Сегодня мы поговорим о нашем отце Аврааме и прочтём из Евангелия. Вы знаете, что Благая Весть, Евангелие – в древности этим называлось не только четыре Евангелия, но фактически вся Библия и особенно книги Брит Хадаша (Нового Завета).
Послание к Римлянам, 4 глава, с 17-го стиха:
«(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил,
— Авраам, будучи ещё Аврамом —
животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарры в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен (Бог) и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность».
Очень важно!
Когда мы читаем в Новом Завете прямые ссылки на ТаНаХ, на Тору, на книги Пророков, Кетувим (Писания), очень важно не забывать посмотреть: а что ж написано там об этом?
Если мы будем читать 4-ую главу Послания к Римлянам в отрыве от книги Бытия, у нас может сложиться впечатление, что Авраам – это какой-то супермен, сверхчеловек, который никогда не колебался, никогда не сомневался и в невероятных диких обстоятельствах вообще стоял так, как будто бы все человеческие слабости ему были чужды. Нужно понять, что пишет Апостол Шауль (Павел) Духом Святым в этом тексте.
Для того чтобы это понять, давайте мы вернёмся к книге Берейшит (Бытие) и немножко почитаем вот как раз историю рождения обетованного Богом Аврааму ещё, и потом Аврааму, сына Ицхака (Исаака).
Книга Бытие, по-еврейски название Бэрэйшит, по первому слову «В начале». Начинаем с классической 12-ой главы, с 1-го стиха:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение».
«Не только благословлю тебя, но ты сам будешь благословением многим».
Как удержать Божьи благословения
Как важно вот эту вторую часть нам не упускать! Как важно нам, ища себе благословения, помнить, что все те благословения, которые мы хотим получить для себя, они устоят, они утвердятся, мы их действительно не только примем, но и не потеряем, если мы будем использовать их, чтобы благословлять других. Если мы – дети Авраама, то такое мышление должно быть у нас по отношению к любым благословениям, которые мы хотим получить и получили, надеемся получить или потеряли… Да! Надо же оценить, чего же мы их потеряли, и надо увидеть возможно, потому что мы их приватизировали и забыли о том, что эти благословения должны были делать нас благословением для других, а они отделяли нас от других.
Стих 3: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну;...
Что такое? Кто проклянёт злословящих? Враг? К сожалению, Бог. Поэтому, друзья мои, мы ещё поговорим на эту тему. Те, кто злословит потомков Авраама, потомков Авраама по плоти через Исаака, Яакова – это евреев, и потомков Авраама по духу – это верующих в Бога в Авраама, Ицхака, Якова из всех народов; кто злословит его потомков, те будут под очень серьёзным проклятьем. И если с сатаной можно сторговаться (если это его проклятье), то перед Богом можно только покаяться и сдаться Ему, и тогда Его проклятье будет убрано. Понятно, да? Кстати, можете это записать: с Богом сторговаться нельзя! Или мы принимаем Его условия и сдаёмся Ему на Его условиях, и тогда то, что Он накладывал – те наказания, те, извините, проклятья будут сняты. В любом другом случае, если мы думаем, что мы сторговались, то мы сторговались не с Богом, а с «Его обезьяной». (Один мудрый человек в древности назвал сатану «обезьяной Бога». Если хотите, торгуйтесь с обезьяной).
…и благословятся в тебе все племена земные».
Представляете, «все племена земные благословятся в тебе» – невероятно!
Скажите, вам ничего это не напоминает? Потомок Авраама, Машиах Израиля, Мессия Спаситель, скажите, пожалуйста, Он совершил искупление для одного племени, для одного народа, или для всех народов мира?! Понятно, да? Если бы Он не совершил это искупление, то тогда вот это важнейшее благословение и обетование Божье, что «благословятся в тебе все племена земные» – оно было бы нереально. Но именно в потомке Авраама, сыне Давидовом, Йешуа Мессии, реализовалось это обетование Божье – «все племена земные», за все было совершено искупление.
Но форма еврейского глагола «благословятся» такова, что «они благословят себя». То есть это не просто Господь совершил искупление для всех людей, для всех народов, и автоматически они все в него входят, независимо от своих действий, воли, веры и так далее. Нет! Для того чтобы войти в это благословение, совершённое для всех, нужно активное действие веры. Именно верой Авраам проложил дорогу для всех своих потомков.
Итак, мы видим, когда в Библии первый раз это прозвучало. И мы говорим о том, что действительно Б-г пообещал Аврааму великие благословения в его потомках и через его потомков – во всех племенах земных. Как потом выяснилось, не просто через его потомков, но, в первую очередь, через одного его потомка – Машиаха.
Теперь 13 глава, с 12-го стиха:
«Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет».
Скажите, пожалуйста, первый раз Авраам поверил Богу? Поверил! И совершил уникальный исход в истории человечества. Никто кроме него тогда вокруг него не верил Единому Богу, поэтому ему было сказано: «Выйди из Ура Халдейского», который был одной из языческих столиц мира. Но поскольку и в родстве его он был абсолютно первый, кому открылся Бог, потому что он взывал к Нему, то ему было сказано – выйти из дома отца и выйти из родства своего. Но он не сразу в точности последовал, и из-за этого задержался в Хараане. Но, в конечном счёте, он совершил этот подвиг веры, этот удивительный исход!
«Лех Леха» – «Выходя выходи»
Когда Бог выводил Израиля из Египта – Израиль знал, куда он идёт, Израилю было сказано, что это за земля, и какое великолепие его там ожидает. Но Аврааму, который шёл в ту же землю, только не с Запада, а с Востока, ничего этого не было сказано. Ему нужно было идти туда – не знаю куда, и достигнуть того – не знаю чего, и тогда – не знаю когда.
Можете себе представить? То есть он поверил настолько сильно, что совершил «Леха». Он не совершил сразу «Лех Леха» – «Выходя выходи», он наполовину сначала совершил. Но потом уже совершил и «Лех Леха» – «Выходя вышел».
В 13-ой главе мы дочитали до 16-го стиха, а в 17-ом Господь ему говорит: «встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее».
И 18-ый стих: «И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу».
То есть он, по крайней мере, частично не просто поверил внутри, но сделал то, что сказал Господь. Я не буду сейчас углубляться. Возможно, что также и в первом исходе из Ура он не во всей полноте подчинился Богу. Потому что Бог ему сказал:
«пройди по этой земле вдолготу и в широту. Он двинулся и поселился у дубравы Мамре в Хевроне».
Не буду сейчас углубляться в это, можно трактовать – и так, и так. Но возможно, что он не до конца, то есть опять же, в одном направлении прошёл и поселился. Но в любом случае проявил свою веру хотя бы в определённой степени.
Пропускаем 14-ую главу, а 15-ая глава – ключевая. Бытие 15:1:
«После этих происшествий…
Захотите узнать, каких, если до сих пор не знаете, внимательно прочитайте 14-ую главу.
«После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении…
Кому-то из вас было когда-нибудь слово в видении? Если было – поднимите руку. Уважаю! Мне – никогда.
…и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит;...
Кстати, один из традиционных еврейских титулов Бога, взятый из Библии, это маген Авраам – щит Авраама.
…награда твоя весьма велика.
Прекрасные слова – представляете?! Что же отвечает Авраам на это?
Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
Синодальный перевод следует за еврейским текстом: «домочадец мой наследник мой», потому что в еврейском языке это – одно слово. «Домочадец мой» – одно слово и «наследник мой» – одно слово. Это такой точный перевод. В русском оно странно звучит, но именно так переводится:
«вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой».
Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова проявлением безукоризненной непоколебимой верой Авраама в обетования Господа? Кто за то, что являются? А кто за то, что вряд ли? Я с вами согласен – со второй категорией. Читаем дальше:
«И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон…
– хорошее вообще выражение. По-русски это звучит так, что «Бог выгнал Авраама из шатра». Но кто его знает, может в какой-то мере говорит: «Давай, выходи из шатра! Лэх Лэха – давай! Ты засиделся в нём! Поэтому ты начал вариться в естественных мыслях».
Знаете, иногда нам нужно, чтобы Бог вывел нас вон из той привычной среды, в которой мы стали вариться в определённых естественных мыслях и стали отдалятся от Слова Божьего, от обетований Божьих, и Духу Святому всё труднее пробиться к нам через этот рой естественных сомнений, страхов, разочарований, воспоминаний о неудачах прошлого, мыслей о негативных примерах вокруг: «Смотри! Вроде Бог тому человеку обещал, а не получилось! Эта сестра говорила, что у неё есть слово от Господа, что она будет исцелена и померла, как зайчик. Тот брат говорил, что вот-вот-вот: Бог даст мне жену, с которой мы вместе будем служить Господу и завоюем Центральную Африку. Теперь ни Африки, ни центра, ни брата, ни жены, они врозь…» Знаете, бывает разное… Ну и кроме того приходят мысли: «Посмотри на себя! Слушай, кто ты такой?! Ты жалкая ничтожная личность…» Но в принципе мы сами по себе – действительно жалкие и ничтожные личности, правильно?
Нам важно помнить!
Но самое главное – помнить, что нашу жалкость и ничтожность поглотила Жертва Мессии. И сами по себе мы стали нулём, наполненным Божьим содержанием. Вы понимаете? Но когда мы варимся в чём-то таком привычном, когда мы зациклились в каких-то определённых обстоятельствах, когда наш шатёр раскинут позавчера – мы сделали многое, мы дошли позавчера до определённого уровня и предела. Но нам нужно было идти не только вдоль, но потом пройти и вширь. Или мы прошли вширь, и нам теперь нужно пройти вдоль. А мы остановились, установили шатёр, укрылись в нём, сидим, первое время тащимся, тягу ловим, чувствуем себя молодцами, получаем удовольствие от того, как нас Бог любит, как Он нас благословил, какие мы молодцеватые, благословенные, как у нас хорошо всё получается первое время идёт класс! Отлично! Отлично! Незаметно цель с Божьей милости и благодати, с Его любви – переносится на нас самих; акцент с Божьих даров, которые всецело Божьи, а нам даны не по заслугам и не по достоинству, и даже не по святости нашей, а по милости Его – переносится на то, что это мы такие даровитые; акцент того, что это Дух Божий принёс через нас определённые плоды в служении – переносится на то, что это мы такие плодовитые. И мы постепенно обрастаем этим ощущением, какие мы крепыши…
А когда мы становимся крепышами сами в себе, когда мы начинаем любоваться собой или результатами Божьих действий в нашей жизни любоваться – мы перетягиваем часть Божьей славы на себя. Бог этого не терпит! И тогда благодать начинает тихонечко постепенно отходить, и тогда кто начинает приходить? Змейки такие, скорпионки…
Мы сидим, мы не встали, мы не идём, мы застряли. Не мы на них наступаем, а они на нас! Мы застряли в своём шатре, мы засиделись на насиженном месте. И тогда план любования собой переходит в противоположные мысли. Маятник проскакивает золотую середину и качается в противоположную – качнулся в противоположную сторону, и мы начинаем видеть, чего нам не хватает, что у нас не получается. Мы начинаем замечать, что что-то у нас и здесь перестало складываться, и там… И это может правда, а может кажущимся. И опять же мы начинаем замечать негативное, мы ещё не понимаем почему, мы расстраиваемся. Но поскольку мы сосредоточились на себе, вместо того чтобы сказать: «Да, точно! У меня не получается! Только у Бога выходит! Аллилуйя! Слава Богу, Господь, что Ты мне напомнил это! Ну, надо подняться…»
Но поскольку мы сосредоточились на себе, мы начинаем теперь мучиться, наше самомнение, самоуверенность, наша гордость начинает болеть, она уязвляется, мы переживаем, что о нас подумают люди: они думали, что мы такие крутые, что мы такие крепкие в семье, что мы такие преуспевающие в том, что мы такие одарованные в служении, а теперь – что-то не то, что-то не так, что-то не здесь, что-то не там…
И мы впадаем в сомнения: «Где обетования пришествия Его? Где исполнение Его слов, которые даны нам были годы назад? Что происходит, Боже?! … Господи, мы стареем с Сарой… Боже, Ты обещал мне великое потомство – нет ни одного сына, ни дочери, никого!!!»
И когда Бог даже подтверждает нам, мы уже не принимаем это с радостью, мы как бы падаем духом, мы начинаем сомневаться. Но Авраам так знал голос Божий, как мы его не знаем, поэтому он знал, что это Господь. Но он начал прямо говорить Ему сомнения. А мы начинаем сомневаться вообще: «А Бог ли это?! Бог ли?! А любил ли Он нас так, как мы думаем?! А действительно ли Он Всемогущий?! Может у кого-то, но не в нашей жизни…» И пошла жара, раскрутка…
Ретрит – это выход навстречу к Господу
Богу для того чтобы на самом деле обновить нашу веру, Ему нужно нас встряхнуть, Ему нужна встряска наша, и Он может хватануть нас, поднять, вывести вон, вырвать нас из этих обстоятельств!
В миниатюре это может происходить на этом ретрите. Кто-то из вас не хотел ехать на ретрит. Но получилось так, что вы почувствовали, что Бог поднимает вас и говорит: «Поехали! Выходи вон! Лех Леха! Тебе нужно вырваться из твоей привычной насиженной среды!»
Как минимум, пару сот человек не доехало до ретрита, пару сот не доехало, которым необходимо было доехать, может они и доедут. Но я говорю о тех, которым необходимо было в эти дни, в первые дни быть на ретрите. Минимум пару сот, а может быть и больше людей не доехало! Они не дали Богу вывести их вон из шатра, вырвать их из тех обстоятельств, в которых они находились. И сами обстоятельства убеждали их: «Нет! Мы сейчас должны быть в этих обстоятельствах! Обстоятельства показывают, что мы не можем туда поехать».
А на самом деле Бог так сжал эти обстоятельства, чтобы выдавить их из этих обстоятельств и вывести их вон сюда, чтобы они оказались в не совсем привычной среде и здесь смогли принять обновление веры и слово от Господа.
Вы знаете, Господь многих из нас хочет встряхнуть и многих людей, которых не оказалось здесь, Он хочет встряхнуть. Дело не в том, что у нас какой-то особенный ретрит, и Бог не может по-другому встряхнуть. Просто каждое событие, которое организует Господь (а мы знаем, что это событие организовал Господь), оно предназначено для определённых людей. И такого рода «вылазки»… «Ретрит» – это как выйти из обычных обстоятельств, отойти от привычного, войти в непривычное – такое событие приготовлено для целого ряда людей именно в их обстоятельствах, именно те обстоятельства, которые их удерживали, должны были вытолкнуть их сюда. Но не получилось. Поэтому слава Богу за тех, которые приехали!
Итак,
«вывел его (Господь) вон и сказал: (а вот теперь) посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю эту во владение. (Авраам говорит): Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
Скажите, пожалуйста, это слова веры? Как это согласовать с тем, что в 6-ом стихе сказано:
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»?
