Недельная глава Торы — Шофтим
Краткое содержание главы:
По всей территории Израиля должны быть судьи и исполнители закона. Суд должен быть справедливым и нелицеприятным... "Не извращай правосудие и будь беспристрастным. Не бери взятки, потому что взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает слова праведников. (Второзаконие 16:19 RSZ) Следуй правосудию и только правосудию, чтобы жить и владеть землей, которую дает тебе Господь, твой Бог. (Второзаконие 16:20 RSZ) Из Торы «Справедливости за справедливостью достигай, чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Единый, Бог твой, даёт тебе.»
Нельзя сажать деревьев у жертвенника Втор, 16:22 «и не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой. Лев 26:1» (- жертвенник ханаанской богини- Ашеры, чей символ — дерево);
Не приносить в жертву Господу увечных животных.
Человек, поклоняющийся идолам заслуживает публичной казни. Свидетелей должно быть не менее двух, желательно — трое, и первые камни должны в преступника бросить сами свидетели.
Вопросы судебного и ритуального характера, которые не могут решить судьи на местах, должны быть решены в "центральном месте, избранном Господом.
Если евреи захотят, подобно окружающим народам, избрать себе царя, это им не запрещается; но царь в таком случае должен быть выбран Богом ; еврейский царь не должен быть неевреем, ему запрещено накапливать чрезмерное имущество (жён, деньги, коней) и возвращать народ в Египет; он должен изучать Тору и соблюдать её законы и даже обязан своеручно переписать Закон Божий, он не должен считать себя выше своих подданных,
Священникам, левитам и всему роду Леви не будет удела на Земле Израиля; кормить их должны приносимые жертвы. Левит, приходящий в столицу из любого места, имеет право на равную долю среди всех левитов, стоящих в Храме.
Колдовство и гадание запрещено. Для любого совета Единый Бог даст народу пророков, ясно слышащих Его Голос . Тот, кто не поверит словам пророка, сказанным от Имени Единого Бога, понесёт ответственность. С другой стороны, пророк, говорящий народу не то, что говорит ему Господь, подлежит смерти.
Повторение и расширенное рассмотрение заповеди о городах-убежищах.
Нельзя человеку расширять свои границы за счёт удела другого.
Одного свидетеля недостаточно для всякого судебного разбирательства: нужны двое или трое. Лжесвидетель наказывается так, как наказан был бы человек, осуждённый по его свидетельству.
Законы о войне: не страшиться врагов — Господь с нами; перед войной коэну надлежит говорить с народом. Освобождаются от воинской повинности во время войны: человек, построивший новый дом и не освятивший его; человек, посадивший виноградник и не собравший первого урожая; человек, посватавшийся к женщине и не сыгравший свадьбу (после свадьбы человек освобождается от воинской повинности на целый год по закону). Любой человек, испытывающий страх, освобождается от военной службы без всяких последствий для себя. Любому городу, с которым ведётся война, надо вначале предложить мир. Запрет рубить плодоносные деревья вокруг вражеского города.
Закон о мертвеце, найденном в поле. Искупительная жертва, которую должны принести старейшины города, ближайшего к месту, где найден мертвец.
А судьи кто?— так начинается монолог Чацкого в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Слово шофтим — название главы и первое слово в ней — означает «судьи».
Суд — одна из важнейших составляющих мироздания по Торе. Сам Бог называется словом «Элоhим», которое означает «суд, судейская коллегия, авторитет». Во главе еврейского народа стоит именно судья: даже если евреи назначат себе царя , это будет в первую очередь судья с дополнительными полномочиями.
Отк 11:17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
Человек не может быть судьёй самому себе. Человек может проверять себя через написанное, безупречное слово Божье, но Если у человека нет внешнего индикатора, который говорит ему, верной ли он идёт дорогой, то, каким бы праведным он ни был в начале пути, он обязательно с него собьётся. Примером тому — коммунисты рубежа XIX-XX веков, многие из которых действительно были изначально пламенными альтруистами и борцами за добро. Но если я доверю Богу это право, я полностью доверяю Ему и закону Писания, а так же слушаю Его голос Духа Святого в собственной душе.
