Недельная глава Торы — Цав
Цав – в своем недельном комментарии на эту главу я попробую поговорить о понятии жертвы.
Вступая в тему жертв, хотелось бы сделать несколько общих замечаний относительно того, как воспринимается понятие «жертва» большинством людей, каков подход к жертве, и ожидания которые имеет человек, приносящий жертву. Мы будем в данной теме рассматривать понятие жертвы применительно ко взаимоотношениям между Богом или в случае с язычниками — божествам. То есть жертва как акт духовного поклонения — некий мистический (сверхъестественный) процесс, когда человек, совершающий некое материальное даяние, что-то пытается достигнуть в духовном мире.
Разбирая тему жертвы, мы будем стремиться понять, каким образом, принося жертву, человек рассчитывал получить прощение и искупление грехов.
Попробуем уделить некоторое время для того, чтобы разобраться с тем, что же такое жертва, прощение и искупление.
Что мы понимаем под этим словом? Как мы представляем себе жертву, что это такое, и для чего она нужна.
Итак, жертва это:
1. Добровольный отказ от чего-нибудь в чью-нибудь пользу
2. Отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью-то пользу
3. Что отдаю или чего лишаюсь невозвратно
4. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем
5. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое)
Понятие «бесценность» или «незначительность» неприменимо к понятию жертвы.
Жертва всегда несет убыток деятелю, другими словами, тот, кто приносит жертву, всегда лишается чего-либо, что является для него ценным.
Жертва — это то, что привлекает внимание, мы понимаем, что если человек способен на жертву, то это не простое желание, которое им движет, это достаточно сильное стремление, настолько сильное, что человек способен заплатить настоящую цену, расстаться с тем, что по-настоящему ему дорого, это жертва.
Чужая жертва не оставляет равнодушными, это может раздражать, удивлять, восхищать, ну или как минимум вызывает интерес — что движет человеком, решившим добровольно отказаться от чего-либо, что являлось для него ценным.
Посмотрите, как реагируют люди, которых интересуют деньги, есть тут люди, кстати, которых деньги не интересуют?
Итак, нас окружают люди, которых интересуют деньги, и как они реагируют, когда они узнают, что вы деньги относите и отдаете просто так в общину или церковь. Оставляет ли их это равнодушными? Для многих это служит свидетельством искренности веры приносящего жертву.
Жертва — это то, что привлекает к себе внимание, то, что указывает на то, что это действительно важно, то, что было по-настоящему дорого человеку, и то, с чем он готов был расстаться, чтобы получить что-то взамен. Это привлекает внимание других, но для дающего жертва не является конечной целью, она лишь действие, направленное на достижение результата, жертва по сути уже становится неважной для принесшего жертву, он желает получить нечто, что он ценит выше жертвы, которую он приносит.
Это нечто, что стремится получить приносящий для себя в конечном итоге, то, что он ценит больше, чем то, с чем он расстается.
Интересно рассмотреть еще один аспект — жертва связана с риском.
О чем идет речь? Приносящий теряет то, что для него ценно, но то, чего он уже лишился, может быть и не принято. Другими словами, то что приносится жертву, не гарантирует получение желаемого результата.
Жертва может быть и не принята.
Она может быть не принята по разным причинам: то что ценно для приносящего, может не удовлетворять условиям для жертвы; приносится не с правильными мотивами ну и т.д. Перечень причин, по которым жертва может быть не принята, достаточно широк.
Стоит отметить, что во всем сказанном не говорилось о конечной цели, всего лишь говорилось о цели и о жертве, как цене, которую приносящий готов заплатить для достижения цели.
Это некоторая концепция жертвы, так сказать, общие направляющие.
Причем, это было лишь одной частью наших рассуждений, направленных на аспект ценности жертвы относительно достигаемой цели.
Итак, человек приносил то, что дорого и ценно для него, он этого лишался, терял для себя, тогда это становилось жертвой, и то, чего человек лишался, что ему дорого, чтобы приобрести благоволение у божества, помним существовал риск того, что жертва попросту будет не принята.
Приносящий должен был определить то, что будет ценным не только для него, но будет также являться чем-то ценным и для божества, тем, что должно угодить божеству, и поэтому, если жертва угождает, то он приобретал благоволение божества.