Читаем дальше, 9-ый стих:
«Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего баранчика,
Тут написано «овна», «овна» – красивее, но барана –
горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
Авраам повиновался Богу
Смотрите! Он выразил свои сомнения, которые приходили к нему, несмотря на то, что он поверил Господу. Но когда Господь сказал в ответ на его вопрос просьбу: «Сделай то-то и то-то» – Авраам не занял такую позицию, такую позу: «Я не понял, Господи, что за дела?! Я ж Тебе – про сына, а Ты мне – про барана…»
Понимаете, что отличало Господа от многих из нас, от меня в частности, во многих ситуациях, к сожалению, в моей жизни? Когда Господь не прямо отвечал мне… Вот, мы Ему задаём вопрос, а Господь вместо того чтобы пуститься в рассуждения, которые нам хотелось бы от Него услышать, говорит: «А ты сейчас выходи! И иди и не скажу тебе, куда! Покажу только общее направление!» – Мы бы вообще сказали: «Это не может быть Господь». А почему? Потому что нелогично!
А что делал Авраам? Он вставал и шёл. Бог ему является в обетованной земле и говорит: «Будет у тебя такое потомство – больше чем песка морского. – И говорит: – Давай, теперь вставай и обходи эту землю». Авраам встаёт и идёт, может не обходит, но, по крайней мере, в одну сторону прошёл.
А мы бы сказали: «Ну, слушай, Господи! Ну, причём тут это? Зачем это? Что, от обхода у меня ребёнок появится?!» Он встаёт и идёт.
Проходит ещё время и немало времени, совершаются разные важные события, которые мы пропустили в 14-ой главе. И Господь опять ему всё подтверждает, но Авраама уже… даже его «достало». Тем более, я взял этот образ, может быть, это его не касается, но нас это точно касается: застрял в своём шатре, застрял в определённой позиции, подуныл, не видит явного исполнения главного Божьего обещания; видит, что Бог действует, видит, что Бог в других отношениях благословляет, но в самом главном – нет и намёка!!! И он уже подупал духом и говорит: «Ну что? Наверное мой слуга будет мне наследником…»
Бог ему говорит: «Нет! Тот, кто произойдёт физически от тебя, будет тебе наследником! Тот, кто из чресл твоих произойдёт!» И видно Аврааму это тяжело было, знаете, бывает такое – упадок духа, упадок веры. И тогда Бог вырывает его, выводит и показывает ночное небо. Ночью был разговор, отсюда мы можем понять это.
И потом говорит всё-таки Авраам: «Как я узнаю, что я буду владеть этой землёй?» И Господь вместо какого-то логичного ответа говорит: «Давай сейчас займись делом: бери телицу, козу, барана, горлицу, голубя…» Причём именно трёхлетних, молодую там… Вот просто: «Отбери!»
Внимание!
Но понимаете, многие из нас возможно в своё время остановились, когда Господь требовал непонятных действий в ответ на наши понятные вопросы, на наши понятные разочарования, на наши понятные сомнения.
Господь говорит: «Я тебя слышу. Давай вперёд – погнал!» А мы говорили: «Нет! Мы не пойдём вперёд, пока Ты нам всё не разъяснишь!» – и застрявали. А Авраам просто делал то, что ему говорил Господь.
«И он их рассёк…
– кроме птиц. Не знаю, сказал ему прямо это Господь, или сердце Авраама подсказало следующие действия.
…И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их».
Боже Ты мой! Что получалось часто у нас? Даже если мы делали то, что говорил Господь, но потом приходилось ждать, – мы не выдерживали. Мы хотели сразу, чтобы произошло какое-то чудо и подтвердило то, что мы правильно поступили. А уж если хищные птицы налетали, то это уже вообще безвыходная ситуация.
Помните притчу о сеятеле? Часть семян, что с ней происходило? Хищные птицы налетали и выклёвывали. Почему? Тот, в ком эти семена были посеяны, не охранял их и не укоренял их в себе. А Авраам именно это делал – он охранял приготовленные Богу жертвы от хищных птиц, которые всегда (ну, по крайней мере очень часто) в Библии символизируют злых духов. Он не просто охранял, он активно отгонял – то, что мы с вами делали – наступали на тех, которые пытаются наступать на нас.
Наша ошибка во многих случаях!
Когда на нас начиналось наступление, мы уходили в глухую защиту. Нам казалось, что сил наших нет, кое-как там… Но лучшая защита – нападение.
12-ый стих: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий».
А такого с нами не бывало? Вы знаете, друзья! В истории Авраама прослеживается история Израиля. Вся история народа Израиля прослеживается в истории Авраама. И даже, можно сказать, в отдельных эпизодах жизни Авраама прослеживается вся история Израиля, в частности в этом, в тяжелейшие периоды. И я бы сказал, что история церкви прослеживается в этом.
Пришла тьма, сражался с хищными птицами, охранял приготовленные Богу жертвы, которые всё ещё не принимаются как бы Богом, как будто бы ничего не происходит. И уже силы иссякли, и новая ночь пришла, после той ночи прошло утро, день, вечер. Наступает тьма, и тьма неестественная – не просто ночь пришла, а мрак великий. Мрак великий!
Вы знаете, в начале перед мраком великими пришёл ужас. Иногда вот эта неестественная тьма наваливается под воздействием страха, который первый приходит. И кажется: всё закончено, ничего не получится! Бог ушёл, отступил, мы потеряны! Его не только нет рядом, вообще неизвестно, где Он! Ужас и потом мрак великий!
Перед рассветом тьма сгущается
Но есть такое выражение: «Перед самым рассветом сгущается тьма». Перед самым моментом, когда Господь просияет, бывает особенно сгущается тьма, и особенно тяжело становится. Испытание близится к своему завершению, но нам кажется, что уже сил нет его выдерживать. Но Господь не оставил Авраама и никогда не оставит нас.
«И сказал Господь Авраму: знай,
– в этот момент Он опять начал говорить с ним –
что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
И это как бы Он показывает ему то, что происходило с ним. Это образ будущего, будущей истории Израиля.
но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев
– тех, которые населяют Ханаан –
доселе еще не наполнилась».
Смотрите, какая забота об идолопоклонниках! Бог даже к идолопоклонникам, врагам Его, невероятно справедлив и милостив. Он не позволит Божьему народу вытеснить идолопоклонников, пока мера беззаконий идолопоклонников не исполнится.
Бог заключает безусловный вечный завет с Авраамом
«Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными (рассеченными телами). В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев».
Друзья! То, что произошло здесь – это великое потрясающее чудо! Это не взаимный завет был заключён. Бог заключил безусловный завет с Авраамом. Это практика Древнего Востока: когда двое заключали вечный кровный завет, они рассекали животных, раскладывали их на две стороны, и каждый проходил между рассечёнными половинами тел животных, и каждый провозглашал: «Да будет со мной так, как с этими рассечёнными животными, если я нарушу этот вечный завет с моим другом» – и называлось имя второго. Один проходил и второй проходил.
Очень важно!
Что произошло здесь? Бог прошёл! Бог прошёл в огне! Сначала дым и потом огонь. И Бог как бы провозгласил, что Он берёт на Себя всю тяжесть завета с Авраамом и с его потомками. Аврааму не нужно было проходить.
