Что вам приходит в голову, когда вы слышите заповедь “Непрестанно молитесь”? (1 Фессалоникийцам 5:17).
Сентиментальным людям эти два слова могут грызть совесть как «двойка» в дневнике. Это в очередной раз свидетельствует о скрытом страхе того, что мы терпим неудачу в христианской жизни. У некоторых из нас выходит воспринимать этот призыв как недостижимый идеал; он, возможно, достижим для пасторов, но не для матерей многодетных семей или бизнесменов, которые работают и света белого не видят.
Другие же воспринимают повеление непрестанно молиться, будто команду непрерывно бежать. Мы знаем, что молитва полезна для нас, и мы в самом деле хотим молиться больше, однако мы по-прежнему считаем, что молитва является, скорее, бременем, чем благословением, и скорее потерей сил, чем наслаждением.
Однако ни одна из этих точек зрения не отражает сути заповеди “Непрестанно молитесь”. Данное Божье повеление — это не игра на совести, не мечта монахов и не приказ о выполнении каторжных работ. Это, скорее, призыв стать тем, кем вы были созданы. Это заповедь жить согласно вашим привилегиям в Иисусе Христе. Это призыв наслаждаться общением с Богом целый день, а не только один раз утром. А для тех, кто во Христе, независимо от того, в каких жизненных ситуациях они находятся, это возможно.
Непрестанно?
Разумеется, призыв “непрестанно молиться” не требует от нас, чтобы мы каждый час своего дня проводили на коленях. В этом же письме этот же апостол заповедует выполнять и другие всякие разные обязанности, которые не дают возможности, в буквальном смысле, непрерывно молиться. Фессалоникийцы должны были, к примеру, «работать своими собственными руками», «назидать один другого» и «вразумлять бесчинных» (1 Фессалоникийцам 4:11; 5:11, 14) — то есть совершать все те действия, выполняя которые нам приходится покинуть наши комнаты для молитв и выйти в мир.
Тогда что же воображал Павел, когда писал эту заповедь? «Непрестанно молитесь», будто сыр в бутерброде, зажато между двумя подобными заповедями: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1-е Фессалоникийцам 5:16–18).
Без сомнений, Павел пишет «всегда», «непрестанно» и «за все» («в любых обстоятельствах» — 1-е Фессалоникийцам 5:18, Современный перевод), чтобы поймать на крючок все, что мы делаем. Молитва, равно как и радость и благодарность, должна заполнить собой каждый момент жизни — когда мы бодрствуем и спим, едим и работаем, служим и отдыхаем. Мы не можем молиться каждую секунду, но со временем мы сможем дать молитве заполнить собой все наши жизненные сферы. Мы не можем постоянно ходить со склоненной в молитве головой, но мы можем всегда идти в положении подчинения Богу, будучи готовыми в любой момент излить свои сердца перед Ним.
Те, кто непрестанно молятся, могут в своей речи внезапно начать провозглашать слова молитвы, как это делал Павел (1 Фессалоникийцам 3:11–13; Ефесянам 3:14–19). Такая молитва может начаться в любое время после утренней встречи с Господом, когда мы в каждой трудной ситуации будем просить «Помоги мне», за каждое утешение и радость будем говорить «Спасибо», во всяком искушении будем взывать «Избавь меня» и молить «Укрепи меня» при каждой возможности проявить послушание. Молитва — это не просто свободное «окно» в нашем расписании; это отражение наших сердец, аромат нашего активного времени суток.
Практика непрестанной молитвы
Тогда как же это делать? Бесспорно, никто не может «выработать» этот дух зависимости от Бога по шаблону; никто не может помочь себе прийти к состоянию непрестанной молитвы. Однако, в то же время, никто не может войти в это состояние без каких-либо усилий. Чтобы возрасти в практике непрестанной молитвы, мы можем начать с переосмысления некоторых наших духовных практик и ожиданий, а также с того, чтобы просить Бога наставить нас Своей благодатью.
Дисциплинироваться
Упорядоченные, запланированные молитвы — не враг молитв спонтанных. Как раз наоборот. Спонтанная молитва подобна сиянию славы, исходящей от лица Моисея, которая покоилась на нем после того, как он проводил время в скинии собрания (Исход 34: 34–35).
Непрестанная молитва зависит от упорядоченного, тщательно следуемого расписания, по времени которого мы откладываем все свои дела, кроме молитвы. Многие из нас (и я в том числе) под выражением «тщательно следуемый» подразумевают необходимость постоянного напоминания. Те полчаса, которые были запланированы для молитвы, абсолютно легко со временем превращаются в двадцать минут, затем в пятнадцать, а затем — всего в пару слов, произносимых уже на полпути возвращения к рабочему процессу. Я мог каждое утро, так сказать, «молиться», но это было в спешке, не сосредоточенно, довольствуясь всего-навсего беглым взглядом в сторону Бога, тогда как я мог созерцать Его славу. Другие задачи, многие из которых были хорошими и правильными, постепенно вытесняли то «одно, что только нужно» (Луки 10:42).
Запланированная ежедневная молитва — та самая, благодаря которой возникает молитва спонтанная и непрестанная — требует божественной дисциплины. Если мы хотим продолжать живое общение с Богом, нам необходимо последовать примеру псалмопевцев, апостолов и Самого нашего Господа, которые со всем усердием посвящали часть своего дня, чтобы побыть наедине с Богом (Псалом 118:62; Даниил 6:10; Деяния 3:1; Луки 5:16).