То есть, человек должен был крепко поразмыслить над тем, что было бы ценным для божества, иначе несмотря на ценность его жертвы для него самого, эта жертва не являлась чем-то ценным для божества и не была бы принята божеством, и тогда принесена была бы напрасно. Помним, риск непринятия жертвы остается.
Кстати сказать, возникает любопытный вопрос — а откуда приносящий может знать, что жертва принята? Как правило, он судил по тому, что происходило в его жизни в будущем, если обстоятельства складывались, как он понимал, благоприятно, то он считал, что жертва принята, если нет, то понятное дело — не угодил.
Жизнь человека зависит от различных сил — солнце и дождь, зной и холод, наводнения и болезни; существует достаточно много внешних факторов, влияющих на достаток и благополучие, и даже жизнь человека, и эти внешние факторы неподвластны человеку. Человек старается минимизировать их влияние на свою жизнь, но это не всегда ему удается.
В представлении язычников, за этими явлениями стоят некоторые духовные силы, и все что необходимо — это лишь договориться с ними, чтобы они, ну если не будут помогать, то не мешали нам.
Понятно, что «на самом деле» им от человека что-то нужно, ну поскольку они, ну как бы, духи и не нуждаются в материальном, то ну хотя бы, чтобы мы выражали им свое уважение-поклонение, а то если мы их уважать-поклоняться не будем, то понятно они смогут нам показать, кто на самом деле управляет миром. Поэтому путь понятен — принести им жертву, чтобы они остались довольны, ну и не вредили — это планка минимум, максимум — были благосклонны.
Итак, принося жертву, язычники думают о себе, то есть отказ от того, что имеешь, направлен на то, чтобы не лишиться того, что осталось, это так сказать базовые условия. А дальше можно строить отношения, чтобы было лучше, чем сейчас, чтобы божество благоволило, выражаться должно это во внешних обстоятельствах, благоприятных для приносящего жертву.
Как это ни странно звучит, человек является центром такого жертвоприношения, человек поклоняется божеству, но делает это, чтобы ему было в конечном итоге хорошо в этом материальном мире. Конечный результат — это благо для приносящего, и если такое благо достигнуто, то жертва достигла конечной цели.
В данной системе жертвоприношений человек воспринимает божество через призму наказания, божество должно наказать нас за какие-то проступки и, только глядя на предсмертные конвульсии животного (в некоторых культах человека, ну или дара особой ценности), он остается доволен и может простить человека, так сказать, за его проступки. Кто-то должен умереть (или нужно принести божеству что-то ценное ли исполнить некий ритуал), ну чтобы он остался удовлетворенным в своем желании «справедливости». Они смотрят на свое божество как на того, кто мстит за проступки против него, того, кто получает удовольствие только в случае наказания или принесения платы за сделанный проступок.
Понятия «грех» в данной системе не существует, существует понятие «проступок», «ошибка», «непривальное поведение». Есть наказание за проступок, или вместо наказания цена, которую нужно уплатить, чтобы избежать наказания.
Тут, конечно, есть большая степень риска не угадать, что же и какому божеству, когда и как нужно принести, ну и кого не упустить из виду, чтобы неприятности не пришли с какой-то неожиданной стороны.
Очень яркий пример…
Деян.17:23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Понятно, что они не чтили истинного Бога, и что просто Шауль использовал повод, чтобы начать проповедь, но то, что было интересно, желание поклониться на всякий случай богу, которого не знали даже так, ну чтобы отношения не испортить, на всякий случай.
Тут с жертвой дело обстоит, в общем-то, не очень привлекательно... с одной стороны, божество выглядит, как либо мстительное злобное создание, которое только и ждет чтобы мы ошиблись, или как самодур, неизвестно чего хотящий, нужно угадать самому, что оно хочет, стоит сказать, что неизвестно сколько их еще на самом деле, и есть постоянная опасность чего-то не заметить, ошибиться и не угодить, или угодить, но не тому — угодишь одному, не понравишься другому, принести не ту жертву, не туда и не тому божеству. Жизнь какая-то в постоянном ожидании неприятностей, приносишь жертвы и не знаешь, чем это все закончится, нужно постоянно кому-то угождать.
Тяжела, короче, жизнь язычников. Но что поделать, если хочешь устроиться в этом мире, то приходится крутиться, изворачиваться и договариваться, а что делать. Мир так, говорят, устроен.