Что это значит? Получается, что бы Авраам ни вытворял, всё будет у него хорошо? Нет! Что бы его потомки ни вытворяли, всё будет замечательно? Ни в коем случае! Бог предупреждал Авраама и до этого и после этого, чтобы он был непорочен, исполнял заповеди. (Уже были даны заповеди тогда определённые, и тем более его потомкам). Но что бы ни вытворяли потомки Авраама, каждый будет ответственен за свои грехи и преступления, исходя из завета Бога с Авраамом. Завет с Авраамом не может разрушить ни один потомок Авраама.
Вы поняли, друзья? Ну, люди в Общине у нас знают, мы разбирали это. Но гости?..
Внимание!
Итак, Бог заключил безусловный завет с Авраамом, но благословения завета приходят на определённых условиях. Если не исполнять условия завета Бога с Авраамом…
Не написано: «Господь и Авраам заключили завет». Кто заключил завет? Господь с Авраамом.
…Если не исполнять условия завета, приходят проклятья завета, но сам завет не разрушается. Вечный! Абсолютный вечный завет! Это ясно. Великое чудо произошло! Слава Божья сошла!
Следующий стих, 1-ый стих 16-ой главы:
«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары».
Ну и дальше вы знаете, что произошло. Как вы считаете, проявилась в этом непоколебимая вера Авраама? Не очень. Хотя, друзья, Бог (все мы читаем 15-ую главу Бытия), Он не сказал, что «тот, кто произойдёт из чресл твоих и чрева Сары, будет наследовать». Он сказал: «Тот, кто произойдёт из чресл твоих».
Формально у Авраама был повод поверить Саре. И Сара, она вот так поняла, что может быть, если у неё никак не получается, она так и будет бесплодной, то пусть хотя бы из чресл Авраама через Агарь произойдёт наследник.
Вы слышите? То есть тут сложный вопрос. Ясно, что это была вера в обетования Божьи. Но это была не духовная, а плотская вера. Авраам был уже способен, он проявил глубокую, духовную веру в суть обетований Божьих. А здесь он из-за того что Сара разуверилась и исключила себя из завета, жена подействовала на мужа, и слабость жены стала слабостью мужа, и он уступил этой слабости. Хотя формально не нарушил условия, сказанного Богом. Веру проявил, но веру не Божью, а свою.
Дальше вы знаете всё, что произошло. Сложная ситуация с Агарью, с Измаилом…
17-ая глава, с 1-го стиха:
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою,
Точнее сказать «утвержу завет Мой». Не «новый завет поставлю», – здесь Он говорит, а «утвержу завет Мой».
и весьма, весьма размножу тебя».
Хотя косвенно этот 2-ой стих можно рассматривать как скрытое пророчество о Новом Завете.
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4-ый стих: «Я – вот завет Мой с тобою».
Завет Бога с Авраамом невозможно отменить
Здесь подтверждается великая слава Божья, описанная в 15-ой главе – что Бог заключил Сам односторонний святой великий абсолютный завет с Авраамом. Это была инициатива Бога, Авраам просто откликнулся. Но не только инициатива. Это не был договор с Авраамом. Это был абсолютный односторонний завет Бога с Авраамом и с его потомками, которые просто теперь могли выбрать: либо оказаться благословением и в благословениях завета, исполняя его условия, либо оказаться в проклятьях завета и проклятьем завета, нарушая его условия. Но отменить этот завет невозможно!
Потому что здесь Бог вообще говорит невероятную вещь: «Я Сам – завет Мой с тобою».
Бог говорит Аврааму:«Я Сам – завет Мой с тобою. Я – Завет! Можно Меня отменить? – говорит Бог. – Ты можешь Мою волю нарушить, но Меня отменить нельзя! Ты можешь Мои заповеди нарушить, но Меня ты не можешь разрушить! Я – завет с тобою».
Духовные параллели ТаНаХа
Помните, в 19-ой главе книги Шмот (Исход), когда Бог говорит Моисею, и через него Израилю, когда они подошли к горе Синай, Он говорит:
«Я нес вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе».
Более точный перевод: «Я поднял вас, нес на орлиных крыльях и принес вас к Себе». «Я – завет Мой с тобою».
Здесь как бы две личности Бога: Бог Завет и Бог, Который этот Завет с Авраамом заключил. И там как бы две личности Бога: Бог, Который поднял Израиль над Египтом, вынес его из Египта, перенёс его через Красное море и принёс его к Своей горе, к Себе, потому что там Он благоволил явиться Своему народу. Бог, Который ожидал Израиля в пустыне, этот же Бог действовал в Египте, Он поднял его и перенёс к Себе. Это проявление абсолютного завета Единого Бога с Авраамом и с его потомками.
И дальше 4-ый стих:
«…ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам (отец народов), ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».
Завет Бога с Авраамом, прежде всего, относится к евреям
Друзья! Мы прекрасно понимаем, что этот завет, во вторую очередь, относится к верующим в Бога Авраама, Ицхака, Яаков из всех народов. Мы понимаем, что этот завет относится не только к физическим потомкам Авраама, не только к Израилю по плоти. Но никогда никто не может разрушить этого завета с еврейским народом. И подтверждение этому – постоянные повторения обетования обетованной земли, обещания обещанной земли.
И все попытки в истории церкви доказать, что это теперь полностью перешло на церковь, они пеерчёркиваются массой мест Писания – и ТаНаХа (так называемого Ветхого Завета), и Нового Завета – массой мест Писания! И в частности, всеми обетованиями, дарованными Аврааму в книге Бытие, где постоянно повторяется, что «потомки твои будут владеть этой землёй».
Представьте себе, сколько сейчас людей, которые считают себя христианами в мире? Где-то полтора миллиарда, да? А то и больше… Они поместятся в Эрец Израэль? Физически невозможно! Так это сейчас. А что будет в будущем, когда… Они даже просто теоретически не могут поместиться! Теоретически! Ну, я просто говорю об абсурдных таких вещах.
Завет Авраама распространяется на Божью Церковь – «кегилу»
Эта земля обещана не церкви. Эта земля обещана народу Израиля – еврейскому народу. Друзья! Просто это должно быть понятно. Но, во вторую очередь, здесь Господь провозглашал вечный завет со столпом и утверждением истины во всех народах, которая есть «экклезия», «кегила» Господня, или в не совсем, скажем, удачном переводе на русский язык – «церковь».
Почему неудачным? Потому что это произошло от немецкого слова «кирхе» – «церковь», а это значит здание церкви.
Поэтому когда русскоязычные люди или украиноязычные, или белорусскоязычные, или польскоязычные, говорят: «церковь, «церква», «костёл», – они сразу представляют себе здание, в котором собираются верующие. Но в Библии это нигде, ни в одном месте, которое переводится как «церковь» или «община» – не имеется в виду здание, а имеются в виду люди, которые откликнулись на Божий призыв.
Можете записать, если это для кого-то интересно или, может быть, ново звучит.
Итак, дальше – подтверждение завета с еврейским народом, идёт заповедь обрезания. И теперь с 15-го стиха 17-ой главы:
«И сказал Бог Аврааму:
– Аврааму уже –
Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына;
«от нее сына» – звучит конкретно
благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее».
Оказывается! То обетование, которое первоначально было дано и потом утверждено, и углублено Богом Аврааму, касалось не просто его, но его вместе с Сарой.
Он-то понимал с самого начала, что это касается его и Сары, но потом засомневался, Сара вообще пала духом, и они решили, что как угодно, и если у неё не получится, то хотя бы получится с молодой Агарью.
И теперь слушайте 17-ый стих 17-ой главы. Внимательно читайте и слушайте! Это важно для всех нас!
