Каждое воскресное утро они рассаживаются среди нас. Прислушайтесь и вы услышите, как они хлопают крыльями над головами. Голоса хора затихают, проповедник поднимается к кафедре и раскрывает книгу. Пока люди ерзают на скамьях, готовясь услышать, как Бог говорит через человека, вороны начинают шевелиться в предвкушении. Громкое и приглушенное карканье раздается на дальних рядах. Некоторые звуки жутко похожи на хихиканье.
Иисус слышал их, когда готовился проповедовать.
«Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Марка 4:3-4)
Когда проповедник начинает сеять доброе семя Божьего Слова в общине, как сеятель разбрасывает семена по полю, оно падает на почву — твердое и истоптанное, невспаханное и неухоженное сердце. Незаинтересованность, рассеянность, небрежность, лень, невежество — все это не пускает семя. Истина о Христе, о грехе, о спасении попадает в ухо человека, ложится на сердце – но никогда не входит в него. Слушая, они не слышат. Видя, не видят. Они никогда не слышат слово настолько, чтобы обратиться или получить прощение.
Однако семя не остается на твердой тропинке — Иисус наблюдает, как его склёвывают птицы.
Они наблюдают сверху. Головы дергаются вверх-вниз-влево-вправо-наклон. Глаза рыщут, ища беззащитное семя. Вот. Зерно на несколько мгновений замирает, обнаженное. Взмах — темная вспышка, как молния с неба – и зерно исчезает. Слово об умирающем Боге, слово жизни, слово предупреждения исчезло. Склевано, сожрано. Возможно, на его месте осталось перо.
Охота птиц
Картина, которую Иисус приводит в притче о сеятеле, не дает покоя. Что символизируют птицы? Послушаем, что Он говорит ученикам:
«Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Марка 4:14-15)
Кто то и дело пожирает отвергнутое семя слушателей проповедей? Сатана. Он и его легионы парят над головами. Он клюёт почву наших сердец. Его кривой клюв похищает чудесное семя. Его дергающийся глаз мечется туда-сюда в поисках евангельской истины, которую можно поглотить.
Это ужасное откровение: птицы-демоны парят над головами — зоркие, наблюдательные — и наблюдают за вашей общиной в поисках проигнорированных евангельских слов, голодные. Мы можем представить себе наш дискомфорт, если бы физические птицы парили над нами во время проповеди. Как бы мы волновались, если бы при каждом упоминании Иисуса они срывались вниз и клевали наши уши. Но Иисус открывает ученикам нечто более тревожное, более беспокоящее: эти вороны со злобой питаются словами, которые могли бы спасти души грешников.
Самый постоянный посетитель церкви
Многие из нас мало думают о сатане, однако, он постоянно думает о нас. Вы можете представить, что он бродит где-то среди убийц, прелюбодеев и лжерелигиозников в воскресное утро, но нет, он в церкви. Каждое воскресенье он совершает свое злодейство: лишает сердца людей наполненных истиной и возвышающих Христа проповедей.
Мы с вами можем пропустить воскресную проповедь, а он — нет. Мы с вами можем пренебречь пиршеством над Словом — он не сделает этого. Дьявол — самый постоянный и самый внимательный посетитель церкви.
Он пирует не для того, чтобы насытиться; он пирует для того, чтобы вы не наедались, чтобы грешники не нашли Христа и не продолжали учиться, ходить и общаться с Ним. У Луки сказано: «Приходит дьявол и похищает слово из их сердец, так что они не могут поверить в услышанное и обрести спасение» (Луки 8:12, Современный перевод). Павел говорит, что «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4). Иисус хочет, чтобы мы услышали и через слышание с верой увидели Его славу. «Слушайте! Вот!» — начал Он Свою проповедь. «Не слушайте! Не обращайте внимания!» — кричат птицы.
А как они это делают?
Как они пожирают
Как демоны похищают слово из сердец? Как эти птицы пожирают слово? И хотя они делают это безбоязненно и окончательно у невозрожденного и пренебрежительного слушателя проповеди, моё предположение и печальный опыт показывает, что дьявол также похищает игнорируемые, слушаемые одним ухом проповеди и из уст детей Божьих — хотя он не может окончательно уморить их голодом в аду.
К.С. Льюис дает нам ответ в начале книги «Письма Баламута». Баламут, старший демон, советует своему племяннику, Гнусику, перестать использовать аргументы, чтобы убедить своего подопечного в неверии. Вместо этого он советует просто говорить на жаргоне. В качестве иллюстрации он рассказывает историю об одном из своих подопечных, который во время посещения Британского музея заблудился в опасных мыслях (христианских мыслях).
