Недельная глава Торы — Ки Тецэ
Второзаконие 21:10—25:19
Глава «Ки тецэ» (когда выйдешь) содержит в себе массу законов, запретов и предписаний. Вот они о чём:
- Пленение красавицы.
- Права первенца.
- О беспутном сыне.
- Возврат пропажи.
- О птичьем гнезде.
- Ограждение крыши дома и другие законы.
- Наказание мужа-клеветника.
- Наказание за измену и изнасилование.
- О статусе некоторых евреев и инородцев.
- Ряд предписаний социального характера.
- Процедура развода.
- Забота о бедных и обездоленных.
- Наказание провинившегося.
- Отношение между девером и вдовой бездетного брата.
- Соблюдать правильность мер и весов.
- Уничтожить Амалика.
Хочется остановиться всего на нескольких моментах, чтобы извлечь уроки из прошлого. А именно:
«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Второзаконие 21:10-14).
Как и в предыдущих главах, в этой главе Бог учит свой народ посредством законов и заповедей. Одно из указаний, которое получил Израиль, касалось их отношения к врагам. Когда Израиль выходил на войну, у них были ясные законы в отношении пленных. Евреи знали, что делать с пленными женщинами. У других народов пленница, которую воины брали силой, являлась наградой за победу. Ни о какой пощаде или смягчении приговора не могло идти и речи. Её отдавали «сильнейшему», и он делал с ней всё, что посчитает нужным. Однако Бог для Израиля создал иные предписания. В этих законах явно прослеживается Божий характер и Его милосердие даже к врагам.
По Божьему предписанию, к женщине, которую захватили на войне, необходимо было проявить уважение, которое выражалось в нескольких моментах. А именно: пленной женщине надо было дать возможность привести себя в порядок, после чего брать её в жены. Но это ещё не все. Ей разрешалось оплакивать отца и мать целый месяц. Но если вдруг она разонравилась своему мужу, то он не мог сделать её себе рабой, а должен был отпустить её, куда она скажет. Такое сострадание к завоеванным народам не проявлялась в те ветхозаветные времена почти никогда.
«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, - то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства» (Второзаконие 21:15-17).
В стихах 15-17 говорится о наследовании первородства в Израиле. Справедливость — это качество Божье, которое Он через Свои заповеди хотел передать всему Израилю. Именно поэтому любой мужчина знал, что в независимости от отношения к жене (любимая или нелюбимая), он должен был справедливо поступить по отношению к наследникам: кто первенец – тому и двойная часть наследства. Зная эти законы и повинуясь им, человек не давал места своим эмоциям и чувствам. Решения по отношению к наследникам исходило не от ситуации и настроения отца, а от Божьей милости и справедливости. Наследники при таком законе чувствовали себя уверенно.
В конце главы говорится об Амалике:
«Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь» (Второзаконие 25:17-19).
Амаликитяне — могущественное кочевое племя, занимавшее пространство между Палестиной и Египтом в северной части Синайского полуострова. За их беспричинное и коварное нападение на народ Божий Господь решил совершенно изгладить память Амалика из поднебесной (Исход 17.14).
В главе «Ки тецэ» Господь говорит о том, чтобы Израиль не забыл про уничтожение этого нечестивого народа. Впоследствии амаликитяне были поражены Гедеоном (Судей 7.9-25), Саулом (1 Царств 15.2-7), Давидом (1 Царств 30.8-20) и, наконец, по слову Господню они были совершенно уничтожены коленом Симеоновым (1 Паралипоменон 4.43).
Амалик олицетворяет этот мир и грех, который постоянно хочет нас поработить. Однако мы должны вступать с ним в открытую войну и бороться постоянно, до полной победы. И как Господь расправился с Амаликом, так и нам надо уничтожать свою тягу к миру и греху. И Господь победит в нас! Господом не останется не исполнено никакое слово. Нам надо быть Ему послушными, чтобы, несмотря на то, как мы понимаем, исполнять Его волю.
Пусть Господь поможет нам и с Ним мы победим!
С уважением, Родион, раввин мессианской общины Запорожья
Последнее: 26.07. Спасибо!