Некоторые общие замечания относительно понятие жертва:
- бесценность или незначительность не применимо;
- всегда несет убыток деятелю;
- это то, что привлекает внимание;
- не является конечной целью, она лишь действие направленное на достижения результата;
- связанна с риском;
- жертва — признание, выражение зависимости, от того кому мы ее приносим.
Некоторые общие замечания относительно жертв, приносимых язычниками:
- принося жертву думают о себе, центром является человек;
- воспринимает божество через призму наказания
- понятие «грех» заменено понятием «проступок» или «ошибка».
Слава Всевышнему, мы то знаем, что Всевышний один, и нам намного проще разобраться с Творцом, тут хоть не запутаешься, знаем точно, Кому мы приносим жертвы.
Ура, товарищи.
Итак, теперь попробуем разобраться с тем, как мы воспринимаем Всевышнего и Его взгляд на поступки человека:
Исх.34:7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Про милость — это хорошо, а вот «но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» — прощать-то прощает, но не оставляет без наказания... О как же это, а так, ничего не поделаешь, прощает, но не оставляет... теперь осталось вспомнить о кровавых жертвах:
Евр.9:22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
Мы можем, опять таки, увидать Всевышнего через призму наказания, Он должен наказать нас, за наши проступки и, только глядя на предсмертные конвульсии животного, Он остается доволен и может простить человека, ведь ясно сказано — без пролития крови не бывает прощения. Кто-то должен умереть, ну чтобы Он остался удовлетворенным в Своем желании справедливости. И мы начинаем смотреть на Всевышнего, как на того, кто мстит за грех, того, кто получает удовольствие от жертв.
Ой, по-моему я это уже говорил, когда говорил о язычниках, неужели Всевышний таким же образом смотрит на наши поступки? Нет, тут что-то не так...
Попробуем с другой стороны посмотреть на этот вопрос. Мы должны лишиться чего-то ценного для нас, ну чтобы показать Ему, что мы действительно сожалеем о том, что мы сделали. Ну, что нам по-настоящему стыдно за то, что мы совершили, и в знак этого мы лишаемся чего-то ценного для нас, ну по идее это Ему должно понравиться? Но с другой стороны, Ему нужно наше ценное? Что, у Него чего-то нет или не хватает?
Часто мы не задумываемся, что на самом деле Всевышний не нуждается в наших жертвах. Мы не можем ничего дать Ему наперед, что прежде не получили от Него:
Иов.41:3 Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Рим.11:35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Так, мы лишаем себя того, что нам дорого, отрываем от себя, так сказать, последнее, а оно Ему не нужно. Получается, что мы насилуем себя, желая опять-таки угодить Ему, а то, что мы приносим, Ему как-то и не нужно. Приносить то, что тебе дорого и отдавать Тому, Кому это и не нужно. По-моему, идея не совсем хорошая, жить осознавая такое, не очень радостно.
Представьте, когда ты идешь на день рождения, думаешь, что бы подарить, долго думаешь, еще дольше ходишь и выбираешь подарок, долго сомневаешься, что бы выбрать, и наконец ты таки выбрал что-то ценное для своего друга и купил. Счастливый и довольный ты приходишь к нему на день рождения, весь в предвкушении, как ты ему сейчас подаришь, и тут ваш друг с безразличным видом, ну не то, что совсем безразличным видом, он благодарит, улыбается берет ваш подарок и кладет в угол, там где уже куча таких же подарков, ну как вам ощущение?
Я думаю, ощущение не из приятных. Что же получается? Попробуем более внимательно разобраться с тем, что же все-таки написано в данном отрывке Писания.
Кстати сказать, стоит посмотреть внимательнее на то место Писания, с которого мы начали, в других переводах… Исх.34:7
/7/ …ПРОЩАЮЩИЙ ГРЕХ, И НЕПОКОРНОСТЬ, И ЗАБЛУЖДЕНИЕ, И ОЧИЩАЮЩИЙ РАСКАЯВШЕГОСЯ, НО НЕ ОЧИЩАЮЩИЙ НЕРАСКАЯВШЕГОСЯ, ПРИПОМИНАЮЩИЙ ВИНУ ОТЦОВ ИХ ДЕТЯМ И ВНУКАМ, ТРЕТЬЕМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ПОКОЛЕНИЮ!" (Сончино)
…Прощающий неправедность, возмущение и легкомыслие, и все же не Спускающий, Вспоминающий неправедность отцов детям и детям детей до третьего и четвертого поколения (Гирша)
…снимает вину и преступление и прегрешение, но без кары не оставляет; Он поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения. (Гурфинкель)
…прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат) (Йосифона)
Что мы можем здесь прочитать? Грех, непокорность, заблуждение, вина, преступление, прегрешение, неправедность, возмущение, легкомыслие. Сколько слов передает поступок совершенный человеком, и вот вопрос — один или разные?
