Откажитесь от ошибочных убеждений о небе: восемь мифов, в которые многие верят

Откажитесь от ошибочных убеждений о небе: восемь мифов, в которые многие верят

Толстые книги, в которых много богословских идей, а также цитат из Писания и трудов давно почивших людей, обычно не очень хорошо продаются. Однако, к удивлению, как моему, так и моего издателя, мы продали более миллиона экземпляров моей книги о небе «Что ожидает нас на небесах» (Heaven), изданной в 2004 году. Бесчисленное множество читателей, в том числе и пасторов, говорили мне, что, после её прочтения, их взгляды на загробную жизнь радикально изменились.

Почему? В век, когда люди пытаются сделать доктрины более привлекательными за счёт игнорирования или искажения библейской истины, ирония заключается в том, что истинная библейская доктрина намного более притягательна, чем скучный, бесчеловечный взгляд на загробную жизнь, долгое время преобладавший в евангельской среде.

Тем не менее, эта обескураживающая перспектива и поныне лишает многих верующих свободы. Основываясь на многочисленных беседах, которые были у меня, как с читателями моей книги, так и с прочими людьми за эти последние шестнадцать лет, я сформулировал восемь стойких ошибочных представлений о небе.

1. Вечность мы проведём на облаках

После последнего суда Бог заново создаст вселенную, а затем переместит ныне существующие небеса на Новую Землю, где Он будет жить со Своим народом (Откр. 21:1-4). Обещание небесного рая на земле не должно бы удивлять нас, однако оно кажется шокирующим и подозрительным, если мы всегда верили в нечто иное.

Эту библейскую доктрину понимали многие люди на протяжении истории, в том числе, и более близкие к нам по времени реформатские богословы, такие как Герман Бавинк, Корнелис Венема, Энтони Хукема и Альберт Уолтерс. Но, к сожалению, подавляющее большинство евангельских верующих не читали их книг. А из тех, кто их прочёл, не все ухватили смысл.

Когда я изучал Новый Завет в библейском колледже и в семинарии, то наши занятия оканчивались последним судом, описанным в 20-й главе книги Откровения. Изучая эсхатологию, мы исследовали доводы за и против идеи восхищения Церкви в середине периода Великой Скорби и обсуждали Тысячелетнее Царство, но никогда не говорили о Новой Земле – о центральной теме последних двух глав Священного Писания. Таким образом, мы вовсе не уделяли внимания тому месту, где мы будем жить с Иисусом и друг с другом! Пасторы, читавшие мою книгу, часто контактировали со мной и говорили, что их образование в этом вопросе было практически таким же.

Расплывчатые ангельские сферы привлекают нас, людей, не больше, чем возможность питаться гравием. Так что, нам стоит вернуться к библейскому учению о небе, кульминацией которого станет Новая Земля.

2. В Библии очень мало говорится о Небесах

Однажды ко мне в офис зашёл один христианский лидер и спросил о теме моего исследования. «Это будет большая книга о небе», — сказал я. Он ответил: «в Первом Коринфянам 2:9 сказано: 'не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его'. Так о чём же вы будете писать?» Я ответил ему то же, что и всегда: «Вы не окончили предложение: 'а нам Бог открыл это Духом Своим'».

Когда Бог открывает нам истины, которые без Его вмешательства остались бы для нас недоступными, нам стоит обратить на это внимание. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Когда Библия говорит по существу о мире будущем, эта информация принадлежит нам. И Библия предоставляет намного больше информации, чем большинство из нас осознаёт (К примеру, 60-я глава Исаии дважды цитируется в 22-й главе Откровения, что наводит нас на мысль, что в ней говорится о Новой Земле).

Бог хочет, чтобы мы предвкушали то, что ожидает нас. Именно поэтому Пётр говорит: «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).

