Недельная глава Торы — Мишпатим
(«Уставы») — Исход 21–24
Недельный раздел «Мишпатим» представляет собой первый свод данных Богом практических законов, устанавливающих общественные отношения, с тем, чтобы на их основе построить справедливое и Богобоязненное общество. Тора говорит о законах финансового права и права уголовного, о компенсации за причиненный ущерб и о семейном законодательстве.
Но, безусловно, один из важнейших моментов данного раздела – это дарование Торы народу Израильскому.
Понятие «Тора Израиля» имеет многообразное и сложное содержание. Поскольку наше исследование относится к взгляду на Писания с точки зрения еврейского народа, нам необходимо понимать, что подразумевается в иудаизме, когда идет речь о Писаниях. Поэтому мы разберем основные понятия, относящиеся к книгам, которые оказывают влияние на формирование еврейского мышления.
Тора — означает на иврите «учение, наставление». Понятие Торы может по разному рассматриваться в еврейском сознании. В это понятия входят в зависимости от ситуации различные значения. Еврейская традиция различает следующие части Торы:
Письменная Тора — (на иврите «Тора шебихтав») — в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижием (первые пять книг Моисея), а на иврите — Хумаш), которую получил еврейский народ от Всевышнего на горе Синай более трех тысяч лет тому назад.
Танах — . Слово Танах является аббревиатурой слов «Тора», «Невийм», «Ктувйм», означающих «Учение»,"Пророки", «Писания». В христианской традиции эта часть книг известна как Ветхий Завет. Когда евреев называют «народом книги», часто имеется в виду именно эта Книга — Танах.
Устная Тора («Тора шебеалпэ») — вся остальная часть еврейского учения; называется она «Устной» потому, что, в отличие от Письменной, передавалась устно от одного поколения к другому и только после завоевания древнего Израиля Римом, когда угрожала опасность потери традиции, наиболее важные ее части были записаны.
Талмуд — Самая изучаемая книга устной традиции. Хотя слово Талмуд знакомо многим, неевреи и евреи, далекие от традиции, обычно не имеют ни малейшего представления о содержании Талмуда. Именно Талмуд во все времена был той книгой, которая определяла понятие еврейской «учености». Талмуд состоит из двух частей: меньшая — Мишна и большая — Гмара; при этом текст Мишны приводится не отдельно, а внутри текста Гмары.
В общем значении по своему содержанию книги Устной Торы делятся на галахическую литературу (от слова «галахот» — законы и правила поведения) и аггадическую литературу (от слова «агада» — сказание, легенда). Аггадическая литература представляет собой классическую еврейскую «художественную» литературу, известную в основном сочинениями по этике и истории.
Есть еще много других книг, оказавших большое влияние на еврейскую жизнь и широко изучаемых в повседневной жизни. В рамках нашего разбора мы не будем их касаться.
Важно понимать, что на формирование еврейской традиции оказывают влияние не только книги Танаха, но так же книги, относящиеся к Устной Торе. Причем это влияние на много больше, чем может показаться. Когда вы общаетесь с ортодоксальным евреем, вы можете использовать понятие «Тора» подразумевая, что речь идет о первых пяти книгах Библии. Но когда ортодоксальный еврей говорит «Тора», он может иметь в виду и Письменную, и Устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как нечто единое и цельное; она относится к Устной Торе с таким же уважением, как и к Письменной. Поэтому для него все эти книги будут авторитетными источниками, на основании которых он должен строить свою жизнь. И даже можно сказать с уверенностью, что ссылки на Устную Тору для него будут более существенными, чем на книги Танаха.
Для нас необходимо разбираться в этих моментах при общении с представителями еврейского народа.
Мессианский иудаизм использует для построения теологических понятий строго записанное Слово. Устная Тора рассматривается мессианскими верующими как часть наследия еврейского народа, но ни в коем случае не может рассматриваться как постановления от Бога, которые необходимо исполнять для наследования спасения.
Для того, чтобы разобраться в том, что же Библия говорит нам о слове Бога мы попробуем исследовать некоторые места Писания о месте записанного закона, и есть ли в Писании место Устной Торе.
4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:4-8)
Итак, мы видим как была дарована Тора народу Израильскому. Порядок очевиден — Моисей написал, прочитал в слух народа и согласно прочитанному, народ принес клятву. Это не был вольный пересказ Моисея слов, услышанных от Бога. Было конкретное, записанное слово и конкретная книга. Услышав прочитанное и согласившись с этим, народ Израильский заключил завет с Богом.
Договоры, заключаемые между сторонами записывались, для того, чтобы придать им фиксированную, законченную форму, и сделать их условия обязательными.
Мы можем читать в Библии правила, которые были определены для царей Израильских. Положение власти делало их более уязвимыми по отношению ко греху. Поэтому каждый из них должен был списать для себя книгу закона и научаться из нее постоянно.
18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
(Втор.17:18-20)
Не устное постановления, а именно письменный закон должен был наставлять царя в его царствовании.
58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего,
59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
60 и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;
61 и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;
62 и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.
(Втор.28:58-62)
На основании записанного, письменного закона на народ приходили либо благословения либо проклятия. Завет был записан для наставления и руководства. Проклятия были записаны как предостережения для будущих поколений.
9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.
10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей,
11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;
12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;
13 и сыны их, которые не знают [сего], услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.
(Втор.31:9-13)
Руководством для будущих поколений должен был являться записанный закон. Именно его должны были читать священники для народа, научая мужчин, женщин и детей заповедям Бога.
Книга, написанная Моисеем, имела законченный вид. Не говорится о том, что это черновик или проект закона, но что эта книга была закончена. Именно записанная книга была свидетельством против народа Израильского в их неверности.
В соответствии с Писанием, именно на основании Письменного закона был заключен завет Бога с Израилем. Именно Письменный закон обусловливал надлежащее правление и являлся основанием, по которому следовало судить правителя. Неповиновение Письменному закону влекло за собой суд и изгнание, а повиновение обеспечивало помилование и оправдание. Именно Письменному закону нужно было учить будущие поколения. Устный закон не упоминается.
Поэтому мессианский иудаизм не рассматривает книги Устной Торы как руководство для своей жизни, и тем более не рассматривает их как Слово Божье.
Александр Шайнога
Последнее: 26.07. Спасибо!
Видно руку мастера, спасибо Саша