Иметь с собою Слово Божье
В Писании сказано, что молитва — это наш ответ на Божье откровение, человеческий ответ на божественную речь. Мы можем обратиться к Богу только потому, что Бог первым обратился к нам — несомненно, при сотворении, но в особенности через Свое Слово.
Поэтому библейская книга молитв начинается с увещевания о размышлении о Слове Божьем (Псалом 1:2). Последующие восхваления, оплакивания и исповедания — это все плод восхищения «в законе Господнем» и размышления над ним «днем и ночью». Псалмопевцы, вдыхая звуки Слова Божьего, не могут не выдыхать их в молитвенном пении.
И только тогда мы станем непрестанно молиться, когда будем иметь с собою Слово Божье. Когда мы ждем друга и у нас есть несколько минут для молитвы, мы можем начать с повторения отрывка Писания, по которому молились утром. Если бы мы стремились, как сказал Чарльз Сперджен, «вместить пару слов молитвы между всем, что я делаю», мы могли бы использовать запомнившиеся отрывки в качестве подсказок. Когда мы становимся на колени перед сном, мы можем заранее прочитать псалом, чтобы он направил наши слова.
Как дети, слушая голос родителей, учатся говорить, так и мы, слушая нашего Отца, учимся молиться. Чем больше Его слов покоится в наших сердцах, тем с большей готовностью мы будем говорить их Ему.
Сосредоточить все внимание на Боге, слышащем вас
Майкл Ривз в брошюре «Наслаждайся своей молитвенной жизнью» пишет:
Когда вы начинаете повсеместно думать, что молитва — это некое абстрактное действие, «всего-навсего занятие, которое необходимо выполнять», возникает склонность воспринимать молитву как нечто скучное. Вместо этого обратите внимание на то, Кому вы молитесь. Огромную помощь послужит вам то, если вы заранее напомните себе, к Кому вы будете обращаться; это поможет предотвратить отвлечение внимания и изменит вашу молитву (30–31).
Слишком часто я забываю, к Кому я обращаюсь в молитве. Я говорю: «Отец мой», но это всего лишь слова; мой разум сосредоточен на процессе молитвы, а не на Боге, Который меня слышит. Молитва стала «занятием, которое необходимо выполнять», такой же безличной задачей, как стирка.
Мы могли бы молиться чаще и с большим удовольствием, если бы в начале каждой молитвы напоминали себе, к Кому мы обращаемся. Когда мы открываем свои уста в молитве, мы обращаем на себя внимание нашего Всемогущего Отца, Который знает, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него (Матфея 6:7–8). Мы предстаем перед Ним благодаря заслугам Его Сына, Чья кровь и праведность дают нам доступ к Божьему престолу (Ефесянам 2:18). И мы делаем это благодаря силе нашего Помощника, Духа, Который подкрепляет нас в немощах наших (Римлянам 8:26–27).
Если молитва является всего-навсего занятием, которое необходимо выполнять, тогда заповедь «непрестанно молиться» звучит угнетающе. Однако если молитва — это общение с Богом, — с Отцом, Сыном и Духом Святым, — тогда мы слышим эту заповедь по-другому: «Непрестанно наслаждайся общением с Богом. Непрестанно полагайся на Бога. Непрестанно набирайся сил от Бога. И пойми, что Он всегда рядом и всегда верен».
Поверить в то, что вы были созданы для молитвы
Разумеется, ни одна из данных духовных практик не сведет к нулю все наши трудности в молитве. Ни наша громоздкая плоть, ни дьявол никуда еще не делись. Но при каждом упорном усилии в выполнении непрестанной молитвы, в конце каждого дня, прожитого без молитвы, и в те моменты, когда нам кажется, что наши молитвы не уходят дальше дыхания, которое их несет, нам стоит помнить: Бог создал нас для молитвы.
Какое-то время мы можем делать то, для чего мы на самом деле не были созданы, — но лишь определенное время. Женщина, лишённая музыкального слуха, может попытаться петь в опере, или мужчина, у которого из рук все валится, научится жонглировать, однако их ограничения в конечном итоге никуда от них не денутся. Они просто не были созданы для этой задачи. Совершенно иное положение дел мы можем наблюдать в молитве.
Каждый христианин, каким бы незрелым он ни был, имеет в себе Дух Божий, которым взывает: «Авва, Отче!» (Римлянам 8:15; Галатам 4:6). Каждый христианин, каким бы рассеянным он ни был и насколько неясно ни выражал бы свои мысли, — каждый был призван вместе со всем народом Божьим «призывать имя Господа нашего» (Бытие 4:26; Псалом 105:1; 1 Коринфянам 1:2). Каждый христианин, независимо от того, насколько мала его вера, призван просить, искать и стучать в дверь своего Отца (Матфея 7:7–8). Непрестанная молитва — это наше право по рождению и привилегия как детей Божьих; без этого мы — не мы.
В один прекрасный день вам не нужно будет молиться ценой больших усилий. Молитва будет даваться так же легко и естественно, как дыхание, так же приятно, как вкус фруктов с деревьев в Новом Иерусалиме. А пока прилагайте максимум сил, чтобы стать тем, кем вас создал Бог. Просите Его, прославляйте, благодарите своего Отца и исповедуйтесь Ему — и поймете, что Он непрестанно слышит и приходит на помощь.
Автор — Скотт Хаббард / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!