«Прежде чем понял, как такое могло случиться, я увидел, что результат моей двадцатилетней работы вдруг оказался под угрозой. Если бы я потерял голову и начал пытаться защищаться с помощью аргументов, я бы проиграл. Но я же не идиот. Я сразу ударил по той части человека, которая больше всего находилась под моим контролем, и намекнул, что ему самое время пообедать» (3)
Воскресный обед. Сколько полезных слов из проповедей украло мысленное созерцание трапезы после служения, как у верующих, так и у неверующих? Простые предложения врага — об обеде, о раздражающей манере проповедника, о вулканическом тепле в святилище, о блестящей лысине сидящего перед вами человека, об удушающем парфюме сидящей слева от вас женщины — обо всех и обо всем, кроме Слова.
Отвлечение разума
Но может ли сатана действительно отвлекать нас, закладывая мысли в наш разум? Не только может, но и делает это.
Сатана отвлекает, внушает и лжет, чтобы украсть у нас Слово. Сатана подстрекал Давида согрешить и сделать перепись Израиля (1 Паралипоменон 21:2). Дьявол наполнил сердце Анании желанием солгать Святому Духу (Деяния 5:3). Сатана «вложил в сердце Иуды» предать Христа (Иоанна 13:2). Павел предупреждает нас, чтобы мы не обманывались и не уклонялись от чистой преданности Христу (2 Коринфянам 11:3). Сатана лжет нам, и когда он это делает, он показывает свой характер отца лжи (Иоанна 8:44). Неправдой он увлекает людей исполнять свою волю. Его уловки против нас не изменились со времен Эдемского сада. Враг внушает нам мысли, которые не являются полностью нашими.
Комментируя этот текст, Джон Пайпер выделяет три способа, которыми сатана крадет семя: через невнимательность, злой умысел и невежество. Комментируя невнимательность, он пишет:
«Сатана работает, не покладая рук, чтобы удержать людей от серьезного и внимательного отношения к Слову Божьему. Он может не давать вам спать допоздна в субботу вечером, чтобы во время проповеди или в воскресной школе ваши глаза слипались. Он может расставить вокруг вас кучу различных отвлекающих факторов во время богослужения, чтобы отвлечь ваше внимание от послания. Он может посылать в ваш разум мысли о завтрашней встрече с начальником. Если ему удастся отвлечь вас так, чтобы звуки, исходящие из уст проповедника, входили в одно ухо и выходили из другого, он успешно лишит вас Слова Божьего и сделает его неэффективным для вас. Невнимательность — это его игра».
Теперь представьте, как сатана витает над вами, предлагая всякую ерунду, насмехается и бесконечно отвлекает ваш разум, чтобы не дать истине прорасти. Когда доброе слово встречает твердую почву — или хорошую, но неподготовленную почву — он наносит удар, чтобы украсть. Когда мы ходим отвлекаться, сатана предоставит нам эту возможность. Сколько мечтаний о футбольном матче или планах на эту неделю, пришедших в голову в удачно выбранный момент, крадут серьезные размышления о Христе из наших сердец воскресенье за воскресеньем?
Тем, кто слушает проповеди
Дорогой читатель-христианин, церковная скамья — это поле битвы. Каждую неделю либо мы будем пировать словом, либо это сделает сатана. Он как никто понимает значение еженедельно проповедуемого нам слова — а мы?
Он посещает вашу церковь. «Этот злобный дух неустанно старается причинить нам вред», — уверяет Д. Ч. Райл.
«Он постоянно следит за нами и ищет случая погубить наши души. Но, пожалуй, нигде дьявол не действует так активно, как в общине слушателей Евангелия. Нигде он не трудится так усердно, чтобы остановить прогресс добра и предотвратить спасение мужчин и женщин. От него исходят блуждающие мысли и фантазии, вялые умы и тусклые воспоминания, сонные глаза и нервное возбуждение, усталые уши и рассеянное внимание. Во всем этом сатана играет важную роль. Люди недоумевают, откуда это берется, почему они себя так чувствуют, и удивляются, почему они находят проповеди такими скучными и так плохо их запоминают! Они забывают притчу о сеятеле. Они забывают о дьяволе». (Размышления о Евангелии от Луки, 158)
Не бывает ли так, что иногда мы не успеваем дойти до парковки, как нам кажется, что мы даже не слышали проповедь? Давайте помнить о сатане утром в воскресенье. Не из-за бездействия – «ибо сущий в вас больше того, кто в мире» (1 Иоанна 4:4) — но благодаря подготовке – «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Ефесянам 6:11).
Беззаботный слушатель проповеди, могу ли я в заключение обратиться к вам с просьбой? Человек может отказаться покинуть тюремную камеру ради обещания свободы, которую предлагает Христос, но этот же человек, скорее всего, передумает, если узнает, что в его клетке сидит тигр. Вы не одиноки в своем неверии; сатана с вами. Он поощряет вашу отговорку об атеизме, осаждает ваше внимание и ослепляет вас, чтобы вы не видели славу Христа. Прежде чем вы доберетесь до стоянки, лишившись того, что только что услышали, сатана уже успевает посетить вас и склевать то, что вы не захотели принять.
Давайте же прислушаемся к предупреждению Иисуса о том, что нужно быть внимательными к тому, как мы слушаем (Луки 8:18).
Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!