«И пал Авраам
– Отец множества народов, утверждённый в абсолютном завете с Богом, подтверждённый и углублённый –
на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?»
У меня к вам вопрос: как вы считаете, является ли этот смех Авраама, даже уже не Авраама… Послушайте! Это уже другая ответственность! Имя изменено, другой уровень вообще – глубина познания Бога, посвящения – является ли этот смех Авраама и его вопросы, которые он задавал внутри себя, и которые конечно же слышал Бог, проявлением его непоколебимой веры? Стопроцентно наоборот!
Может быть у кого-то уже возникли какие-то вопросы? Если есть вопросы, можете задать с места или написать записки. Это важно для нашей веры, это важно для нашей жизни.
Записка из аудитории №1. Сказано в Бытие 15:9 «Возьми Мне…» – перечень животных. Авраам не только взял, но и рассёк их, кроме голубя, принеся в жертву. Не есть ли это самодеятельность излишняя со стороны Авраама, которая в конце привела пророчеству о четырёхсотлетнем рабстве. Авраам хотел подтверждения – подпись Бога под договором об обетовании. А что же хотел Бог из этой живности, отеделённой для Него? Авраам голубя не рассёк, может быть это стало пророчествам об убиении младенцев, и живность нчала…
Борис Грисенко. Слава Богу за ваши глубины! У меня на такой глубине дух перехватывает, поэтому я так держусь ближе к поверхности. Но хочу сказать, что там совершенно ясно: именно этого Бог и хотел от Авраама. Он хотел заветных жертвоприношений, и это полнота жертвоприношений. Каждая жертва, которую принёс Авраам, соответствует полноте жертв Израиля – фактически от первосвященника до самого бедного низкородного израильятина, который мог только голубя принести. Это полнота жертвоприношений народа Израиля.
Он точно сделал всё по воле Божьей! Вопрос в том, сказано было ему об этом напрямую? Или, знаете, Дух Божий не обязательно говорит тем, кто знает Его, словами каждый раз. Он может говорить изнутри, и это уже мы переходим к теме даров духа и различения. Он может говорить изнутри так, что изнутри твоего сердца возникает конкретное желание что-то сделать для Бога или людей такое, что тебе не сказано точно словом, но что именно и является раскрытием того, что тебе сказано словом. Тебе словом сказано вот это, ты это делаешь, но внутри тебя возникает сильнейшее желание с тем, что тебе сказано, сделать ещё что-то. И это является завершением воли Божьей. И только исполнив это желание, ты исполняешь совершенную волю Божью.
Авраам настолько знал уже Бога к этому моменту, что возможно (я говорю «возможно», я иду по тексту, поэтому только «возможно», не обязательно. Может быть Бог сказал, но это не написано в Слове. Но скорей всего, с моей точки зрения (я осторожен, поэтому вы не принимайте так, что это точно так было, но возможно) и, с моей точки зерения, скорей всего, что это было то, как Дух Божий уже не прямыми словами, а внутренним побуждением повёл Авраама завершить, совершить эту заветную жертву перед Богом.
Он жертву совершил, а Бог прошёл. И конечно невозможно себе представить, что Бог прошёл через незаконные жертвы, и не был бы тогда вот так окончательно заключён вечный завет, если бы это было хоть на полграмма неугодно Богу. Наоборот это было очень угодно Богу!
Записка из аудитории №2. Как применять это место в повседневной жизни и не ошибиться?
Борис Грисенко. Какое именно? Мы тут о разном говорили, разное читали.
Записка из аудитории №3. А Мелхиседек был верующий? Он был современник Авраама. Почему Вы говорите, что верующих, кроме Авраама, до него не было?
Борис Грисенко. Вы, наверное, невнимательно меня слушали. Я сказал, что когда Авраам получил указание выйти из Ура Халдейского, верующих вокруг него кроме него не было.
Где жил Мелхиседек? Вы помните, да? В Салиме. Поэтому, пожалуйста… Конечно, если вы считаете всю землю и всех людей теми, которые жили вокруг Авраама, то, пожалуйста, тогда конечно. Давайте тогда и ангелов засчитаем. Но я говорил об Уре Халдейском и вообще об этой Халдее знаменитой. Проверьте, пожалуйста, мои слова по разным комментариям.
Просто надо внимательно слушать! Но, слава Богу, что вы написали. Если вы невнимательно слушали, то правильно сделали, что написали вопрос, по крайней мере, теперь вы уточнили.
Записка из аудитории №4. Получается, что если мы даже засомневаемся в том, что сказал Бог, Бог силён исполнить Своё Слово? В сфере исцеления как это применять?
Борис Грисенко. Тут правильные вопросы, и мы как раз об этом и будем говорить.
Есть ещё вопросы? Можно с места задать любые вопросы. Если есть вопросы, поднимайте руку смело или пишите записки.
Будьте внимательны!
Я снова прочитаю 17-ый стих из 17-ой главы. Это важно для нас всех! Это практически важно! Если кто-то думает: «Чего он столько Библию читает?! Мы на ретрит приехали «тащиться», а не тут это вот это», то, друзья, это очень важно! Очень важно! Если даже кто-то приехал «тащиться», ну, или не «тащиться», а там просто погружаться и всё время течь в реке или в ручье, или в подводных потоках – это слава Богу, если это потоки Божьи. Но надо это делать по Слову Божьему.
И мы разбираем тот разбор Слова, который был вчера. Мы уточняем: а что же говорит Новый Завет о вере Авраама? Что имеется в виду, и как это применять нам всем?
Это настолько важно, что, пожалуйста, будьте внимательны с Библией.
17-ая глава, 17-ый стих снова:
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?»
Смотрим 4-ую главу Послания к Римлянам на эту тему, правильно? Давайте посмотрим! Вы не возражаете? А что же там об этом написано?
18-ый стих: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении».
Странно, правда? Как же так? Как это понимать? А тут явно он высказывает сомнения – и на счёт себя, и на счёт Сары. Вы поможете мне разобраться в этой загадке? Я прочту вам по подстрочнику, по греческому тексту.
«как написано: отцом многих народов Я положил тебя, перед Которым (или Которому) он поверил Богом оживляющим мертвых и называющим несущее как сущее, который, вопреки надежде, при надежде поверил в то, что он сделается отцом ногих народов по сказанному: «так будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он заметил свое тело уже омертвевшее столетним пребывающее».
«Он заметил, он помыслил свое тело уже омертвевшим столетним пребывающее».
В некоторых древних текстах добавлено «не». Но основное чтение без «не».
Слышите? Друзья, я ещё раз прошу вас быть внимательными. Я же не зря говорил: «будьте внимательны!» Потому что вы что-то пропустите, немногое, а оно будет ключевым.
Ещё раз. Написано, что
«он не изнемог верой, хотя и заметил свое тело и увидел свое тело омертвевшим, столетним. И увидел (заметил) омертвение материнсого лона Сары».
«В обещании же Бога не усомнился неверием, но был усилен верой, давшей славу Богу. И в результате исполненный уверенностью в том, что обещанное Бог силен и совершить. Поэтому и было засчитано (вменено) ему в праведность».
Немножко мы видим, что основное количество древних текстов Послания к Римлянам без «не». И это достаточно интересно. Понимаете, дорогие?
«Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному:
– это я читаю синодальный перевод –
«так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял…»
А в большинстве текстов сказано, что как раз «помыслил, что тело его, почти столетнего и омертвелого, и утроба Саррина в омертвении».
