Недельная глава Торы — Вайеце
«Вайеце» - слово, с которого начинается данный раздел Торы (Брешит 28/10-32/3). И так, "Вайеце" это «И вышел…».
Хотя, надо заметить, что Яаков, скорее бежал. Бежал от мести брата, в чем, как и раньше, его надоумила на это мама. Она знала, что Эйсав опасен для Яакова, и, кроме всего прочего, Ребеке докучали невестки, жены Эйсава. Она боялась, что младший сын приведет таких же жен, хеттянок, в её дом. Вот и уговорила его бежать к её брату Лавану в Харран.
Итак, в «Вайеце» рассказывается об исходе нашего праотца Яакова, сына Ицхака в Харран. Яков прожил там 20 лет, тяжело трудился, женился и родил родоначальников будущих колен Израиля. Заканчивается глава рассказом о возвращении Яакова из Харрана в Святую Землю.
Лестница Якова
В начале раздела мы узнаем о потрясающем событии, который сегодня мы называем «Лестницой Яакова». Этот чудесный сон, ниспосланный Всевышним, завораживает. ...
Чего хотел Бог? Для кого было важно, чтобы Яаков увидел этот сон, для Бога или для Якова?
Очевидно, что наш праотец, вынужденно «вайеце», чтобы просто устроить свою жизнь. Он хотел избежать мести брата за совершенный обман, жениться, и хорошо устроить свою жизнь. Яаков не только хотел, но и решительно действовал, стремясь к благословенной жизни. Не похоже, чтобы великие планы Всевышнего были его заботой.
Но он тот человек, на кого у Того, Кто смотрит сверху, есть серьезный план. Бог открыл Свой план Яакову. И вот
«…И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Б-жий восходят и нисходят по ней. И вот, Г-сподь стоит при нем и говорит: Я Г-сподь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе. И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Г-сподь присутствует на месте этом, а я не знал!
Знаете ли вы, что «Лестницу Яакова» видел не только Яаков…
В Евангелии от Иоан.1/51 сказано, что Мессия предупредил о способности видеть небеса открытыми: И ещё сказал Иешуа: "Истинно говорю Я тебе, увидишь ты, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, спускающихся и поднимающихся к Сыну Человеческому».
Позже, когда побивали камнями Стефана, это произошло: Деяния 7/55-56 «Стефан же, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога. - Смотрите, — сказал он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога!»
Урок Торы:
Видеть открытые небеса – привилегия Божьих слуг. Как нам видеть небеса? Иногда, люди хотят просто что-то видеть, ради остроты ощущений. Но навряд ли найдется человек, который захотел бы побывать на месте Стефана! Ведь именно ему и именно в тот трудный и последний момент его жизни Господь открыл для него небеса и дал ему Себя увидеть.
«А Яаков не собирался погибать?» — скажете вы. Да. Но Яакову предстояло пройти длинный и трудный путь. Ему нужно было, по-человечески, выдержать многое, не сломаться, не наделать глупостей. Ведь он был одинок (без своей семьи) в доме дяди, используемым и бессовестно обманываем. А ему ещё предстоит стать Израилем!
Видеть Небеса необходимо для исполнения чего-то великого, ради Его имени. Бог дает понимать или, если хотите, «видеть глазами веры» Свой план, он поддерживает и укрепляет нас, чтобы мы не «ослабели душами нашими» исполняя Его волю. Он знает как, чем именно и когда нас укрепить.
Немного от Бэйт-Эйл [1]
«…И нарек имя месту тому Бэйт-Эйл; а первоначальное имя того города Луз» (28:19)
Бэйт-Эйл или, как его называют часто Вефиль, означает «дом Божий»:
Вот, что мы можем знать об этом месте из Писаний:
Яаков, по велению Господа, устроил в Бэйт-Эйле (Б-Э) жертвенник. Во время установления границ Луз и Б-Э. представлялись разным и городами (Нав 16:2). Еще во времена Авраама Б-Э. являлся священным местом, где Авраам установил жертвенник Господу (Брешит 12:8; 13:3) Согласно 1Цар 7:16, во времена пророка и судьи Самуила Б-Э также был важным религиозным центром, а позже в нем находилась большая школа пророков (4Цар 2:3). Иеровоам превратил Б-Э в центр поклонения золотым статуям быков. (3Цар 12:28 и след.), причем город стал «святыней царя и домом царским» (Ам 7:13). Наверное, золотые быки мыслились не как божества, а как престолы незримо восседавшего на них Яхве.
