5).
Конечно, мы бы хотели извлечь сучок и помочь близкому. Но важнее сначала навести порядок в собственной жизни.
Именно поэтому я уже много лет повторяю, что развод супругов в Церкви без библейских оснований нанес браку больше вреда, чем все гей-активисты вместе взятые.
Вот почему, даже когда я пишу это, то задаюсь вопросом: “Что Господь может сказать мне сегодня? Где мои слепые зоны? Где я могу быть виновен в применении двойных стандартов? Где я пренебрег чем-то очень важным для Него?”
Суть проста: если Иисус, которого мы проповедуем, не бросает вызов реальному состоянию Церкви или мира, то мы не проповедуем настоящего Иисуса. Другими словами, если Иисус, которого мы проповедуем, не вызывает у нас порой угрызений совести, то мы не проповедуем настоящего Иисуса.
Это правда, что Он милостив и сострадателен, принося утешение и любовь страждущим и поддержку слабым.
Но, как говорит старая поговорка: Господь успокаивает угнетённых и угнетает самоуспокоившихся.
Давайте проповедовать настоящего Иисуса
Давайте же будем внимательны, чтобы не проповедовать беззубого, безобидного Иисуса, подобного глуповатому, вечно весёлому старшему брату, напрочь лишенному решительности и ясности. Это не Иисус из Библии – вчера, сегодня и вовеки тот же.
Марк Твен, великий скептик, перенёсший много страданий, говорил: “Некоторых беспокоит в Библии то, что им непонятно. Меня же беспокоит то, что я могу понять”.
Именно так обстоит дело и со словами Иисуса: о некоторых из них до сих пор бурно спорят комментаторы и ученые: что именно они значат?
Но, по крайней мере для меня, такие слова – не самые неприятные.
Меня беспокоит то, что совершенно ясно, потрясает, бросает мне вызов, пробуждает и зовёт глубже. Самым любящим и чудесным образом Он до сих пор заставляет нас чувствовать себя некомфортно.
Это благо для наших душ – почувствовать себя неудобно, взглянуть правде в глаза и воззвать: “Господи, укажи Твой путь для моей жизни, невзирая на цену или последствия”. И затем мы поднимаемся и проповедуем Его миру. Так поступают ученики.
Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Аминь...