Глядя в оригинальный текст, мы можем увидать три различных слова:
- авон — означает «грех, совершенный преднамеренно».
- пеша — означает «открытый бунт против Всевышнего».
- хатта — означает «нарушение закона по ошибке или незнанию».
Что можно увидать, прощение даровано за различные поступки, преднамеренные, продиктованные бунтом и совершенные по ошибке или незнанию. Прощающий грех, иврит: Носэ авон. Тому, кто раскаивается, Всевышний возвращает изначальную чистоту и силу его души.
Он возвращает, не человек посредством того, что он совершает, приобретает, а Всевышний возвращает утраченное.
Много мыслей у нас может появиться, размышляя над этим стихом, и мудрецы также размышляли и пришли к некотором выводам:
«оставит без кары раскаявшихся; не оставит без кары тех, кто не раскаялся» [Йома 86а] соответствует одному из переводов «очищающий раскаявшегося, но не очищающий не раскаявшегося.» (Сончино)
венакэ ло йенакэ. Букв. «Очищающий не очищающий».
Не просто мстящий детям за то, что совершили их отцы, а при условии «если они следуют (дурному) примеру своих отцов, ибо уже разъяснялось в другом стихе «ненавидящих Меня»» [20, 5] [Бpaxoт 7a; Санhедрин 27 б].
Итак, все-таки прощает и очищает и оставляет без наказания, вот это новость, оказывается Его прощение — это милость, оно превозносится над судом, если мы раскаемся, ну ТШУВА это отдельная тема…
То, на чем мы часто делаем ударение, — это наказание, но вот над чем, с моей точки зрения, стоит задуматься — вопрос не в наказании, а в последствии греха, выраженном в том, что общение с Всевышним разрушено в результате наших неправильных поступков. И должен существовать путь возобновления отношений.
Так, что же с жертвой все-таки получается, нужна она Ему или нет?
Если вспомнить, что все принадлежит Ему, то зачем же Ему то, что приносит человек?
Если вспомнить о том, что Он дал Закон, по которому мы должны приносить дары и жертвы, то выходит что нужно.
Жертва — что-то малоприятное, исполнение некоторого долга в соответствии с Законом, который лишает меня того, что мне ценно, и я этого должен лишиться в пользу Того, кому это явно не нужно.
Для чего она все таки нужна, жертва?
Но, чтобы сердце раскрылось, необходимо прежде раскрыть свой карман, принести корбан – жертву.
Ой, так это оказывается для меня? То есть, мне нужно что-то оторвать от себя, чтобы мое сердце смогло раскрыться?
Слово корбан («жертва») образованно от корня карав, значение которого «близкий». Таким образом, жертва понимается как средство приближения ко Всевышнему; принесению жертвы должны предшествовать чувство благодарности Всевышнему или раскаяния в совершенном проступке, и сам процесс принесения жертвы должен приблизить мысли и чувства человека к осознанию и восприятию Божественного Присутствия в Мишкане, а затем — везде и повсюду (Ицхак бен-Иегуда Абрабанель (Абарбанель) (родился 1437 Лиссабоне, умер 1508 в Венеции).
Писание использует слово корбан исключительно тогда, когда описывает отношения человека с Богом. Корень этого слова обозначает “подходить”, “приближаться” или “(находиться) рядом”. Таким образом, оно означает установление “тесной” связи с другим.
Жертва — это то, что приближает меня к Всевышнему. По-моему, какой-то другой смысл, чем был раньше в наших рассуждениях — это для того, чтобы я мог стать ближе к Нему.
