Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Евангелие этого пятого воскресенья Великого Поста (ср. Ин 8,1-11) очень красивое, и мне нравится читать его и возвращаться к нему. В этом отрывке, представляющем собой эпизод о женщине, взятой в прелюбодеянии, на первый план выходит тема милосердия Бога, Который никогда не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил. Сцена происходит на площади перед Храмом. Представьте ее себе здесь, на площади Святого Петра. Иисус учит народ, и вдруг появляются несколько книжников и фарисеев, ведя к Нему женщину, которую поймали в прелюбодеянии. Таким образом эта женщина оказывается посередине между Иисусом и толпой (ср. Ин 8, 3), между милосердием Сына Божия и насилием, гневом обвинителей. На самом деле они пришли к Учителю не для того, чтобы узнать Его мнение, – они были плохими людьми, – но чтобы поймать Его в ловушку. Ведь если Иисус будет строго следовать закону, согласившись с тем, что эту женщину следует забить камнями, то Он потеряет Свою славу кроткого и доброго человека, которая так привлекала к Нему людей. Если же Он захочет проявить милосердие, то должен будет действовать вопреки закону, о котором Он Сам сказал, что хочет его не отменить, а исполнить (ср. Мф 5, 17). Вот ситуация, в которую поставили Иисуса фарисеи.
Их злонамеренность кроется в вопросе, заданном Иисусу: "А ты что скажешь?» (Ин 8, 5). Иисус не отвечает, молчит и делает таинственный жест: «склонившись, писал перстом на земле» (Ин 8, 7). Возможно, это были рисунки; другие говорят, что Он писал грехи фарисеев… как бы то ни было, Он писал, был как бы далеко от этого места. Тем самым Он призывает всех успокоиться, не действовать под влиянием эмоций, а искать Божьего суда. Но эти люди со злыми намерениями настаивают на своем и ждут от Него ответа. Казалось, что они жаждут крови. Тогда Иисус поднимает голову и говорит: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин 8, 7). Этот ответ озадачил обвинителей, разоружил их всех в прямом смысле этого слова: они сложили «оружие», то есть камни, которые были готовы бросить, видимые глазу — против женщины и скрытые — против Иисуса. И в то время как Господь продолжал писать на земле, рисовать или что-то другое, обвинители отошли один за другим с опущенной головой, начиная со старших, больше других осознающих, что они сами не без греха. Очень важно осознавать, что и мы грешники! Когда мы злословим о других, – прекрасно зная, что так делать нехорошо, – как полезно в этот момент набраться мужества и выпустить из рук камни, которые мы хотели бросить в других, и немного подумать о своих грехах!
Евангельский эпизод заканчивается тем, что остались только женщина и Иисус: ничтожество и милосердие, одно напротив другого. Сколько раз это происходит и с нами, когда мы стоим перед исповедальней, со стыдом, чтобы показать свою никчемность и просить прощения! «Женщина, где твои обвинители?» (Ин 8, 10), — говорит ей Иисус. Достаточно этой констатации и Его взгляда, полного милосердия и любви, чтобы эта женщина почувствовала — возможно, впервые, — что у нее есть достоинство, что она — это не только ее грех, что у нее есть личное достоинство, что она может изменить свою жизнь, может выйти из своих рабских привязанностей и пойти по новому пути.
Дорогие братья и сестры, эта женщина представляет всех нас, прелюбодеев относительно Бога, изменяющих Ему, предающих Его верность. И ее история демонстрирует Божью волю относительно каждого из нас: не наше осуждение, а наше спасение через Иисуса. Он есть милость, спасающая от греха и смерти. Он писал на земле, в прахе, из которого создан каждый человек (ср. Быт 2,7), приговор Бога: «Я не желаю, чтобы ты умер, хочу, чтобы жил». Бог не пригвождает нас к нашему греху, не отождествляет нас со злом, которое мы совершили. У нас есть имя, и Бог не отождествляет это имя с совершенным нами грехом. Он желает нас освободить и хочет, чтобы и мы желали этого вместе с Ним. Он хочет, чтобы наша свобода обратилась от зла к добру, и это возможно – это возможно! – с Его милостью.
Источник — ru.radiovaticana.va
Последнее: 26.07. Спасибо!