Недельная глава Итро — глава, которая рассказывает о совете Иофора (более известная, так сказать, формулировка). Мы читаем в этой главе — очень интересные происходят события: и становление структуры руководства в народе Израиля, и дарование десяти заповедей у горы Синай… Но, нам нужно, наверное, сейчас одну идею подчеркнуть.
Если мы посмотрим с вами 19-й стих в 18-й главе книги Исход, здесь есть такие слова:
итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам и законам [Божиим], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; (Исх.18:19,20)
То есть, Моше — помазанник, тот, кто вывел Израиль из Египта, должен был стать посредником… Достаточно часто мы сталкивались с тем, что наши неверующие в Мессию братья-евреи говорят: «Идея посредничества между Богом и человеком чужда еврейскому мировоззрению!» Так вот, дорогие друзья, таки нет, не чужда!
Сама Тора говорит, что «Моше был посредником между Богом и народом», более того — одно из мест Торы говорит, что «будет пророк такой же, как сам Моисей, и народ будет обязан его слушать». Когда-то однажды в истории Бог поднимет такого пророка, подобного Моисею…
И он будет посредником между Богом и человеком, пророк. И мы верим, что Мессия Израиля — Йешуа. И Он в этом подобен Моше, не только в этом, но в этом особенно. И это написано в 1-м послании к Тимофею:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим.2:5)
Допустим, гипотетически, что Моше знал о том, что истинным посредником между Богом и человеком является Машиах Йешуа, а он является прообразом того Мессии, который придет позже на 1000 с лишним лет. И вот он мог бы сказать: «нет, Боже, куда мне, я же несовершенный человек в отличие от Машиаха, который совершенен». И Бог мог бы ему сказать: «Ты знаешь, Я совершенен, уповая на Меня, ты можешь быть хорошим посредником. Ты можешь, познавая Меня, доносить правильный суд народу, представлять Меня правильно народу». И эта функция возлагается на служителей Божьих – быть теми, кто помогает незнающим разобраться. Кто раскрывает им Бога, кто помогает научиться молиться, сформулировать свои ходатайства к Всевышнему. Но это, конечно же, не идет ни в какое сравнение с той посреднической истинной миссией, которую несет только Машиах Йешуа.
В этой главе есть интересный момент, связанный с тем, что у Моисея должны появиться помощники.
ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; (Исх.18:21)
Мы можем сказать, что такой посредник, как Моисей и как сам Мессия, они уникальны. Йешуа — удивительный посредник, мы ни в коем случае не можем и не должны пытаться занять Его место в сердцах людей… Он ходатайствует перед престолом… Однако мы видим, что все равно будут люди, которые распределяют и несут бремя Божественной заботы о Божьем народе.
Нельзя не сказать о том, что до этого разговора с Иофором, Моше вел суд в одиночку. Можно себе представить, только мужчин 600 тысяч. Понятно, что среди них были столкновения, непонимания. И Моше нужно было разрешить споры каждого. Это было невыполнимо, народ оставался без суда, без разрешения споров. И подобного рода внесения порядка было благотворным для Израиля.
В предыдущих передачах мы говорили, что порой нас напрягает понятие Божественного наказания из-за плотского восприятия нами слова «наказание». Здесь также говорится о суде. И точно так же многие люди из-за слова «суд», которое есть в нашем современном представлении, тоже напрягаются: «Зачем суд? Это же плохо». Но суд необходим. Суды Божии являются удивительным благом для людей. Суд – вынесение справедливого решения по спорной ситуации… И суд, который Бог осуществлял через этих людей, являлся выражением заботы о них.
Хотелось бы подчеркнуть интересную вещь: в современном мире среди верующих людей бытует несколько крайностей. Одна крайность – мы не должны иметь никакой структуры, у нас все должно быть в любви, каждый должен действовать по тому наитию, которое у него присутствует. И это выглядит, как своего рода духовная анархия. Мы все любимы Богом, любимы в равной степени, и Бог хочет говорить с каждым – это правда. Но вопрос на сегодняшний момент: нужна ли нам какая-то структура, какой-то орган управления?
В Писании четко видна правильность преемственности. Те, кто возрос духовно, те, кто больше понял, потому что раньше начал, слушаясь других, тех, кто еще раньше начал, они достигли определенного знания в этом плане. Не просто знания ума, но знания из жизни взятого, они учат этому младших, тех, кто еще не умеет, тех, кто не знает, что нужно слушаться, не понимает, почему у них те или иные беды в жизни, почему они спотыкаются об одно и то же. И эта преемственность требует уважения и послушания. И для того, чтобы в этом отношении было меньше вопросов и больше дел, Бог говорит – слушайтесь. Слушайте отца, слушайте старших, слушайтесь властей, «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». И мы помним, что если мы этого не делаем, то «это не полезно для вас».
Можно сказать, что структурное построение — оно для того, чтобы все правила, которым Бог желает нас научить, были быстрее приняты людьми. Чтобы люди быстрее вошли в радость жизни с Господом. Чтобы избегали распространенных ошибок. «В жизни еще так много грабель, на которые не ступала нога человека»… И вот одна крайность, когда люди говорят, что не нужна структура.
Другая крайность заключается в том, что структура может угасить то движение Божие, либо лишить человека личной ответственности за принятие решения, за изучение Слова, за хождение в Духе. И мы думаем, что нам очень важно учиться двигаться тем путем, который Бог указывает в Писании. И установление структуры крайне важно. Но это не лишает нас ни права, ни ответственности в построении своих отношений с Богом, в том чтобы нести то служение, которое Он доверяет нам. Структура и духовность не противоречат, а дополняют и упорядочивают друг друга.
Помнится, один человек говорил: «Попал на домашнюю группу, было очень классно. Долго говорили, и не те 2 часа, как по каким-то там планам, а часов 6. И было великолепно, настоящее Божье присутствие, все были равны, там не было руководителя.» И у него спрашивают: «Сколько всего из этого времени говорил ты?» И оказалось, что он больше всех и говорил. И стало понятно, что же ему на самом деле понравилось… Интересно было бы послушать мнение других людей, которые присутствовали на этой группе и узнать, насколько потом эта группа людей, при такой постановке вопроса, будет плодоносной, когда они устанут долго говорить бесконтрольно и начнут воплощать говоримое в жизнь. Тут и бывает проблема.
Более того, это обычно связано с тем, что люди хотят, чтобы их выслушали, ищут своих интересов, бывают такие «бродячие артисты»: пойду посмотрю туда, пойду посмотрю сюда. И люди ищут под себя, под свои желания, возможность выразить то, что они думают. И кажется нам, что эти люди не думают о том, чтобы что-то сделать для других или достичь кого-то вне собственного круга, вне своих интересов. Открыться изнутри вовне. И правильна мысль – какие будут плоды? – это важный и большой вопрос.
На финал вспоминается интересное толкование, где говорится, что структура, которую Иофор принес Моше и которую Моше принял, она все равно не явилась совершенным ответом на вопрос, потому что потом проблемы продолжались. Бог призвал 70 старейшин, которым дал от духа Моше, от этого духа отца, от духа переживаний. И когда структура и отцовское сердце соединились, тогда все пошло правильнее. Важно, чтобы движение внутри группы, внутри структуры было пропитано Божьей любовью.
Михаил Самсонов и Шимон Поздырка
777 секунд Торы. Итро (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!