Как оно и описано в книге Бытие. Вы понимаете, друзья?
Проверяйте сказанное с написанным в Слове Божьем!
Слава Богу мы живём в такое время, вы можете всё проверить по оригинальным текстам и по подстрочникам. Всё это доступно и это важно! Когда мы стлкаиваеся с внешним противоречием, вместе с упоминанием текста из ТаНаХа (Ветхого Завета) в Новым и самим текстом, первоначальным, – желательно проверить подстрочники, как оно там на самом деле написано.
Но всё-таки он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но стал тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность».
Возвращаемся к книге Бытие, 17-ой главе, 18-ый стих:
«И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!»
Что это? Исповедание неверия в то, что от Сарры может кто-то родиться.
19-ый стих: «Бог же сказал: (нет!) именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак…»
– Ицхак – от слова «цхок» – «смех». Мы все знаем, что имя Исаак (Ицхак) появилось в связи со смехом Сарры. Это так. Но первоначально оно появилось не из-за смеха Сары, а из-за смеха самого Авраама.
Кто из вас помнит, что само имя было Богом названо после смеха неверия Авраама? Кто помнит это? Почти никто! И я на каком-то промежутке своей верующей жизни и служения не обращал на это внимания, хотя читал многократно. А почему? Потому что в проповедях я всегда слышал разбор того места, где Сарра рассмеялась. А почему не разбирают это место? А потому что внешне оно противоречит 4-ой главе Римлянам. «А зачем нам? Так написано! Будем держаться этого, не будем вникать… А ещё людям говорить?! Так у людей могут – о!! что-то сомнения возникнуть…»
Наоборот! И мы сейчас увидим, насколько это здорово, важно и прекрасно – то, что Бог написал в 4-ой главе Римлянам, именно исходя из того, что Бог написал в книге Бытие.
Может быть кто-то сейчас отреагировал: «Ух ты! Он сказал: «Бог написал». Это он что, устраняет человеческие факторы из напсания Библии?» Нет, не устраняю. Я просто подчёркиваю, что и то и другое Богодухновенно.
Итак, 19-ый стих 17-ой главы Бытие:
«Бог же сказал: (нет!) именно Сара…»
Исповедания сомнений и неверия Авраама и Сарры
Значит, Авраам высказал сомнения, он высказал практически прямое неверие в то, что он может стать отцом теперь, потому что уже к этому времени он, так сказать, иссяк – сто лет. Во-вторых, он высказал сильнейшее сомнение, что у Сарры может появиться сын, потому что у Сарры уже и до того не появлялись дети. А, в-третьих, он сказал: «Ох! Если бы только Измаил был жив!» Три исповедания сильного сомнения или даже неверия.
А Бог ему говорит:
«именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Ицхак;...
Очень «духовное» имя! Типа «засмеялся», «засмеялись», «засмеялась» – что за дела?
…и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него.
То есть на Исаака перейдут все обетования Авраама.
И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу.
Смотрите! Бог отреагировал даже на это исповедание сомнения через восклицание об Измаиле: «Ты хочешь, чтобы Измаиль был жив? Он будет и увидишь!» Вернее «потомки твои увидят».
Но завет Мой поставлю (все-таки) с Исааком, которого родит тебе Сарра в это самое время на другой год.
И тут уже Бог просто называет сроки.
И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него».
Богоявление у дубравы Мамре
Здесь дальше – как был исполнен завет обрезания. И потом – знаменитая сцена у дубравы в Мамре, когда идут три путника, фактически в которых пришёл Бог в этих трёх личностях. Такое Богоявление. По тексту это прямо видно. Можно там сильно выкручиваться, чтобы это не признавать и сказать, что это прото ангелы, но тем ни менее…
В общем Авраам проявил сильнейшее гостеприимство. Он даже оставил молитву ради заповеди гостеприимства; ради того, чтобы послужить путникам, в которых он сначала не признал явление Божье. Он всё оставил и всё подчинил принятию этих гостей, и потом только оказалось, кто они.
И вот, после того, как он поставил всё приготовленное перед ними,
«а сам стоял подле них под деревом, а они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал:...
– вставлено «один из них». На самом деле это вставка. О трёх явившихся личностях сказано: «и сказал». Они как бы в одном лице сказали:
…Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей.
То есть они говорят, как Господь, Который прямо перед этим объявил ему, что через год Сарра родит.
А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение? и господин мой стар.
То есть она как бы повторяет то, что делал Авраам прямо буквально перед этим, может быть за день до этого.
И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Цдому (Содому); Авраам же пошел с ними, проводить их».
Итак, друзья! Мы прочитали перечень исповеданий-сомнений неверия Авраама и Сарры. Мы прочитали о действиях, вызванных этим. И в то же время мы видели, что когда Бог что-то говорил Аврааму (а потом Аврааму), он исполнял.
Внимание!
Что это такое, друзья? Это путь побеждающей борьбы веры каждого из наследников Авраама.
Конечно, никому из нас не предстояло и не предстоит совершить такой выбор, как ему. Никому из нас вообще! Никто из нас не может теоритически оказаться в ситуации, что он не будет знать ни одного верующего, и ему будет казаться, что вокруг одни идолопоклонники, и нет другого верующего в Единого Бога. Потому что мы знаем: теперь на земле всегда есть множество людей, верующих в Единого Бога Израиля. Можно перечислять другие отличия.
Несмотря на колебания в вере, Авраам верил Богу!
Но в то же время так же, как величайший, великий пророк Илия, единственный взятый живым на небо, написано: «он был человек подобный нам», так и Аврам (и Авраам), был человек подобный нам. И Бог описывает его слабости, Господь показывает, как тяжело ему было, как, проходя испытания своей веры, он падал духом и колебался, и поддавался сомнениям, и не мог верить в то, что это обетование исполнится, но всё равно верил Богу в целом!
Друзья! Он и верил и сомневался, сомневался, но выбирал веру. Он поддавался унынию и отчаянию, но, в то же время, он не отпускал Бога. Вы слышите, дорогие, что происходило с ним?
Давайте мы ещё раз перечитаем 4-ую главу Послания к Римлянам, вот этот текст с 16-го стиха:
«Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам…
Обратите внимание на этот стих! Здесь сказано, что теперь обетования – только потомкам Авраама по вере из всех народов? Нет! Здесь сказано:
«чтобы обетование (Авраама) было непреложно для всех, не только (для потомков Авраама) по закону,
Кого – имеется в виду? Еврейский народ остаётся согласно Посланию к Римлянам, и не только 9-ой, 10-ой, 11-ой, 3-ей главам и так далее, но и даже здесь подчёркивается, что обетование Аврааму и еврейскому народу остётся непреложным. Вы слышите, друзья? Подчеркните это в 16-ом стихе.
Что же здесь написано? «Не только евреям, но и потомкам Авраама не по плоти, а по вере. Верующим в Бога Авраама через потомка Авраама, Сына Давидова – Мессию Йешуа», потому что
…Авраам… есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее».
Бог всё время Аврааму называл несуществующее как существующее. И если мы прочтём знаменитое определение в Послании к Мессинаским Евреям, в 11-ой главе, в 1-ом стихе:
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Теперь вопрос: Авраам же терял эту уверенность! Авраам терял эту уверенность, друзья! Явно! Он сомневался, он отчаивался!
Друзья! Скажите, пожалуйста, вкаком возрасте Авраам вышел из Ура Халдейского? Сколько ему лет было? 70 лет. В каком возрасте исполнилось это обетование по рождению наследника? В столетнем. 30 лет испытания веры!
