Не возмущайтесь Богом!

Не возмущайтесь Богом!

В культовой классике «Принцесса-невеста» предводитель воровской шайки Виццини часто неверно использует слово “немыслимый”. В конце концов Иниго Монтойя смущенно замечает ему: “Ты используешь это слово. Сдаётся мне, оно значит не то, что ты думаешь”.

Недавно в одной книге я прочел, как автор использовал слово “возмутительно”, описывая поступки Давида и даже Иисуса. Я чувствовал себя как Монтойя, полагая, что автор имел в виду нечто иное.

На мой взгляд, возмутительны отношения Билла Клинтона с Моникой Левински или опрометчивость известных телеевангелистов Джима Баккера и Джимми Сваггерта в конце 1980-х. Но, видимо, есть и другое употребление слова “возмутительный” – «по отношению к обстоятельству или действию, которое оскорбляет приличия или установленные моральные представления» [1]. В этом случае действие не обязательно является неправильным, но воспринимается именно таковым.

Когда Иисус назвал Бога Своим отцом, это было возмутительно, потому что религиозные евреи так к Яхве не относились. Когда Он утверждал, что существовал до Авраама, это было возмутительно (и они собрали камни, чтобы убить Его), хотя и было правдой.

Кризис веры

Имея это в виду, давайте поговорим о кризисе веры Иоанна Крестителя. Иоанн посылает своих учеников к Иисусу с интересным вопросом: “Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?” (Мф. 11:3). Но ведь это тот самый Иоанн, который крестил Мессию в Иордане и видел, как на Того сошел Святой Дух. Он слышал голос с неба: “… Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). А теперь Иоанн сомневается...

Нам кажется – испытай мы такие сверхъестественные откровения, как Иоанн, этого было бы достаточно, чтобы развеять все наши сомнения до конца жизни. Но это не так. У меня бывали моменты крайнего экстаза в присутствии Бога, но уже месяц или два спустя я задавался вопросом, любит ли меня Бог вообще. Всё это – часть борьбы с нашей старой, человеческой природой. Илия – отличный пример. В один из дней он призывает огонь с неба, а уже на следующий просит смерти у Бога, находясь в подавленном состоянии (3 Царств 18-19).

Несмотря на то, что Иоанн и Иисус были двоюродными братьями и наверняка знали друг друга, только с началом служения Иисуса Бог открыл Иоанну, что Иисус – Мессия. Если вы прочтёте Иоанна 1:29-34, то поймёте, что Иоанн не осознавал истинной сущности Иешуа до того момента, когда сам назвал Его Агнцем Божьим. Он сказал: “Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю” (Ин. 1:31).

John Heseltine / Pam Masco / FreeBibleimages.org

Так почему же он сомневается в Матфея 11?

  1. Как только он узнал, кем является Иисус, то, вероятно, предположил, что и сам будет играть какую-то роль, связанную с Мессией. Да, он сказал, что Иешуа должен возрастать (а Иоанн – умаляться), но о том, чтобы попасть в царские застенки, он думал вряд ли.
  2. Хотя Иешуа и творит чудеса, долгожданного суда над Римской империей Он не вершит. Наоборот – Он говорит странные вещи о том, чтобы подставить другую щеку и пройти лишнюю милю с римским солдатом (в дополнение к миле, которую тот мог заставить вас нести его снаряжение).

Не возмущайтесь!

Иисус указывает на совершаемые чудеса и даруемое людям освобождение, которое к римлянам отношения не имеет (это можно увидеть в Ис. 35:5-6, 61:1-1). А затем Он говорит нечто поразительное: “и блажен, кто не соблазнится о Мне” (Мф. 11:6). Это слово соблазнится (в Синодальном переводе) – skandalizō – на греческом и может означать «обижаться, спотыкаться или грешить на кого-либо» и по смыслу означает возмущаться кем/чем-то [2].

Иоанн был оскорблен Иисусом. Он был возмущен Им! Иисус был сыном Божьим (как сказал голос с неба), Мессией. Но Он не только не принес Царства Божия, которое, по мнению Иоанна, означало бы ниспровержение Рима и провозглашение мессианской эпохи, – Он вообще позволил Иоанну гнить в застенках. И даже не навестил его!