Важный аспект, в отличии от жертв, приносимых различным божествам, те жертвы могут приноситься наугад, иногда на всякий случай, так сказать, для перестраховки, в случае с приношением Всевышнему, жертва неразрывно связанна с верой приносящего ее, отсутствие веры делает приношение бессмысленным.
То есть, если человек приносит жертву, пусть даже очень большую, но при этом не верит, а приносит ее на всякий случай, то это жертва лишена всякого смысла. Ну, на всякий случай, а случай не наступит никогда.
Есть люди, которые одновременно приносят жертвы в различные места: в православный храм, в синагогу и мечеть, ну это такой способ договориться с Богом, это не жертва!
Писание достаточно четко говорит вот о чем + вера просто необходима:
Евр.11:6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
С точки зрения логики, фраза построена нелогично и неправильно. Если я таки пришел к Нему, то я уже верю. Но здесь говорится, что если я пришел к Нему, то это не делает еще из меня верующего. Нужно, чтобы тот, кто приходит, верил. И если я прихожу, и приношу даже жертву, но при этом не верю, то такая жертва абсолютно бесполезна.
Жертва — выражение внутренней потребности человека в общении с Творцом, которая удовлетворяется в приближении ко Всевышнему посредством жертвы, жертва — это то, что необходимо нам, а не Ему, прежде всего это нам показывает искренность наших намерений и стремлений.
Мы часто говорим — я это хочу иметь, и вот нам кто-то говорит — без проблем, и называет цену… И мы уже, может, не так хотим это иметь? Цена, которую я готов заплатить, на самом деле показывает, насколько я это хочу иметь. Это прежде всего мера для меня и об этом в конечном итоге никто может и не знать… Только я понимаю, насколько мне это нужно.
Таким образом, концепция отрицает понятие “жертвы” как акта разрушения или самоотречения. Как это я ничего не теряю или теряю? Вопрос не в том, что мы теряем или не теряем, а в том, для чего мы это делаем. Это не то, чего я лишаюсь со слезами на глазах, это не то, что я теряю, а в том, что через свою веру, выраженную в жертве, я становлюсь ближе к Творцу.
В нашем случае жертва указывает, что предназначена не для удовлетворения желания того, к кому “приближаются”, она действительно не нужна Ему, но для удовлетворения потребности “приближающегося”, того, кто желает, чтобы то, к чему он раньше был привязан и что ему было дорого, помогло ему установить более тесные отношения с Всевышним.
Так что, наше представление о том, что жертва таки Ему не нужна — скорее всего правильное, не нужно представлять, что это нужно Творцу, на самом деле это наше желание и наша потребность. Жертва Всевышнему не нужна, она нужна прежде всего нам, Он желает отношений. И через нашу жертву мы таки можем приближаться к Нему.
Жертва и есть тот акт, посредством которого человеку предстоит достичь этих более тесных отношений с Всевышним (приближение). Если наша цель – искать Божественной близости.
Именно эту близость к Богу евреи считают высшим и, может быть, единственным достижимым благом, единственным настоящим благом, которое достижимо! Цель — стремление к благу, это естественно для человека, но всегда ли мы понимаем, что настоящее благо для нас — это близость с Ним? Так ли это сегодня в нашей жизни? Понимание этого давало силы отделяться от всех остальных народов, и непонимание этого отделяло нас от Творца.
Теилим 73:28
Мне же близость к Богу — благо! Своим убежищем полагаю Владыку своего, Господа, и буду рассказывать о деяниях
А я... близость Бога – благо для меня, сделал я Господа Бога убежищем своим, чтобы рассказать о всех деяниях Твоих. Твоих!..
Пс.72:28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.
Интересно, обратить внимание на разницу в переводе… Благо приближаться, и благо близость… в синодальном переводе сказано, что благо — возможность приближаться, а в еврейских переводах… близость! сам по себе процесс прекрасен, но вопрос не в процессе, а в конечной цели, и процесс, если не достигается конечная цель, процесс теряет смысл, т.к цель не достигнута. Так что, благо — близость с Богом.
Итак, вспомним представление язычников: они смотрят на свое божество как на того, кто мстит за поступок, который неугоден божеству, божество получает удовольствие от жертв. Когда оно удовлетворяется? Получая некую плату в виде определенного ритуала, смерти человека или животного при получении какого-либо дара.
Человек выступает в роли того, кто пытается угодить божеству, заискивает, правда в конечном счете, пытается что-то получить для себя, в виде расположения или избегания наказания.