Обращение!
Может быть здесь есть те, кому что-то было непоколебимо обещано 30 лет тому назад, и до сих пор нет намёка на исполнение? Если есть, поднимите руку. Подойдите к нам, пожалуйста. Если есть те, кому 20 лет назад что-то было обещано, и до сих пор не исполнено, тоже подойдите. Если есть те, кому 15 лет назад обещано, тоже подойдите в промежутках. Мы хотим с вами поговорить и помолиться. Если есть те, кому 10 лет назад было обещано, тоже подойдите.
Вы поняли? Если кому-то 10 или больше лет тому назад и было что-то чётко сказано, и до сих пор нет намёка на исполнение, пожалуйста, подойдите к нам после этого служения. Слышите, да?
Итак, явным образом Авраам сомневался, падал духом, унывал. Почему же здесь написано:
«Он, сверх надежды (или вопреки надежде), поверил с надеждою,...
Или как более точно по подстрочнику сказано: «при надежде». «Вопреки надежде поверил при надежде».
…через что сделался отцом многих народов… И, не изнемогши в вере, он не…
Но мы знаем, что уже в основных текстах здесь сказано:
«он как раз помыслил и заметил, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; но (тем ни менее) не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд (остался тверд) в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность».
Варианты написанного в оригинале Писания
Как вы думаете, есть варианты… Как приятно на ретрите – у нас есть время задать вопросы и разные ответы получить на них. Есть варианты, почему так написано в 4-ой главе Послания к Римлянам? Правда, мы теперь уже более точный перевод читаем. Предложите свои варианты, пожалуйста! Принимаются любые, самые фантастические. Не будем вас обижать, даже если вы придумаете какую-то ересь Сейчас можно говорить – это не значит, что мы все под эту ересь подпишемся, но… Это не значит, что мы не будем разбирать, но вас обижать не будем.
1) Ольга Рыбалка. У меня такая мысль пришла, исходя из проповеди, что можно сомневаться в себе, и видя то, что ещё, допустим, как бы не согласуется с обетованием Божьим, но нельзя сомневаться в Боге. То есть Авраам… У меня просто, когда Вы говорили, был вопрос: почему Захария засомневался, и его Бог наказал, и он молчал в течение год, пока не родился у него ребёнок? А Авраам, когда упал и рассмеялся, Бог как бы это не заметил?
Но у меня такое пришло понимание, что Авраам, он засмеялся, увидя своё тело. То есть он смеялся со своей способности, он понял, что он не способен. А в Боге – то, что Бог обещал, он был непоколебим. Он всё равно знал, что Бог может это сделать.
Раввин Борис Грисенко. О! Мне очень нравится этот ответ! Я хотел об этом сказать в конце, но это прозвучало, но мы всё равно к этому вернёмся. Это очень сильно! Ещё что? Вам не обязательно говорить что-то, что мне понравится. Это я просто говорю своё личное впечатление. Вы можете говорить спокойно то, что мне не понравится, другим не понравится. Варианты ещё есть?
2) Сергей Нарожный. Если я правильно понял вопрос, то по поводу Римлянам 4-ой главы, что он увидел своё тело омертвелым, но при этом не изнемог в вере. Я думаю, что он имел такой момент, как Вы и говорили, переломный, где он разочаровался, разуверился, но это не стало конечной точкой в его движении. Он просто переломил это, перешёл, прошёл и пошёл дальше в вере.
Авраам прошёл сквозь сомнения и устоял в вере Божьей
Раввин Борис Грисенко. Ну, практически больше ждать вариантов мне не надо, потому что сейчас прозвучало основное. На самом деле это так. Потому что Авраам, пройдя через годы сомнений, через периоды мрака и отчаяния, он не упал в них, а он прошёл через них. Он не сдался этому, а он прошёл, вышел из этого; он вышел вон из этого; он совершил Пейсах; он, даже когда эти сомнения окутали, облепляли его, он проскочил, он совершил исход из этого. И в конечном счёте он победил эти сомнения, неверие, уныние, отчаяние и страхи.
Это огромная радость для всех нас! Потому что если бы Авраам в этих невероятных условиях вообще не боялся ничего, и если бы Сарра вообще не боялась ничего, и если бы Авраам ни разу не сомневался, если бы он вообще ни разу не поддался никакому сомнению, то это не могло бы быть для нас примером. Это было бы для нас просто констатацией очередного факта. Мы теоретически дети Авраама, а практически мы даже теоретически не можем быть его наследниками. Это было бы безнадёга для нас!
Опасность!
Есть опасность такой безнадёги для некоторых людей. Некоторые может и считали, что вот они теперь никогда не засомневаются ни в чём, всегда будут горными беркутами. Но это ещё опасней, потому что у вас не получится! Если у Авраама не получилось, у Ицхака не получилось, и Яакова не получилось, у патриархов не получилось (детей Яакова); если у Моисея не получилось ни разу ни в чём не засомневаться; если у Йешуа Бэнуна (Иисуса Навина) не получилось всё пройти без сомнений; если у великих мужей Божьих, которые были судьями Израиля, не получилось; если, извините, у пророка Шмуэля (Самуила) не получилось не впадать в уныние и в отчаяние и по поводу своих детей, и по поводу царя Саула, и по поводу всего Израиля; если у Давида не получалось много раз; если у Иеремии не получилось; если у Исаии не получалось; если у Апостолов не получалось, то знаете, если кто-то из вас посчитал, что у вас получится, то надо побыстрее смириться и покаяться в гордости.
Важность разбора Писания на тему веры Авраама
Вы поняли, почему так важен этот разбор? Для двух категорий: и для тех, кто прямо вот так поверили в отношении себя, что вы можете быть абсолютно непоколебимым в вере во всех обстоятельствах, и ни разу никогда не поддаться сомнениям, как якобы это получилось у Авраама. Ничего подобного! У него так не получалось.
И для тех, которые подумали: «Ну, что ж, Авраам может быть только обличающим примером для меня. Чем больше я буду читать про Авраама, тем хуже мне будет. Может мне как-то надо эту личность закрыть для себя в Библии? Потому что, если я буду перечитывать это, то мне гаплык, у меня нет надежды…»
Авраам всегда был верен Богу в главном!
Друзья! Это вдохновляющая новость для нас. Это настоящая Благая Весть! Если мы читаем 4-ую главу Римлянам и внимательно проходим историю жизни Авраама по книге Бытия, мы начинаем понимать, как Бог даёт нам победу, и как Он может вывести нас из любых искушений и провести через любые испытания.
Сколько лет Авраам сомневался?! Сколько лет он поддавался неверию?! Но тем ни менее он не отходил от Бога. Сколько лет Авраам сомневался?! Сколько лет он поддавался ощущениям и мыслям неверия, уныния и даже отчаяния. Но тем ни менее он не покидал Бога, не отходил от Бога, не возвращался в язычество. Он оставался верен Богу в главном! Он оставался уникальной личностью, он оставался свято и непоколебимо верующим в Бога и отвергающим всех идолов. Вы слышите, друзья?
Авраам – живой пример для верующих
Это такой пример для нас! И это живой пример, это реальный! Даже если нас одолевают сомнения, даже если нас одолевают страхи, даже если сомнения буквально роятся у нас в голове, даже если наша душа не поёт от счастья, и нам кажется, что Бог, говорящий с нами, немного над нами издевается, – мы, потеряв нашу надежду, вопреки нашей естественной надежде…
А что это слово ещё обозначает? Вопреки нашим ожиданиям можем ухватиться за невероятные ожидания Божьи. Вы понимаете, о чём здесь речь?