Одна из наших возможных величайших ошибок – обижаться на Бога за то, что Он не творит ожидаемого нами. Давайте взглянем на Давида, переносящего ковчег в Иерусалим. По его мнению, он делает великое дело для Господа. Но вдруг волы споткнулись, и Ковчег Божий почти упал. Оза протянул руку и поддержал Ковчег, что было недопустимым (2 Цар. 6:7), и Господь поразил его.

Давид едва мог поверить в такое и разозлился. Он чувствовал себя обескураженным. Все они танцевали, прыгали и праздновали, как вдруг у Озы случился сердечный приступ. У меня тоже было бы большое искушение обидеться на Господа. Но мы – глина и не имеем права указывать горшечнику в том, что он делает. Нашему Богу нужно, чтобы Его люди осознали Его святость. Была причина, по которой ковчег должен был переносится на шестах (Исх. 27:7). Ковчег символизировал Божье присутствие, и никто не должен был прикасаться к нему! Спустя некоторое время как ковчег уже принадлежал израильтянам, они, видимо, позабыли об этом важном повелении. К сожалению, пришлось им напомнить. Но Давид позволил себе обидеться на Бога, недоумевая, как он вообще теперь перенесет ковчег в Иерусалим.

Ты никогда меня не подведешь...

Есть прекрасная песня поклонения о благости Бога с припевом: «Ты никогда меня не подведешь». И я очень люблю петь её, повторяя эти слова снова и снова.

Но с припевом есть проблема – он, по сути, не библейский. Бог нас подведет. Поясню – это не потому, что Он хочет разочаровать нас. Это потому, что наши ожидания и предположения о том, что Он должен делать в нашей жизни, часто могут быть неверными.

В 2016 году мы купили квартиру в Вирджинии, хотя годами собирали деньги на квартиру в Тель-Авиве. Но цены были просто завышены. Кроме того, в Израиле вам требуется заплатить 30% в качестве налога. Мы поняли, что разумнее было инвестировать хотя бы во что-то в Америке.

И мы нашли двухкомнатную квартиру, которая подходила именно для инвестирования, но жить в ней мы не собирались. Мы сделали предложение, но его отклонили. Добавили 1000 долларов – и снова отказ. Подняли еще раз, и опять мимо. Это нас сильно разочаровало. Я начал понимать, что, может быть, это Бог запирал дверь. Время, оставшееся у нас в Америке до возвращения домой, быстро и безрезультатно уходило. Складывалось ощущение, что Бог был против нас.

Через несколько дней я снова заглянул на сайт и увидел недвижимость, которую раньше не замечал. Судя по всему, она появилась всего за пять минут до этого. Квартира была больше, в кирпичном доме, в одном из любимых мной с детства районов Ричмонда, и как раз подходила нам. Во многом она была лучше квартиры, которую мы пытались купить. Так что да – Бог разочаровывал нас, но именно потому, что мы не действовали по Его плану.

Теперь мы сдаем эту квартиру ненадолго, а также пользуемся ею сами, когда приезжаем в США, и нам это нравится. Бог разочаровал нас, чтобы затем благословить.

Наши ожидания

Возмущаться Иисусом – значит считать, что Он поступил неподобающим образом. Но, может быть, это наши ожидания неадекватны? Иоанн думал, что Мессия поступит определенным образом. И обиделся, когда Он этого не сделал. У нас тоже есть ожидания, но правда в том, что жизнь не легка и камней на пути предостаточно. Бог может это использовать, чтобы проверить и укрепить нашу веру. И у меня множество раз все шло не по-моему, и я был разочарован в Боге. Я знал, какова Его воля, и, конечно, знал Он, – так почему же моя жизнь складывалась вопреки ожиданиям?

У Давида есть несколько очень искренних молитв. Он часто чувствует себя одиноким и покинутым. Например:

“Утомлен я воздыханиями моими: 
каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
Иссохло от печали око мое, 
обветшало от всех врагов моих” (Пс. 6:6-7).

Бог непреклонен

Но в итоге Давид стал царем. От него Мессия по плоти. Через царя Давида Бог исполнил Свою волю. Я могу вспомнить многих других библейских персонажей, в жизни которых были времена, когда казалось, что Бог против них: Иосиф, Даниил, еврейские отроки при дворе Навуходоносора, Петр и так далее. И все же, в конце концов, Бог остается верен. Не возмущайтесь Богом!

[1] www.merriam-webster.com/dictionary/scandal
[2] Крейг Бломберг, Матфей, том. 22, Новый американский комментарий (Нэшвилл: издательство Broadman & Holman, 1992), 185.

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!