Завет Авраама: потомки физические и духовные

Завет Авраама: потомки физические и духовные

Когда говорят о завете Бога с Авраамом, описанном в 15 главе книги Бытие, речь идёт о завете, в котором Бог обещал дать Аврааму и его потомкам землю Израиля. Но я думаю, что это только часть обетования. Давайте разберёмся, что же ещё содержится в этом завете.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что это описание завета помещено в контексте отрывка, который начинается, как минимум, с начала 15 главы:

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении...» (Бытие 15:1)

Что же это такое за происшествие? И что это за обращение Господа к Аврааму в видении, результатом которого стало заключение завета? Я был очень удивлён, когда прочитал этот стих в Септуагинте: «После же слов этих сделалось Слово Господа к Аврааму в видении...» То есть, не после происшествий, а после слов. В Септуагинте стоит слово ρήματα («ремата»/«слов»), множественное число хорошо известного нам слова «рема». А в оригинале на иврите это אַחַר הַדְּבָרִים «ахар hа-дварим», где слово «дварим» — это множественное число от «давар», которое переводится как «слово» и как «дело». И в этом есть глубокий смысл: это не просто сказанное слово, а слово, неразрывное с делом. То есть, буквальный смысл: «После дел или после слов Авраама было обращение Господа Аврааму в видении».

Приоритеты Авраама

Что же это было за дело или слово, или исповедание Авраама, после которого последовало это обращение Господа к нему в видении, а потом и заключение завета? Чтобы понять это, нужно обратиться к предыдущей главе, где описана история о войне царей. И мы читаем следующие слова Авраама:

«Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Бытие 14:22-24).

Авраам не просто говорит: «Царь Содомский, извини, я у тебя ничего не возьму, чтобы ты не пустил молву обо мне, что я от тебя обогатился твоим имуществом». В Септуагинте царь Содомский говорит: «Отдай мне людей, а конницу возьми себе». Видимо, в контексте той эпохи очень важной добычей была военная конница. Что же лежит в сути этого исповедания Авраама?

Фактически, Авраам исповедует, что он не связывает себя с благами этого мира, с богатством этого мира. Он говорит: «Ничего не возьму, даже самой грязной вещи — ремня от обуви». Авраам исповедует перед Господом и перед этим миром в лице царя Содомского (тут, наверное, где-то рядом всё ещё находился и царь Салимский Мелхиседек), что он принадлежит Богу Всевышнему и связывает своё существование с Божьей реальностью и с небесами. Это очень важный момент. Если мы считаем Авраама отцом нашей веры, то наша жизненная позиция, естественно, должна быть аналогичной.

Наследование поклонения Богу

И после этих слов, после этих дел, «ахар hа-дварим», Господь обращается к Аврааму и говорит:

«...Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Бытие 15:1).

И в контексте того, что мы сказали, о какой награде идёт речь? Конечно же, не о награде в виде этих земных благ: «обогащу, озолочу...» Нет! Награда связана, прежде всего, с небесными благословениями. И дальше следует интересный разговор, который в деталях конкретизирует, о какой именно награде идёт речь:

«Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Бытие 15:2-3).

О каком наследовании идёт речь? Только об имущественном наследовании? Конечно же, нет. Опять же, в контексте того, что исповедал Авраам в Бытие 14, речь явно о другом.

Для лучшего понимания этого вопроса нам следует обратиться к религиозно-культурному контексту той эпохи. В то время каждый род имел своих, скажем так, богов-покровителей — родовые божества. И они были на всех уровнях — на уровне семьи, племени, города, страны. Например, в Вавилонии верховным божеством считалось божество Мардук (Меродах в синод. пер.; см. Исаия 39:1). И при этом существовали и другие божества, которым тоже поклонялись. Яркую иллюстрацию этого мы можем увидеть в Бытие 31, когда Иаков с двумя жёнами, двумя наложницами, одиннадцатью сыновьями и большими стадами возвращался от Лавана, и Ривка похитила родовые божества отца своего Лавана. Лаван был главой рода и священником в своём роду, он охранял эти божества и следил за праздниками поклонения этим божествам, которые считались покровителями этого рода. Для него то, что были уведены стада, утеряно имущество, — это было ещё полбеды, но то, что у него исчезли эти родовые божества, — это был огромный позор. Поэтому он предъявляет Иакову претензию: «Ну, ладно, ты увёл моих дочерей и моих внуков, но зачем ты украл моих богов?» (см. Бытие 30:31).

Что же в контексте этой религиозно-культурной эпохи подразумевает Авраам в своём вопросе к Господу? «Господи, я Тебе поклоняюсь. Ты мой щит. Ты моя защита. Ты мой обеспечитель. Ты ведёшь меня. Ты вызвал меня из Ура Халдейского. Ты мне уже не один раз до этого обещал землю и потомков. Но, Господи, я бездетный. Кто же после меня унаследует поклонение Тебе? Вот этот Елиезер из Дамаска?» На что ему Господь отвечает:

«И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Бытие 15:4).

Да, это обетование, что у Авраама родится сын. Но ещё больше это обетование о том, что этот сын унаследует у своего отца поклонение Богу Всевышнему, Богу Авраама. Дальше интересное продолжение. Здесь есть некий пробел между 4 и 5 стихом, который, в моём понимании, связан со скрытым в 4 стихе обетованием грядущего Мессии, потомка Авраама, Спасителя.