Он, как Авраам, уже верить не мог, надеяться не мог, его надежда, его ожидания говорили: «Не жди! Нет! Невозможно! Не будет!» И он конкретно поддавался в паре случаев. Хотя, даже когда он поддался с Агарью, на самом деле это прямо не противоречило тому, что сказал ему перед этим Бог. Но всё равно он поддался! Он здесь поддался этой плотской надежде, плотским условиям, своей человеческой надежде, своим человеческим ожиданиям. Но при этом он остался верен Богу! И Бог по тому, чем закончилась его борьба, поставил печать на жизни Авраама и провозгласил его непоколебимо верующим. Вы слышите, друзья?
Просто подумайте об этом! Бог, зная каждое сомнение Авраама, зная каждый его приступ неверия, зная каждый момент из множества, когда он не рассчитывал на исполнение Божьих обетований вроде бы, – Бог смотрел в конец его борьбы, Бог видел окончательную победу Авраама над Аврамом.
Это для нас невероятное вдохновение, ободрение и надежда!
Откроем ещё раз 11-ую главу Послания к Мессианским Евреям, и ещё раз прочитаем кое-что, что там написано: 1-ый стих, 2-ой и 6-ой.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней засвидетельствованы древние».
Кем засвидетельствованы? Самим Богом. Бог стал свидетелем Авраама. Бог засвидетельствовал Авраама отцом веры.
Суть и этапы веры Авраама
6-ой стих: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Послушайте! Здесь в этом 6-ом стихе описана суть веры Авраама и суть нашей веры, без которой угодить Богу невозможно.
«…ибо надобно, чтобы приходящий к Богу…»
Первое – верующий в Бога приходит к Нему. Запишите! Если ты не приходишь к Богу, то возникает вопрос: вера ли это?
Второе – надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, что Бог есть Тот, Кто есть – Эйе ашер эйе: «Я есть Тот, Кто есть». Бог, Который есть абсолютно сущий, и Он абсолютно сущий всегда и везде. И Он всегда не есть Бог только прошлого или только будущего, или прошлого и будущего. Он всегда есть Бог, создавший не только пространство и время, и всегда Бог настоящий и в настоящем пребывающий.
Даже если кому-то показалось, что я что-то непонятное сказал, ничего страшного! Всё равно об этом мы не можем говорить так, чтобы было нам самим и всем до конца понятно. Вы думаете, мне самому понятно до конца то, что я говорю? Это невозможно, это тайна! Вы можете себе представить Личность, пребывающую одновременно во всех временах сразу? Я не могу! Это невозможно представить, но Бог именно таков. Он, в первую очередь, над всем, Он держит время между двумя пальцами – всё время, все времена! И Он всегда есть! И вот в это надо верить, что Бог, Он истинно сущий и нет иного. Он истинно сущий! В Нём – всё истинное существует и раскрывается. А вне Него нет ничего истинно сущего.
И третье – «…и ищущим Его воздает…» Кому воздаёт? Ищущим что?
Ответ из аудитории. Бога!
Раввин Борис Грисенко. Правильно! Я поставил заранее неправильный вопрос. Ищущим не «что», а Кого? Это усть нашей веры. Здесь, в 6-ом стихе – это суть нашей веры. Здесь ничего не говорится о благословениях: материальных, физических, исцелениях, семейных, жёнах, мужьях, работе, богатстве, пирамидах. Может быть кто-то мечтает закрутить новую пирамиду среди верующих? Нет, друзья! Ну, во-первых, это не благословение, а проклятье. А, во-вторых, это абсолютно не относится к вере Божьей. Но даже хорошие финансовые благословения никак не относятся к сути нашей веры. Даже обещание здоровья не относится к сути нашей веры. К сути нашей веры относится Сам Бог.
Секрет веры Авраама
И Авраам знал это! Он всё время приходил к Богу и везде со всеми своими сомнениями он не уходил от Него, а он шёл к Нему. И это секрет Авраама!
Обращение!
Как бы ни сомневались, наши сомнения не должны уводить нас от Бога. Как бы мы ни боялись, эти страхи не должны отгонять нас от Бога. Как бы нам ни было печально и грустно, никакая депрессия не имеет власти по-настоящему над нами, даже если мы её чувствуем всеми пятками, если мы, прямо испытывая это давление, приходим к Богу и открываем, и исповедуем, и изливаем всё то, что мучает нас в нашей душе или давит на нашу душу и на наши мозги.
Призыв!
Нам надо прийти к Нему в любом состоянии, не только в прекрасном и замечательном, но даже если нас обуял ужас. Даже в ужасном состоянии нам надо бежать к Богу, а не от Него. Это секрет Авраама! Если мы так идём к Нему всегда, то что бы с нами ни случилось, никто и ничто не отлучит нас от любви Божьей, как сказано в 8-ой главе Римлянам.
Ободрение!
Друзья! И когда мы пришли к Нему со всем нашим мотлохом, даже если дьявол так запутал нас, что нам кажется, что его кощунственные мысли, его ужасные сомнения, его неверие, его страхи, его искушения, теперь это – наши, даже если он обманул нас и уверил нас, что мы снова стали супергрешниками и не способны верить, а если мы во всём этом, со всем этим не ушли от Бога, не вернулись в языческю жизнь, а прибежали к Нему, то Бог знает, как вывести нас из всего этого!
Возможно это не произойдёт одним щелчком ангельского пальца. Возможно, что это займёт время. Но если мы не будем убегать, но будем каждый раз приходить к Богу, то неминуемо произодёт освобождение. Наша Пасха прорвётся через все египты!
И если при этом сквозь любые сомнения мы будем сохранять память — может быть у нас нет ощущения Божьего присутствия; может быть нам кажется – Бог так далеко, что невозможно представить; можеть быт нам кажется, что Его любовь абстрактна, но сквозь всё это мы сохраняем искру веры в то, что Он есть Бог истинный и нет иного! И в нас звучит молитва:
שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד
Шма Исраэль Адонай Элогейну Адонай Эхад.
Слушай Своего Господа Единого!
– то Он обязательно услышит нас!
И если мы будем искать прежде всего, несмотря на то, что мы не находим ответа на нашу нужду в этот момент. Может быть мы уже 20 лет не находим исполнения обетования, в которое мы вначале верили, но теперь мы пришли и исповедуем своё отчаяние, горечь, непонимание, жалобы, сомнения, неверие, – но при этом ищем Бога, Который так долго не отвечал нам, то Он обязательно нам ответит!
Аллилуйя! Я вас поздравляю, дорогие! Давайте поднимемся и давайте скажем:
«Господь! Слава Тебе за сомнения Авраама, за отчаяние Авраама, за смех Авраама и Сарры. Благодарю Тебя, что они были подобны мне! Они не были роботами, они были живыми людьми, и если они победили вместе с Тобой, то и я смогу победить в Твоей борьбе по милости Твоей!»
И давайте ещё попросим:
«Боже! Пусть Твоё Слово взрывается во мне и жизнь отца веры, моего отца – Авраама, через Сына Твоего – Йешуа наполняет меня уверенностью в Твоей окончательной победе в моём сердце, в моём разуме, в моей воле, во всей моей жизни! Слава Тебе, окончательный Победитель!»
И давайте все возгласим Ему славу! Амен.
Ретрит 6-11 мая 2012 г., девиз «Исход в новый Шавуот!», 9 мая 2012 г.
Последнее: 26.07. Спасибо!