3. Мы можем узнать о Небе из утверждений людей, там побывавших

Однажды в мой офис позвонили из одной телевизионной компании и поинтересовались: «был ли Рэнди на небе?» Секретарь ответила: «если и был, он никогда об этом не упоминал. Но он точно провёл много лет, исследуя Библию и церковную историю». На этом разговор резко прервался: «мы берём интервью только у тех, кто там действительно был».

Слишком часто люди рассматривают сообщения о посещении небес наравне с Евангелием. Бог, несомненно, может показать какому-то человеку загробную жизнь, если посчитает нужным. Но «человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). А поскольку эти истории рассказывают люди, которые «умрут дважды», то, вероятнее всего, в первый раз они умерли не по-настоящему, даже если и невозможно было измерить их жизненные показатели. Кроме того, воспоминания человека, находящегося под воздействием сильных седативных препаратов (а также его или её способность отличать сон от яви) не вполне достоверны, в отличие от Божьего Слова (Ин. 17:17).

Апостол Павел, бывший на небе, сказал: «знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:3-4). Тем не менее, многие книги претендуют на разглашение этих тайн. И, к сожалению, некоторые читатели верят им, а не Писанию.

4. В будущем будут те же Небеса, что и сейчас

Когда христиане умирают, они входят в ныне существующее небо. Слова: «бабушка теперь на небе» относятся к промежутку времени между жизнью на земле и воскресением.

И, хотя нынешнее небо прекрасно, «несравненно лучше» земли, находящейся под проклятием (Фил. 1:23), оно не является тем местом, для которого мы были созданы. Мы предназначены жить жизнью воскресения на воскрешённой земле: «и увидел я новое небо и новую землю… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:1-3). Небо там, где обитает Бог, и где находится Его престол, а местом обитания Бога и Его престола будет Новая Земля (Откр. 22:3).

Окончательный Божий план состоит не в том, чтобы забрать нас, чтобы мы жили у Него (это происходит, когда человек умирает). Скорее, Его план состоит в том, чтобы после воскресения сойти и вечно жить с нами у нас, на новой земле. Как Иисус есть воплотившийся Бог, так и Новая Земля будет воплотившимися небесами.

5. Мы будем вечно жить без тела

Платон считал злом всё материальное, в том числе и человеческое тело. Вещи же нематериальные, такие как душа, он считал благом. Многие церкви заражены идеей, которую я называю «христоплатонизмом». Согласно этому учению, человеческому духу лучше без тела, и небеса будут царством бестелесных.

Наша неспособность оценить по достоинству физическую природу воскресения обкрадывает верующих, лишая их волнующего ожидания небес. Божий план будущей обновлённой материальной вселенной подразумевает, что мы будем жить, есть и пить, смеяться и играть, отдыхать и трудиться, пользоваться дарами, данными нам как носителям Божьего образа, и самое главное – мы будем с Царём Иисусом, будем служить и поклоняться Ему.

Иисус говорил о времени «когда весь мир обновится» (Мф. 19:28 — НРП). Пётр проповедовал о том, что Христос будет пребывать на небе «до времён восстановления всего, о чём изрёк Бог устами святых древних Своих пророков» (Деян. 3:21 – пер. Еп. Кассиана). И, тем не менее, мы упустили из виду целый пласт библейской терминологии: примирение, искупление, восстановление, исцеление, возвращение, обновление, воскресение. Бог намерен физически восстановить всё Своё творение, в том числе и нас, землю и животных (Ис. 11:6-9; 65:17, 25; Рим. 8:19-23).

6. На Небе будет скучно

Вера в то, что вечная жизнь состоит из бесконечного бренчания на арфе, поддерживает разработанную сатаной стратегию «хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6).

Мнение, что на небе будет скучно, изобличает еретическое воззрение, что скучен и Сам Бог. Вздор! Бог создал наши вкусовые рецепторы, адреналин, нервные окончания, передающие в мозг сигналы об удовольствии, нашу способность воображать, быть счастливыми и испытывать приятное возбуждение.

