Если бы кто-то однажды сказал, что вам осталось жить всего пять лет, прожили бы вы этот период жизни лучше и эффективнее, чем возможные оставшиеся десятилетия?
Под словом «жить» я не имею в виду «продолжительность жизни», иначе этот вопрос не стоило бы задавать. Я имею в виду жить бодрствуя, жить целенаправленно, жить, не отвлекаясь на пустые удовольствия. Согласны ли вы с тем, что качество этих пяти лет стало бы гораздо лучше? Могут ли пять лет более живого общения с Богом, Его миром и окружающими нас людьми затмить десятилетия деловой и шумной жизни с небольшой полнотой?
Плыть под звездами, пробуждаясь к жизни, чувствуя дуновение ветерка на своем лице и слышать музыку разбивающихся волн. Как это отличается от унылого перетекания от завтрака к обеду и ужину, от одного эпизода сериала к следующему, живя так год за годом.
Чувствуете ли вы ценность времени? Живете ли вы по-настоящему? Момент, когда вы держите руку супруги или ожидаете в очереди в магазине – все это может обрести новое значение, если учесть, что это происходит рамках той падающей звезды, которую мы называем «жизнь».
Добро, которое я мог бы сделать
Я с недоумением думаю о том, сколько чудесных моментов я упустил, потратив их впустую. Час за часом пролетал незаметно — время, потерянное без сожаления. Столько серебряных монет потрачено впустую; обменено на что-то мелочное и ненужное.
Не оставляя без внимания хорошую новость — а именно, что последнее слово останется не за этим пренебрежением, а за Его милостью — здоровый укор все же ощущается. И скажем так: довольно поучительно. Когда я осознаю ценность времени, огромные возможности, заключенные в любом отрезке времени, я вздыхаю о том, сколько шансов безвозвратно упущено — и это направляет меня к Богу за милостью и помощью, чтобы лучше распорядиться тем временем, которое у меня осталось.
Это особенно верно, когда я думаю о времени, потерянном во время работы — сколько добрых дел, которые могли бы остаться после меня, было упущено из-за моей лени и невнимательности?
Что скрывало от меня это осознание так долго, так это то, что я никогда не считал себя ленивым. Я же всё успеваю. Временами я работал даже очень усердно. Никто бы не посмотрел на меня и не сказал, что я слишком много сплю, или что я пренебрегаю учебой, или что я откладываю сложные дела на неопределенный срок. Но, оглядываясь назад, я понял, что в своей трудовой жизни я слишком часто жил как искушенный ленивец. И вот почему, обратите внимание на эти характеристики.
1. Он медленно начинает
Традиционный ленивец вообще не приступает к выполнению задач. Мы слышим его голос, взывающий из постели: «На улице лев, он может меня растерзать» (Притчи 22:13; 26:13). Он ходил бы на работу, как и все остальные люди, уверяет он нас, если бы не эти звери-убийцы.
Он говорит, что они мешают ему ходить на работу:
На площади бродит лев.
Ездить на работу? — Я не решусь.
Я останусь дома и буду пировать.
— О, этот надоедливый зверь...
Это заточение слишком тяжело!
Он говорит, что они мешают ему ходить в церковь:
Там на скамьях мурлычет лев.
Он грызет кости добрых людей.
Конечно, нельзя же обвинять человека в том,
Что он хочет избежать нападения;
Я подожду до следующей недели,
чтобы услышать благую весть!
И хотя я не оправдываюсь такими дурацкими отговорками, как этот искушенный ленивец, в конце концов, я приступаю к своим делам. Львы, рычащие на улице, не задерживаются на неопределенное время, но они задерживают меня. Когда я смотрю вперед и вижу, что обязанности накапливаются, как гора, я решаю, что мне нужно немного размяться перед работой — может быть, посидеть в социальных сетях, или проверить электронную почту, или на скорую руку перекусить. Сколько часов я потратил впустую на то, чтобы «настроиться на нужный лад» и начать делать что-то сложное?
2. Он быстро сдается
Нам говорят, что обычный ленивый человек «опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего» (Притчи 19:24). Этот образ — его фотография в профиле.
Лентяй приступает к выполнению поставленной задачи. Его рука, как кран, маневрирующий на строительной площадке, поднимается, отклоняется в сторону и опускается в полную чашу. При касании несколько сырных палочек выпрыгивают за борт. Мы продолжаем наблюдать за ним, предвкушая триумфальное возвращение, и ждем, и ждем, и ждем. Гравитация помогла ему на пути вниз, но теперь она бессильна. Путь наверх оказывается слишком тяжелым для него.