Поскольку в Б-Э совершалось идолослужение, то святилище было разрушено Иосией в ходе проводившихся им реформ (4Цар 23:15-18). Б-Э стоял на горе Ефремовой (Суд 4:5), на границе удела колена Ефрема (Нав 18:13), юго-западнее Шилоама, на дороге, ведущей в Сихем (Суд 21:19), западнее Гая (Нав 7:2) и северо-восточнее Рамы (Суд 4:5). Точное описание местоположения города позволяет идентифицировать его с современным Телль-Бейтином (в арабсоком языке конечное «л» часто переходит в «н»), расположенном в 19 км севернее Иерусалима. Раскопки в Б-Э сделали возможной подробную реконструкцию строений среднего периода бронзового века.
Рахель любимая жена, Лия счастливая мать
«И полюбил Яаков Рахель, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахель, дочь твою младшую.»
Возможно, вам интересно узнать, что Рахе́ль (ивр. רָחֵל) — «овечка».
Рахель и Лея — две сестры и две жены Яакова, две праматери еврейского народа, две могущественные и совершенно не похожие друг на друга личности.
Рахель была первой любовью Яакова и главной для него женой. Но Лея стала первой женой, на которой он женился фактически, она стала матерью его старших сыновей и большей части всех детей.
Как могла произойти подмена? Как удалось провести Яакова, выдав Лею за Рахель? Некоторые считают, что сама Рахель не только хранила молчание, но и помогла сестре участвовать в обмане. Возможно, это был шантаж Лавана, который не соглашался выдать замуж Рахель без Леи?..
Действительно ли нельзя было, по обычаям, выдавать вторую дочь замуж, когда первая не имеет ещё мужа? Возможно. Но также плохое зрение или почти слепота Леи могла оставить её без брака и потомства вообще. Да и Лаван был человеком, искавшим выгоду во всем: жены Яакова стали с ним одной семьей с разницей в неделю, а Яаков рабом на 14 лет!
… Много факторов в совокупности помогли произойти подмене женщин.
Лея имела боль «нелюбимой» жены, и единственное утешение, которая она находила в их общих детях. Господь видел отверженность её, и компенсировал её детьми. Большинство детей Яакову родила именно она: Женщины ревновали, соревновались, конкурировали и шли на хитрости «деля» мужа на двоих.
Рахель в еврейской традиции стала символом матери, причем специфическим символом еврейской матери, стенающей о судьбе своих сыновей — сынов Израиля: "Рахель плачет о детях своих и не может утешиться" (Ирмеягу 31:15). Именно поэтому ее могила в Бейт-Лехеме стала местом паломничества для тех, кого постигло горе, особенно для женщин.
Может быть, образ Рахели приобрел такую эмоциональную окраску потому, что она сама познала тоску неосуществленной женской мечты и умерла в муках. История Рахели, ее отношения с Яаковом полны стремлений, ожиданий, надежд, которым так и не суждено было реализоваться полностью. Это горький образ человека, который, казалось бы, имел все, но не получил того, к чему стремился, и ушел из жизни в момент, когда его желания только начали осуществляться.
Рахель, не смотря на её образ в книге Брейшит любимой жены, остается в представлении народа как мать скорбящая, а Лея — как мать счастливая.
Уроки Торы:
Вам Рахель казалась счастливой и в лучшем положении, чем Лея? Это ошибка.
Ис.55:8 Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Господа;
С уважением, Инна-Эстер, руководитель мессианской общины г. Черновцы
[1] Использована информация из Библейского словаря Брокгауза
Последнее: 26.07. Спасибо!
«Он хотел избежать мести брата за совершенный обман, жениться, и хорошо устроить свою жизнь... Не похоже, чтобы великие планы Всевышнего были его заботой.» (Цитата) Во всяком случае Яаков зрел в корень и знал, где искать и у Кого искать благословенной жизни, и все таки он был сыном обетования поэтому, его планы неизбежно должны были соприкоснуться и скорректироваться с планами Господа. И так получается, что история одной семьи (начиная от Авраама) впоследствии влияет на историю народа и человечества в целом. И что еще хотелось бы отметить, как наблюдение, начиная с главы Лех-Леха и по Ваейце, одну мысль:что Бог суверенно и милостиво создавал Израиль! Что народ Израиля не образовался сам по себе, как бы естественным образом, а только по милости и воле Божьей. Не стоит об этом забывать.