Христиане не должны судить других христиан. И, все же, христиане должны судить других христиан. Вот то, чему учит Библия. На самом деле, апостол Павел говорит и о том, и о другом в одном письме, только в разных абзацах.
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1-е Коринфянам 4:5)
Не судите других христиан.
«Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?» (1-е Коринфянам 5:12)
Судите других христиан.
Противоречит ли Павел себе? Нет. Павел просто говорит нам, что есть вещи, о которых мы должны судить, и те, о которых не должны.
О чем мы не должны судить
Мы не должны судить о «скрытых во мраке… сердечных намерениях» других христиан, основанных на их решениях, действиях, взглядах, словах или личностных особенностях, которые беспокоят нас, если эти вещи сами по себе не являются греховными (1-е Коринфянам 4:5). Мы не должны считать что-то греховным лишь от того, что нам так кажется, потому что известно, насколько необъективными могут быть наши подозрения.
Когда Павел писал «не судите никак прежде времени», он ссылался на прения между христианами Коринфа по поводу того, кто обладает большим авторитетом, Павел, Аполлос или Петр (Кифа) (1-е Коринфянам 1:11-12, 3:3-4). Почему они спорили по этому поводу? Мы не знаем. Все, что мы знаем – это: 1) у коринфян были личные знания об этих апостолах и некоторый опыт, и 2) насколько мы склонны судить лидеров, основываясь на собственных наблюдениях и опыте.
Мы знаем, что Павел, Аполлос и Петр (Кифа) были разными личностями. Вероятно, они отличались риторическими и педагогическими стилями, делали ударение на разные теологические аспекты, и они могли развивать в себе разные духовные дары.
Мы знаем, что Павел был «сажальщиком», а Аполлос «поливальщиком» (1-е Коринфянам 3:6-8). Возможно, кто-то просто предпочитал Аполлоса или Петра Павлу. Может быть, кто-то не понял чего-то из речей или поступков Павла и обиделся. Может «высшие апостолы» наговаривали на Павла, но не на Аполлоса или Петра. Как бы там ни было, некоторые христиане Коринфа безжалостно осуждали Павла, ставя под сомнения его характер (его «скрытые во мраке… сердечные намерения») и служение (1-е Коринфянам 4:3).
Мы можем это понять, т.к. сами делали это. Известно, насколько быстро мы переходим от недопонимания или несогласия к беспокойству, потом к подозрению и к осуждению. Если мы чувствуем дым, то слишком быстро приходим к мысли, что где-то пожар.
В таких случаях мы должны помнить слова Иисуса:
«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (От Иоанна 7:24).
О чем мы должны судить
Христиане должны осуждать греховное поведение человека, называющего себя христианином.
Иисус сказал: «дерево познается по плоду» (От Матфея 12:33). Когда скрытые греховные намерения обнаруживают себя? Они отражаются в греховном поведении личности. Вот почему Павлу даже не нужно было присутствовать там, чтобы осудить человека, уличенного в прелюбодеянии (1-е Коринфянам 5:3). И абсолютно ясно, что он давал инструкции христианам города Коринф, чтобы те тоже осуждали этот поступок (1-е Коринфянам 4:12-13).
Когда мы грешим, то наши христианские братья и сестры обязаны осуждать нас. Они не должны уличать, ставя на нас крест, но должны с любовью призывать нас к раскаянию. Такое суждение – благость, выражение Божьей доброты (Римлянам 2:4), и если мы обижаемся, будучи осужденными, то еще больше соединяемся с грехом. Если наш грех очень серьезен и церковь должна повлиять на нас в соответствии с Матфея 18:15-17, то мы должны понимать, что целью этих действий является наше искупление, а не осуждение (1-е Коринфянам 5:4-5).
Не спеши судить
Когда грех становится явным, христиане должны с любовью осуждать друг друга. Но, в большинстве ситуаций, нам следует быть очень неторопливыми в своих суждениях, проявляя большую заботу и сдержанность. Наша греховная плоть очень любит судить других. Нам нужно постоянно держать в уме слова Иисуса «Не судите, да не судимы будете» (Матфея 7:1).
А это особенно важно, т.к. многие ситуации не настолько однозначны и ясны, как эти два примера из Коринфа. Часто граница между суждением скрытых сердечных намерений и кричащим грехом может быть неясна. И в таких случаях лучше не торопиться в суждениях.
Не будьте избирательным судьей
Это очень актуально для американских христиан в настоящий момент. Мы переживаем сбивающие с толку, унизительные и обескураживающие президентские выборы. И большинство из нас понимает, что поставлено на карту. Мы видим угрожающие надписи на стене, которые говорят о глубоком и быстром разрушении моральных основ и фундаментальных свобод нашей нации. Мы хотим выполнять наш гражданский долг. Но искренние христиане очень расходятся во мнениях насчет выборов.
Многие из нас верят, что наш долг – проголосовать за кандидатов, которые, хоть и скомпрометированы, но с большей вероятностью смогут поддержать и перестроить заново то, что было разрушено. Многие из нас верят, что наш долг – пророчески обращаться ко все более коррумпированному правительству через голосование за кандидатов, чей курс и личная неприкосновенность не компрометируют наше христианское свидетельство. В добавок ко всей этой неясности, многие из первой категории уверены, что наше христианское свидетельство будет скомпрометировано, если мы поддержим людей из второй категории, а многие из второй категории граждан убеждены, что основания будут разрушаться и дальше, если не отказаться от первого курса.
Сложные выборы и их далеко идущие последствия вынуждают христиан думать по-разному. Дискуссии и дебаты насчет того, какой курс лучше, необходимы для прояснения всевозможных проблем и чтобы мы смогли голосовать с чистой совестью. Но неясности вкупе со спешкой делают ситуацию идеальной для греховного суждения.
Когда грех очевиден, давайте судить честно и непредвзято.
Давайте не будем считать греховным то, что скрыто у человека в сердце, даже если он не согласен с нами по поводу того, чей политический курс лучше. Мы можем обсуждать эту тему и агитировать его, но мы не можем судить. Иисус будет судить. Только Он прольет свет на то, что скрыто в людских сердцах и похвалит или отвергнет помысел (1-е Коринфянам 4:5). Давайте мириться «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2).
Автор — Джон Блум / © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Алексей Мядельский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!