Его снова выставили в смешном свете. Пока вокруг бурлит деятельность, он сидит неподвижно, засунув руку в тарелку. Его глаза открыты, но так, что кажутся закрытыми. Его пальцы погружаются в блюдо и остаются там, не желая возвращаться по нерешительному приказу хозяина. Он живой, но не жив. Человек, но не мужчина. Джон Фостер так бы написал на его надгробии: «Здесь лежит человек, который ничего не потерял, будучи погребенным; ибо он так же хорош под землей, как и был наверху» (An Essay on the Improvement of Time, 189).
По милости Божьей я не такой человек. Моя рука возвращается, хотя, возможно, и не сразу. Я наслаждался перерывами в награду за то, что сначала делал то, что и так должен был сделать. Пока этого достаточно, думаю я, не стоит переусердствовать. Более трудолюбивый человек мог бы выполнить ту же задачу без перерывов за более короткий срок. Более трудолюбивый человек мог бы выполнить работу другой жизни, просто воспользовавшись перерывами.
3. Он легко отвлекается
Я внес свой вклад в предприятия, которые наживаются на тех, кто постоянно отвлекается. Каждое текстовое сообщение или видео на Youtube кажется намного интереснее, когда я чем-то занят. Путь каждого рабочего дня предлагает мне множество остановок для отдыха.
Традиционный лентяй также знает силу небольшого отклонения от пути.
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, — и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный» (Притчи 24:33-34)
Сегодняшний вор времени — крошечный человек. Он специализируется на малом. Немного поспать, немного вздремнуть — всего лишь чуть-чуть посидеть в интернете, отправить всего несколько смс, недолго почитать новости в Фейсбуке или посмотреть кабельный спортивный канал.
Он продает отвлекающие факторы в течение рабочего дня, и хотя при необходимости принимает крупные чеки, все же он отдает предпочтение монетам и мелким купюрам — десять минут, пятнадцать, двадцать — знаете, безобидные затраты на складывание рук.
Я же, как искушенный ленивец, начинал и останавливался, трогался и тормозил, как подросток, который впервые учится переключать передачи при вождении машины. И в то время как классический ленивец может не проснуться, пока не лишится всего, я каждый день возвращаюсь домой, всего лишь не досчитавшись нескольких долларов здесь и там. Общую сумму я оценить не могу.
4. Он откладывает более тяжелую работу
Это одна из самых хитрых уловок изощренного ленивца: он работает, но так, чтобы избежать более тяжелой работы. Его можно сравнить с ребенком, который, увидев приближающегося отца, спешит вынести мусор, чтобы его брат остался вместо него копать лопатой. Он предпочитает работать, когда этого нельзя избежать, тем самым избавляя себя от более сложной работы в дальнейшем.
В конечном результате он выглядит как типичный ленивец:
«Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Притчи 24:30-31)
В данном тексте ничего не говорится о том, что ему лень выполнять работу по дому, скорее всего, у него чистая посуда, выстиранная одежда и на кровати лежит одеяло поверх заправленных простыней. Слишком часто я делал более легкую работу в доме и даже не прикасался к той, что сложнее.
Пропавший слуга
Время слишком ценно, чтобы позволить ему так незаметно ускользать. Те, кто прижат к могиле, гораздо лучше понимают его ценность; благословенны мы, если можем пробудиться до того, как приблизимся к этой дремоте. В притче о талантах Иисус пытается помочь нам пробудиться к управлению нашей жизнью.
Трудолюбивому рабу, который доверяет своему господину, верит ему, любит его, знает о привилегированности своего служения и поэтому вкладывает и превращает свои пять талантов в еще пять, Господин говорит:
«Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матфея 25:21)
Нерадивый слуга, который боится своего господина, не доверяет ему и подозрительно относится к его мотивам, зарывает свой талант в землю. Он не теряет его, но и не приумножает. Этому человеку Господин говорит:
«Лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; …негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Матфея 25:26-27, 30)
Я, однако, описываю человека, который не был главным персонажем притчи. Это слуга, которому господин дает пять талантов, но он приносит лишь еще два, а не все пять. Он мог бы принести и больше — но он потратил столько времени на второстепенные вещи.
Независимо от того, пять лет нам осталось или пятьдесят, жизнь — это последнее, что можно потратить впустую. Давайте подумаем, какая слава ожидает верного слугу-христианина. «Хорошо, добрый и верный раб!» — вечная похвала. «Я поставлю тебя над многим» — вечное управление. «Войди в радость господина твоего» — нетленное блаженство жизни с нашим Богом.
Разве это не может помочь нам жить верной жизнью в полном уповании на нашего Спасителя?
Автор — Грег Морзе / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!