«И там уже больше не будет ничего проклятого. В городе будет находиться трон Бога и Ягненка, и Его слуги будут служить Ему» (Откр. 22:3, НРП). Слуги должны что-то делать, куда-то ходить, с кем-то встречаться. Нашей самой обыкновенной повседневной деятельностью станет поклонение, и оно будет перемежаться радостью от совместного с множеством других восхваления Бога.

Слова из 1-го Коринфянам 10:31 будут применимы в вечности не в меньшей мере, чем они применимы сегодня: «едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию». Мы уже сейчас можем чтить Бога посредством своего труда, занятий живописью, досуга, чтения, письма и наслаждения от любой другой невинной деятельности. Тем более, на Новой Земле, где царит правда.

7. Мы более не будем самими собой и не будем помнить своей прошлой жизни

Идея, согласно которой на небе мы утратим свою идентичность, является индуистской, а не христианской. Воскресение навеки утвердит нашу прославленную человеческую индивидуальность.

Прототипом для нас является воскресение Христа. Он провозгласил: «это Я Сам» (Лк. 24:39). Далее, когда Фома сказал: «Господь мой и Бог мой», он знал, что говорит с Тем же Самым Иисусом, с Которым он прожил несколько лет. Также и Иов сказал: «Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам» (Иов. 19:25-27).

На небе вы будете самими собой — а кем же ещё? Если мы будем давать отчёт за жизнь, прожитую на земле, значит, должны оставаться самими собой, и память наша должна лишь улучшиться, а не наоборот. В Писании нигде не упоминается стирание памяти, вследствие которого мы перестанем узнавать родных и друзей. В действительности, если мы не сможем узнавать тех, кто были нам дороги, то не будет и никакого утешения от воссоединения в загробной жизни, о чём написано в 1 Фессалоникийцам 4:14-18.

8. Небеса – это духовная сфера, где нет места человеческой культуре

Одного профессора библейского колледжа оскорбило моё замечание о том, что, скорее всего, частью жизни на Новой Земле будет культура, в том числе различные изобретения, концерты, драматургия и спорт. Но, если мы будем воскрешёнными носителями Божьего образа на воскрешённой земле, то почему бы и всему этому там не присутствовать?

Сказано, что небо – это город (Евр. 11:10;13:14). А в городах есть строения, есть искусство, музыка, торговля, наука и технологии. И, разумеется, в городах есть люди, участвующие в собраниях, разговорах, труде и развлечениях. Небо – это и страна (Евр. 11:16). А у стран есть территория, животные, правители и граждане, разные, но в то же время единые. Нам также сказано, что «цари земные принесут в него (в Новый Иерусалим) славу и честь свою» (Откр. 21:24).

Культура – это естественное, задуманное Богом следствие владычества над творением – дела, которое Бог поручил человечеству. Если мы верим тому, что говорит Писание, о будущем физическом существовании человечества и земли (а это с необходимостью следует из всего учения о воскресении), то должны признать, что и культура должна будет продолжать существовать. А как же иначе?

Всё лучшее впереди

Поскольку Божиих детей ожидает воскресение, значит мы пока не упустили пик счастья и никогда его не упустим. Там отпадёт нужда в списках дел, которые нужно успеть сделать при жизни, ведь приключения, ожидающие нас в новой вселенной, значительно превзойдут те, что были у нас в этой жизни. Мы действительно будем жить долго и счастливо. И это не попытка выдать желаемое за действительное, но обещание, купленное ценой крови Иисуса.

Каждый день мы должны ожидать мира, где не будет зла, страданий и смерти, где Бог будет жить с нами и навеки отрёт наши слёзы (Откр. 21:4). Предвкушение чудесных реалий воскрешённой земли может потрясающим образом отразиться на нашем нынешнем ощущении счастья, а также и на осознании значимости широкомасштабной проповеди Евангелия.

Станем же уже теперь жить в небесной радости, отвергая недостойные небиблейские мнения о небе и веря, что поистине лучшее ещё впереди.

Автор — Рэнди Алкорн / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!