Иак 4:10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
А в человеческом обществе, в государстве, судьи должны быть людьми, как и исполнители закона (милиционеры).
Рим 13:2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
С переходом к оседлому образу жизни народ переходит к жизни без Моше, и Моше это знает. Поэтому — фраза «ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных» (16,19), неожиданная в законодательном тексте. Моше пытается передать следующим поколениям Божье понимание о коррупции которая развращает общество. И — сразу после этой фразы — следует формула, которая, возможно, является ключевой для всей этой главы:
Следуй правосудию и только правосудию, чтобы жить и владеть землей, которую дает тебе Господь, твой Бог. (Второзаконие 16:20 RSZ)
Справедливости за справедливостью достигай (в оригинале: цедек цедек тирдоф), чтобы ты жил и унаследовал землю.
Еврейский народ не был сотворен из ничего: он был «развит», «выведен» . Ам зу-канита, народ, который Ты создал развивая его как одно целое с Богом — говорит Моше о евреях .
Как матери, создающей в себе ребенка, так Господь развивал свое детище " Израиль " . Это похоже на то, как Ева жена Адама, после первых родов в истории человечества сказала — я развила (в оригинале канити — от глагола кана) человека с помощью Господа (Берешит 4,1). Первого ребёнка в истории человечества она и назвала «Каин» — буквально «плод развития с помощью Всевышнего».
Фразой «справедливости за справедливостью достигай» Моше завещает еврейскому народу путь постоянного развития отношений.
Но эти отношения не в силах развить без «Брит хаДаша» Нового Завета. Да, Тора остаётся неизменяемой, зафиксированной книгой, в которой слова — и даже буквы — не будут меняться. Но в каждом поколении мы оказываемся способны прочитать Тору иначе, и в каждом поколении она говорит с нами на нашем языке. В этом уникальное свойство этой Книги.
А судьи кто? — каждый из нас, в некотором роде, судья — мы не должны судить людей по меркам прошлых времён. Руководствуясь Торой, мы тем не менее должны не судить , а распознавать, различать.
Мат 7:13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Мат 7:1 Не судите, да не судимы будете,
Не судите по тем моральным меркам, которых они смогли достичь в пустыне — и не бояться уйти от религиозного иудаизма; достигать справедливости за справедливостью. Это вовсе не означает, что мы должны перенимать нравственные мировоззрения тех, кто нас окружает (язычников и «светского»еврейского общества); напротив, развиваясь в рамках Нового Завета всемогущего Бога, мы можем служить нравственным эталоном для окружающих. Именно таким видели пророки назначение евреев, принявших Иешуа как Мессию, который и есть — ор гойим (свет народам мира; Йешаъягу /Исайя/ 42,6);
«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Ис 49:6, Деян 13:47»
И это Свет всего человечества — исполнения пророчества об объединении всех народов в единое целое, живущее в полном мире и согласии и служащее Иешуа Мессии — каждый на своем языке, но без войн и раздоров (Йешаъягу 2,2-4; /Михей/ 4,1-4).
Исайя 2 :1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
2. Поставишь над собой царя
Когда ты придёшь в страну, которую Бог твой, даёт тебе, и унаследуешь её, и заселишь её, и скажешь: «поставлю-ка я себе царя, как все народы, которые окружают меня». (Тогда) ты действительно поставишь над собой царя, которого изберёт Бог твой; из ряда братьев своих поставишь над собой царя, не сможешь поставить над собой царя-чужака, который не брат тебе (17,14-15).
