Недельная глава Торы — Итро

Недельная глава Торы — Итро

Исход (18:1-20:26)

Шалом, хавэрим.

В этой недельной главе рассказывается о том, как Израиль получил от Бога закон на горе Синай.

Но, прежде всей этой истории мы читаем, как тесть Моисея, Иофор, пришёл к нему, приведя с собой дочь, т.е. жену Моисея и его сыновей. На следующий день народ с утра начал приходить к Моше за советом и Иофор наблюдал эту картину целый день до вечера.  После чего он дал Моисею совет, которым по сей день можно руководствоваться при выборе служителей для служения. Чтобы не измучить себя и народ, Иофор предложил Моше построить структуру управления, согласно которой в управление над Израилем ставились тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники. Основными критериями при подборе кандидатур на эти должности были:

1.       Способность
2.       Страх Божий
3.       Любовь к правде
4.       Неподкупность

Непростая задача. Но ведь слово этих людей должно было стать последним при решении всех мелких и средних вопросов, возникающих в народе, на всё время исхода! Им предлагалось вместе с Моисеем взять бремя ответственности за весь народ Израиля (18:22)! Только способные к управлению, боящиеся Бога, и любящие правду больше, чем деньги, могли помочь своему руководителю вести народ к свободе!

После того, как Израиль организовался, Бог посчитал возможным дать всем единый закон.

Далее мы читаем интересное описание того, как Моисей четыре раза поднимается на гору и сходит после этого вниз. Такое впечатление, что Всевышний еще раз решил проверить на наличие смирения человека (кстати, уже довольно пожилого), которому давал колоссальную власть над своим избранным народом.

Очевидно, что это было нелегко. Когда Бог в четвертый раз решил отправить Моисея вниз с очередным уточнением, тот было воспротивился (19:23), но в конце концов смирился и послушался Бога.

Мне представляется интересным читать обо всех этих Божьих экзаменах для Моисея лично и для народа Израиля в целом. Этими и другими похожими историями Всевышний показывает нам, что настоящим управителем в его народе может быть лишь тот, кто сам управляем.

Ну и, наконец, в финале этой главы мы читаем о том, как Бог даёт своему народу закон. Сейчас мало кого удивит краткий перечень заповедей, выбитый на каменных скрижалях. Но, для евреев того времени, воспитанных в египетском понимании жизни и справедливости, это была настоящая революция. Оказывается, главным для человека есть его отношения с Богом. Причем, этот Бог — Единственный и других просто не существует. Он призывает уважительно относиться к Своему Имени и не злоупотреблять применением Его не по делу. С этого времени шаббат становится днем, который полностью необходимо выделять для служения Ему. С момента передачи десяти заповедей каждому еврею ставится в обязанность уважать своих родителей. Это было тоже чем-то новым тогда. Ведь во многих древних языческих народах имела место практика, когда престарелых родителей, потерявших трудоспособность, дети просто убивали, чтобы не кормить. В среде многих народов подобный обычай существовал до времен средневековья. Нет свидетельств, что так поступали евреи, но чтобы вводить норму уважения законом... Кто знает, что было бы, если бы Всевышний тогда не позаботился об отношении к старшему поколению...

Хочу также остановится на последней заповеди из этого списка. Постановление «не пожелай» касается области разума. Оказывается, можно согрешить уже тогда, когда физически ты еще ничего не сделал. И не украл, и не убил, и не прелюбодействовал, и не соврал. Но, если ты не начнешь бороться со своими вожделениями, обязательно будешь грешен перед своим Создателем. Вообщем, нашим предкам было что менять в своей жизни, чтобы угодить Богу. Впрочем, как и нам сейчас.

В конце главы есть определенные указания относительно ритуального служения. Всевышний не позволяет делать жертвенник при скинии из тесанных камней. А лучше, чтобы он вообще был из простой земли. Бог не хотел, чтобы вера Ему сразу начала превращаться во внешне величественную религию, выстроенную по египетским стандартам. Пышной снаружи и пустой внутри. Он желает обратить внимание Израиля на содержание, а не на оболочку. К сожалению, эти опасения были не напрасны. Поклонение Богу Израиля внешне становилось всё более помпезным, от палатки из шкур Израиль постепенно дошёл до величественного Храма, построенного Иродом. Но почему же Иешуа в это самое прекрасное, с церемониальной точки зрения, время говорит такие горькие слова упрёка?

«25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» Мтф. 23:25-28

Закончу описание главы Итро словами, которые Бог сказал Моше, прежде чем тот получил скрижали завета:

«3 ...так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:

4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,

6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым;» Шемот 19:3-6

Предложение, сделанное Богом всему Израилю, продолжает оставаться в силе до сего дня. Всему народу Израиля еще предстоит в истории стать царством священников Бога. Через Иешуа Мессию народ может войти в свое высшее призвание и исполнить Божье предназначение. Да будет так!

Помолимся вместе в исполнение этой великой цели молитвой «Шма»:

Слушай,  Израиль! Господь Бог твой, Господ Единый Есть! И благословенно Имя Его, чьё славное царство вовек! Амэн!

С уважением, Михаил, раввин еврейской мессианской общины г. Винница

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!