Несовершенства делают воскресные дни ещё прекраснее

Несовершенства делают воскресные дни ещё прекраснее

Почему в церковных богослужениях бывает столько нелепостей?

Во время чтения Писания человек открывает не ту страницу или спотыкается на длинном перечне еврейских имён, произношение которых он предварительно не отрепетировал. Слайды презентации снова и снова не хотят переключаться. Необычайно увлечённый прихожанин с необычайно громким голосом дольше всех держит последнюю ноту каждой песни, и это краткое соло заставляет одних нервно хихикать, а других содрогаться. Гитарист начинает играть гимн не в той тональности, и это становится ясно всем, поскольку руководитель пения оборачивается, чтобы одарить его «особенным взглядом».

Признаюсь, эти человеческие ошибки и причуды порой выводят меня из себя. «Ведь я пришёл, чтобы сконцентрировать всё своё внимание на Господе! А ваши промахи отвлекают меня от поклонения!» — ворчит моя самодовольная душа. А может, проблема на самом деле не в безалаберности других, а в том, какие ожидания мы связываем с совместным поклонением.

Развенчивая потребительское отношение

Мы живём в эпоху потребления. Мы научились ценить безупречный профессионализм и ждём, что им будет отмечено любое наше взаимодействие с людьми. Это касается всех сфер нашей повседневной жизни: от телепередач, которые мы смотрим, до «опыта покупки» в местной кофейне Старбакс.

Такие ожидания я называю «потребительскими интуициями». И их нельзя назвать однозначно плохими или неправильными. Но нам следует остерегаться, чтобы не дать этим интуициям власти над нашим отношением к церковным собраниям. Мы посещаем церковь не столько как потребители, желающие воспользоваться неким благом, сколько как поклонники, восхваляющие Бога и наставляющие друг друга.

Церковь в Коринфе была опасно близка к тому, чтобы переоценить внешнюю сторону богослужений. В их культуре ценились ораторы, использующие выразительные риторические приёмы и умеющие себя подать. Павел же, придя в Коринф, использовал совершенно иной подход - «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1:17). Здесь не было места «превосходству слова или мудрости» (1 Кор. 2:1). Павел отвергал поверхностную человекоцентричную «мудрость века сего» с её сосредоточением на одной лишь видимости. Вместо этого, он возвещал «премудрость Божию, тайную, сокровенную» — слово о Христе распятом (1 Кор. 2:6-7).

Другими словами, Павел понимал, как легко наши сердца увлекаются видимостью. Он считал, что в действительности нам нужны не яркие ошеломляющие «переживания», но встреча с истиной, способной преобразить нас. Безупречная подача информации больше обращает наше внимание на передающих её людей. Но, если наши требования не так высоки и мы миримся с небольшими человеческими странностями, то в центре нашего внимания оказывается сверхъестественная евангельская весть.

churchclumsy2

Христиане восхитительно несовершенны

Павел также напоминает коринфянам о них самих:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:26-27).

То есть, с точки зрения мира, этим верующим нечем было хвалиться. Они не были «профессионалами», так же, как и мы.

Следовательно, мы можем допустить, что на церковных богослужениях не всё будет так уж гладко по меркам современных массмедиа. И далее в этом письме Павел продолжает наставлять молодую общину относительно того, что должно быть у них в приоритете, когда они собираются в день Господень:

«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).

Их встречи были не столько хорошо подготовленным представлением, сколько священной возможностью прославить Бога посредством взаимного назидания. И церкви, которые могут себе это позволить, должны вознаграждать своих проповедников (1 Тим. 5:17; Гал 6:6). Однако в вашем среднестатистическом протестантском богослужении именно рядовые прихожане будут выполнять большинство видов деятельности (пение, молитва, чтение Слова, приготовление всего необходимого для вечери Господней). И почему нас должно удивлять то, что волонтёры подчас совершают дилетантские ошибки?

На самом деле, Павел призывает нас относиться с особым уважением к тем членам тела, которые немощны и непризнанны в мире (1 Кор. 12:22-23). Мы нуждаемся друг в друге, в том числе (и даже особенно) в так называемых «неудобных» верующих. (Я поместил слово «неудобные» в кавычки потому, что зачастую «неудобство» человека существует лишь в глазах смотрящего на него.) Так что, вместо того, чтобы раздражаться, когда кто-то запнётся во время молитвы или пения, радуйтесь тому, что в церкви есть место для несовершенных людей. Церковь – не театр, но семья.

churchclumsy3

А как же насчёт стремления к совершенству?

Я ни в коем случае не хочу сказать, что в церковных богослужениях мы должны стремиться к посредственности, или что пасторы должны поощрять членов церкви заниматься теми служениями, к которым у них явно нет дара. Моя идея состоит не в том, чтобы мы стремились всё делать абы как, но лишь чтобы снисходили, когда у кого-то что-то не получается.

Я не против «стремления к совершенству», как такового. Но всё зависит от того, что мы подразумеваем под стремлением к совершенству. Да, мы проявляем почтение к Богу, когда служим Ему от всего сердца. Делать всё во славу Божию (1 Кор. 10:31) – значит наилучшим образом распоряжаться данными нам Богом дарами. Это значит противостоять небрежности. Так что, музыканты, служащие в церкви, хорошо поступят, если будут подражать певцам-левитам, которые были известны тем, что «знали сие дело» (1 Пар. 25:7).

Одно дело – совершенствоваться в том, чтобы служить, помогать и содействовать Божьему народу в его поклонении. Но если под «совершенствованием» мы подразумеваем производство высококачественного продукта, то, боюсь, это свидетельствует о проникновении в наши церкви потребительских интуиций.

Принимая странности

Бог знает, что на самом деле нам нужно, и это не обязательно будет приятное, свободное от всяческих помех, богослужение, которым руководят безупречные с виду люди. Нам нужны собрания членов Его семьи, сообщества, состоящего из слабых, подверженных ошибкам людей. И это будет напоминать нам, что все мы несовершенны. Нам также нужно научиться любить тех, кто ошибается, и ценить их не за то, насколько удачны их «выступления», а просто потому, что они – во Христе.

Единственное совершенное служение поклонения показано нам в Откровении, когда искупленные Богом люди славят Его в новом, воссозданном Им мире. А до тех пор Бог по Своей мудрости допускает на наших собраниях неуклюжие ошибки и неловкие моменты, и делает это исключительно для нашего блага.

Автор — Мэтт Меркер / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!