Здесь (и в следующих стихах) даны ограничения, которым нужно следовать в том случае, если народ — помимо системы судей, описанной в этой главе — всё же захочет царя. Если бы назначение царя было заповедью, это сделал бы Йеhошуа, наследник Моше, при котором народ унаследовал и заселил эту землю, перед своей смертью. Если бы это было заповедью, не так отозвался бы Бог пророку Шмуэлю на желание народа короновать царя через три с половиной века после заселения Земли Израиля
"это не ты Самуил надоел им: это Я надоел им, царствуя над ними. "
Власть доброго, мудрого и справедливого царя — лучший, пожалуй, вид власти, который можно придумать. Он лучше демократии — ведь «большинство» далеко не всегда знает, чтó ему нужно. Беда в том, что цари редко бывают добрыми, мудрыми и справедливыми. Законы Торы о царе, данные в нашей главе, призваны направить монарха на путь добра, мудрости и справедливости. История еврейского царства показала, что наличия этих законов недостаточно: даже Соломон строитель Храма, копил себе и богатства, и коней, и жён, что хорошо соответствовало тогдашней мировой политике, но не соответствует нашему закону о царях. Во времена Второго Храма войны между престолонаследниками привели евреев под римскую власть, а оттуда дорога оказалась недолгой и в изгнание. Но остаётся надежда на истинное царство, когда царь будет соблюдать законы Единого и не возвышаться над своими подданными: такой царь и имеется в виду, когда говорят о приходе Машиаха — Помазанника.
Откровение: "будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
« Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.»
Мат27:37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
Это будет живой Царь возвращающий в общественную жизнь дух Закона, описанного в Торе. Первый приход Иешуа Машиаха не призван нарушить или изменить Тору — он должен был реализовать ее.
Иешуа сам говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»
Да, Он был реформатором; но если « современные иудейские реформисты иудаизма» пытаются сделать так, чтобы евреи шагали "в ногу со временем кабалы, спиритизма и человеческой догматики ", то Машиах Иешуа, на основании Исайи 53 сделал так, чтобы евреи смогли шагнуть в ногу с Богом.
3. Покорение городов
Гал 3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Быт 12:3
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
Если ты приблизишься к городу, чтобы воевать с ним, вначале призови его к миру. Тогда, если миром ответит он тебе, и откроет тебе ворота, тогда все люди, находящиеся в городе, выплатят тебе дань и пусть работают на тебя. Но если он (город) не согласится на мир с тобою, пойдет на тебя войной — осаждай его. И даст его , Бог твой, в руки твои, и истребишь ты мужей его мечом. Только женщин и детей, и скот, и всё, что в городе будет, все трофеи забери себе — и будешь питаться захваченным у врагов, которых отдал тебе Бог твой.
Так делать будешь со всеми городами, (расположенными) очень далеко от тебя, которые не относятся к городам этих народов, что здесь.
В Новом Завете мы видим теже принципы для проповеди Благой Вести:
Мат10:12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Все мужчины, оставшиеся в городе, по определению считаются воинами и уничтожаются. Женщины, дети, скот и имущество забирают победители. А в случае «семи народов» уничтожению подлежат и женщины, дети и даже скот. Это кажется жестоким? Но в любом поколении справедливость должна защищать не только врагов, но и своих. И даже в далёкие времена фраза Торы «чтобы они не научили вас делать всю их мерзость» (20,18) комментировалась так (в различных источниках): если они (люди этих народов) раскаиваются и обязуются изменить свои обычаи, их оставляют в живых. По сути дела, эта заповедь служила чем-то вроде стратегического оружия. Под угрозой уничтожения многие племена Ханаана оставляли свои обычаи, противоречившие Торе, и становились евреям добрыми соседями, а зачастую входили в состав еврейского народа, как это было с блудницей Рахав. Аравна-иевусей (иевусеи — один из «семи народов») не только не был уничтожен Давидом: Храмовая гора была куплена Давидом у Аравны за полную цену. А Урия-хетт, воин Давида, не подвергался никаким преследованиям за своё происхождение (возможно, он или его предки просто перешли в еврейство): пострадал он только за то, что у него была красавица-жена, а великий Давид не последовал на этот раз закону Торы...
Внешнее обращение в иудаизм всегда было частью правил Божьего возвращения евреев в обетованную землю, и захват городов также имеет принцип гиюра, обращения. Этот же подход приняла ранняя мессианская община .
Дея15:17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
С уважением, Валентин, раввин мессианской общины Одессы
Еврейский народ не был сотворен из ничего: он был «развит», «выведен». Ам зу-канита, народ, который Ты создал развивая его как одно целое с Богом — говорит Моше о евреях .
Последнее: 26.07. Спасибо!
Шалом! Хорошо было-бы поблагодарить написавшего эту статью, даже если не совсем согласны... Мир Божий пусть пребудет с вами Валентин.