Когда мы смотрим на жертвы, установленные Всевышним, он не желает чтобы человек заискивал, угождал, унижался пред Ним. Всевышний указал человеку путь, по которому человек может приближаться к Нему и иметь общение с Ним.
Когда мы смотрим на Него через жертвоприношение, мы смотрим на любящего Бога, который готов в любой момент и со всей силой Своей всемогущей любви даровать новую жизнь и новое будущее. Не убийство, но возрождение, оживление, нравственное и духовное воскресение, вступление во все более возвышенную, чистую жизнь, восстановление силы для такой жизни, силы, которая черпается из не оскудевающего источника вечной любви – вот концепция, на которой основываются жертвоприношения в иудаизме. Несколько другая идея, не смерть, а жизнь, не потеря, а приобретение, вот что лежит в основе концепции жертвоприношения.
К сожалению, сегодня для многих продолжает оставаться центром сама жертва, то, с чем мы расстаемся, то, что умирает для нас, когда-то это было животное, сегодня что-то другое… В плане имущества, нашего отречения от чего-либо, что нам дорого, но центром всего этого действа на самом деле является Он и наши взаимоотношения с Ним.
Многие могут сказать, что жертвоприношение давно потеряло свою актуальность, принесена Одна Жертва на все времена и за всех, но относительно понятий, о которых мы сейчас рассуждаем — жертвоприношение не может устареть или измениться!!! Понятно, что мы не говорим о животных, нет места где и куда их можно привести, и людей, которые могут помочь нам принести в животное в жертву согласно Его требований… Мы не об этом, тот путь был Им разрушен. Мы о том, что то, о чем говорит сегодня жертва с нашей стороны, это о нашей вере и желании иметь общение, это не упразднено, это останется справедливым до тех пор, пока мы ходим по этой земле.
Сделаем некоторые общие замечания относительно того, о чем мы говорили выше.
Жертва идолу направлена на то, чтобы приобрести благоволение в его глазах и получить что-то от него в материальном мире для себя. Эти жертвы унижали человека, приводили его в состояние, когда он должен был заискивать перед божеством, пытаясь ему угодить, при этом правила не были часто понятными и известными, божество выступала в роли некого мстителя за то, что человек не угодил ему.
С другой стороны. Мы можем видеть любящего Творца, определяющего путь для человека, следуя по которому, человек может обрести высочайшее благо, доступное на этой земле — взаимоотношения со своим Творцом. Это не путь унижения и заискивания, это путь восстановления утраченных взаимоотношений. Жертва — это не то, в чем нуждается Он, это то, в чем нуждается приносящий ее. Жертва не предназначена для того, чтобы получить что-то в материальном мире, она направлена на восстановление утраченных взаимоотношений.
Попробуем продолжить, беря во внимание следующую концепцию — жертва Всевышнему направлена на то, чтобы приблизиться к Нему и иметь взаимоотношения.
Нет мотивации в материальном мире, если она появляется, то наша жертва начинает походить на жертву язычников, несмотря на то, что она приносится Творцу.
Несмотря на то, что мы познали Творца, нам лучше разобраться повнимательнее с тем, что такое жертва, чтобы наши жертвы не походили на жертвы язычников, и наше представление о Всевышнем, не было таким же как и у язычников, как это ни странно звучит, это может оказаться правдой.
Итак, жертва — выражение отношений. Жертва предусматривает наличие отношений и отношений не поверхностных. Отношений, ради которых одна сторона, по крайней мере, готова на жертву.
С уважением, Дмитрий Ю.
Последнее: 26.07. Спасибо!
«Жертва – выражение внутренней потребности человека в общении с Творцом, которая удовлетворяется в приближении к Всевышнему посредством жертвы, жертва это то, что необходимо нам, а не Ему, прежде всего это нам показывает искренность наших намерений и стремлений.
Мы часто говорим – я это хочу иметь, и вот нам кто-то говорит – без проблем, и называет цену… И мы уже может не так хотим это иметь? Цена, которую я готов заплатить, на самом деле показывает, насколько я это хочу иметь. Это прежде всего мера для меня и об этом в конечном итоге никто может и не знать… Только я понимаю, насколько мне это нужно.»- спасибо. нужное лично мне напоминание о сути жертвы.