«И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Бытие 15:5).

Во многих переводах обычно сказано: «столько будет у тебя потомков», то есть, подразумевается, что такими многочисленными будут потомки. В оригинале же и в Септуагинте стоит утверждение: «Такими будут твои потомки» (ивр. כֹּה יִהְיֶה זַרְעֶךָ — «ки ихье зарэха»). Другими словами: «Они будут сиять, как звёзды на небе, они будут сиять Божьей славой». То есть, не только непосредственно родившийся от Авраама сын в первом поколении унаследует поклонение Господу, и Господь будет его щитом, обеспечителем, и так далее, но и все потомки, весь обетованный еврейский народ будут поклоняться Господу, и Господь Бог будет их Господом.

Речь идёт о том, что от Авраама произойдёт народ, который в каждом поколении, сколько этот народ будет существовать, будет поклонятся Богу Всевышнему. Первое следствие из этого: если в каждом поколении будут поклоняться Богу Вечному, то и этот народ будет вечным. И, как мы уже сказали, согласно буквальному переводу 5 стиха, этот народ будет не просто многочисленный, как звёзды на небе, а будет сиять Божьей славой. И теперь в контексте всего этого более понятным становится 6 стих. Авраам поверил Господу в отношении той Божьей перспективы, которую ему открывает Господь. Это касается и земной части, и небесной, вечной.

Кто такие потомки Авраама

Это фундамент фактически всей Библии — фундамент Божьего завета с Авраамом и через Авраама с еврейским народом, фундамент Божьего завета со всеми верующими из всех народов через семя Авраама, через Иешуа. И нам важно понимать, что духовное родство никогда не отменяло родство физическое. С самого начала это было соединено в завете Бога с Аврамом, потом с Авраамом. И поэтому верный слуга, верующий в Бога Авраама, который всю свою жизнь положил для того, чтобы служить не только Аврааму, но и Богу Авраама, — он не мог стать продолжателем и каналом распространения Божьего завета, потому что не был от чресл Авраама, он не был физическим потомком Авраама.

С другой стороны, не все физические потомки удостоились этой чести, потому что не все они были способны разделить эту веру, устоять в этой вере и служить Богу Авраама. Поэтому уже непосредственно первый сын Авраама Ишмаэль (Измаил) оказался в стороне от заветных отношений, а потом и Исав, сын Ицхака, внук Авраама, который вообще был близнецом Иакова, — он был другого духа. Вместе с тем, уже все сыновья Иакова, несмотря на их недостатки, их слабости, оказались проводниками этого завета и двенадцатью патриархами колен Израиля.

Поэтому, когда мы читаем в Послании к Римлянам знаменитую фразу, на которую ссылаются некоторые люди в подтверждение того, что якобы церковь заменила Израиль, на самом деле там говорится совершенно о другом.

«...Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь. Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречётся тебе семя». То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Римлянам 9:2-8).

Здесь идёт речь не о том, что теперь не физические потомки Авраама, Исаака и Иакова являются обетованным семенем, а только те, которые называются, скажем, «христианами». Речь о другом. По прежнему остаётся завет с Авраамом, перешедший на весь еврейский народ. Но истинными детьми Авраама и теми, которые являются выразителями этого завета, являются только те, кто уверовали в наследника Авраама, Мессию Израиля Иешуа. Здесь не говориться о замене евреев христианами. А говорится о том, что в народе Израиля, как и раньше, Господь выделил избранный остаток. Более того, там же, в книге Бытие, мы читаем дальше:

Оказывается, с самого начала Бог самому Аврааму показывал определённые законы, давал ему определённые заповеди, и заповедывал ему передать понимание Божьей праведности и даже суда. И первое, что сказано, — «ходить путём Господним». Если мы откроем Деяния Апостолов и внимательно прочитаем о первых двух-трёх десятилетиях эпохи нового завета, то увидим, что тогда не было слов «христиане», «христианство», не было даже слова «мессианство». А вера Авраама в еврейском народе через Мессию, Господа и Спасителя Иешуа, вера нового завета в Израиле и среди присоединившихся к нему язычников называлась «Путь». Фактически с самого начала Господь говорил Аврааму, что так оно и будет. И вот этот «Путь», это движение за Господом, это восхождение с Господом в Небесный Иерушалаим, — это то состояние, в которое Господь вводит всех верующих. Это поступательное движение к вечному спасению. И это понятие духовного пути восстанавливается сейчас Богом в Теле Мессии.

Вера Авраама — это не нечто застывшее, зафиксированное. Это всегда движение вперёд и вверх. Поэтому метафора пути, дороги так часто встречается в Танахе (Ветхом Завете) и приходит к своей кульминации в Новом Завете. И по ходу этого пути Бог даёт направляющие и показывает ограничения, которые помогают верующим не растеряться на пути, знать, куда они движутся, знать следующие шаги, и также не свалиться ни в левый кювет, ни в правый. Всё это — единое целое: и обетование еврейскому народу через Авраама, и присоединение к еврейскому народу и к вере Авраама верующих из разных народов, и заповеди, которые в новом завете достигли своего совершенства, и состояние верующих, которое будет правильным, только если они будут постоянно возрастать.

авторы — Борис Грисенко, старший раввин КЕМО; Игорь Русняк, директор Мессианской библейской школы КЕМО / kemokiev.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!